Александр Голубчиков | Берлинале-67. Беженцы и немного любви
В Берлине стартовал 67-й международный фестиваль – киносмотр, которому приписывают излишнюю политизированность и наибольшую открытость для самых скандальных тем. На деле политики тут совсем немного. Скорее Берлинале выполняет функцию пропаганды производства фильмов в сотрудничестве с Германией, и не более того. Скажете – политика? Нет, просто бизнес.
Джанго / Django, реж. Этьен Комар (основной конкурс)
Открылся фестиваль дебютной режиссерской работой Этьен Комар, продюсера и сценариста таких фильмов, как «Мой король» и «Цена славы». История популярного в годы Второй мировой войны во Франции музыканта цыганского происхождения Джанго Рейнхарда – мастера музыкальных импровизаций, зажигавшего своим даром сердца слушателей. Во Франции у него было все – почет, уважение, деньги. Но отказ приехать в Германию с туром и его попытка побега в Швейцарию, не только сильно усложнила его жизнь, но и спровоцировала гонения на цыган во Франции.
То, что «Джанго» стал фильмом открытия, не удивительно – с одной стороны, это программная для Берлинале тема сопротивления фашизму: в прошлом году об том рассказывал фильм «Одни в Берлине», до этого вне конкурса в основной программе был показан «Взорвать Гитлера». С другой – тема беженцев, которая продолжает волновать Европу и связывает нынешний киносмотр с победителем прошлого года «Море в огне». Не будь в фильме одной из этих составляющих, не бывать ему в программе фестиваля, даже несмотря на былые заслуги автора картины. Это прямолинейная, как шпала, работа, с длинными и, по большей части, вставными музыкальными номерами, излишними длиннотами и отсутствием всякой интриги в повествовании.
Прощай, Германия / Es war einmal in Deutschland..., реж. Сэм Гарбарски (программа «Berlinale special»)
В противовес фильму открытия, с интересом смотрится трагикомедия «Прощай, Германия» с участием Морица Бляйбтроя. Это тоже история беженцев, евреев, которые выжили в концентрационных лагерях в годы Второй мировой, и были размещены в лагерях, организованных американскими властями при непосредственном участии вдовы Франклина Рузвельта Элеоноры. Проживающим в этих лагерях было предложено впоследствии и при желании переселиться в США или Палестину.
Эта не лишенная трагизма история немецких евреев, которые стремились уехать из Германии в Америку с тем же упорством и настроем, как Остап Бендер мечтали прогуляться по Рио в белых штанах. Она основана на реальных событиях, а рассказана легко и с юмором, свойственным людям, которые осознают, что с кислыми минами ушедших не вернешь, а чтобы твою историю запомнили, ее надо рассказать ярко, возможно, даже приукрасив.
Барраж / Barrage, реж. Лаура Шредер (программа «Форум»)
Совсем из другого теста семейная драма «Барраж» Лауры Шредер, в которой главные роли сыграли Изабель Юппер и ее дочь Лолита Шамма. Героиня Юппер Элизабет воспитывает внучку Альбу (Темис Повель) и готовит ее к теннисному турниру, когда домой возвращается пропадавшая неизвестно где десять лет ее дочь и мать Альбы Кэтрин. Как мать, так и дочь встречают Кэтрин с недоверием и опаской, но блудная дочь уговаривает мать отпустить с ней ребенка и у нее есть единственный шанс пробить стену, которая за годы возникла между ней и Альбой.
Решенный в близкой к документальной манере, снятый в формате 4:3, «Барраж» немногословен, диалоги в фильме обрывисты, фразы недосказаны. И лишь два эпизода ненадолго выдергивают зрителя из сконструированной авторами реальности – танцующие, словно манекены, гости новогоднего праздненства во сне Кэтрин и лодка, несущая задремавшую Альбу в сторону дамбы. Кэтрин и Альба одинаково начали жизнь под началом властной и жесткой Элизабет, но каждая из них по-своему решает, как поступить с барьером, который стоит на пути к успеху – сдаться или идти напролом.
Рана / The wound, реж. Джон Тренгоув (программа «Панорама»)
В «Панораму» Берлинале попадают в числе прочего и фильмы-участники недавних международных смотров. Так «Рана» до показа в Берлине побывала на фестивале «Санденс». Колорит традиций южно-африканских племен тут противопоставлен захватывающей все новые территории цивилизации белых людей. На фоне ритуала обрезания и посвящения в мужчины разворачивается гей-драма между наставником и двумя его подопечными – бывшим и новым. Но тема однополой любви тут взята не как модное поветрие для попадания на фестивали, а потребовалась авторам карты исключительно для обострения конфликта старого и нового. Юноши, испытывающие влечение друг к другу – городские. Парень по прозвищу Экс недавно перебрался из Йоханессбурга в Квинслэнд и навещает своего бывшего наставника раз в год, когда тот приезжает для проведения обряда обрезания. А новообращенный юноша, в отличие от «деревенских», вырос в городской среде и совсем не приспособлен к жизни вдали от цивилизации. Менее всего он готов и сдерживаться в рассуждениях о жизни, приспосабливаться и скрывать свои мысли и чувства, что делает его в борьбе за выживание в «диких» условиях слабым звеном.