Александр Голубчиков | Деньги, как движущая сила
За последнюю неделю у меня было немало поводов для написания блога, но все они казались мне совсем несущественными. Ну судите сами. Тема первая, порожденная просмотром фильма «Пари» Натальи Бронштейн – могут ли деньги стать движущей силой сюжета? Но судя по количеству отзывов на рецензию Толи Ющенко, посмотрело этот фильм совсем немного наших читателей, а потому тема навряд ли нашла бы понимание, по крайней мере, в этом контексте. Вторая тема – грядущие перевыборы председателя Союза Кинематографистов и рассматриваемый на эту роль Михаил Пореченков. Но поскольку мы не лезем в политику, в том числе и в творящееся в недрах нашей кинематографии, ибо это тоже в своем роде, политика.
Третья тема была очевидной, потому как только об этом все говорят – кризис в нашем кино. Кризис, который в головах одних выражается в повальном закрытии запущенных в производство проектов (по разным оценкам от 20 до 80%), уменьшении гонораров актеров и зарплат работникам площадки. Но, на самом деле, кризис у нас совсем другого рода, и это было понятно давно и всем. Только до поры, пока выделялись деньги, на это закрывались глаза. Вспомните статистику, опубликованную по 2007 прокатному году, согласно которой только 4 фильма из ста смогли собрать в прокате деньги, в два раза превысившие свой бюджет, то есть еще на этапе кинопроката окупившие свое производство. Близок день, когда появится статистика по нынешнему году и, есть опасения, что картина будет еще более печальной. Благо, в 2008 году из моды вышло меряться длинной своих... бюджетов. Своей кассы не досчитались «Тот, кто гасит свет», «Новая земля», «Приключения Аленушки и Еремы»… Причем две картины из этой тройки сделаны на очень высоком техническом уровне и ничуть не уступают хорошим мировым стандартам. Так почему же не получилось?
Чтобы не копать маленькую ямку под большую кучку, возьмем тему шире. Почему выпускаемые в нашей стране фильмы, в большинстве своем, страдают от отсутствия самобытности? Вот, скажем, Гонконг или Индия – для внутреннего рынка снимается неописуемое число картин, которые заполняют собой все мыслимые и немыслимые щели в национальном прокате. Да, они не являются событиями и из сотни, может быть, один вспомнят потом, через год, а там, глядишь, известный голливудский продюсер решит сделать ремейк. Эти фильмы созданы по схеме, ремесленниками, но в них есть привлекательность для зрителя в своей стране. Что же происходит у нас? Каждый стремится в свое жанровое кино напустить психологизма, русского духа, да еще и проблематики добавить. А в это время в прокате собирает кассу мультфильм «Сезон охоты 2», который весь цивилизованный мир будет смотреть только на DVD.
Мне могут найти аргументы, что у нас есть кризис в специалистах в профессии. Да, есть. И громадный! Не хватает вторых режиссеров – тех самых людей, которые, в большинстве своем, и снимают фильмы, хотя их имен в титрах не встретишь (Резо Гигинеишвили не в счет), не хватает всего второго состава съемочной группы. Все хотят быть Эйзенштейнами и Пудовкиными. Намерение благое, но надо и в ремесленниках походить сначала. Но проблема еще и в сценаристах. И даже не в них самих, а в темах для фильмов. Вот что такое, скажем, «Мы из будущего»? Минус фантазия, плюс патриотизм и получаем «Назад в будущее». «Один дома» + «Чумовая пятница» = «Любовь-морковь 2». Про то, что стало основой для сюжета и визуального ряда фильма «9 рота», кажется, написаны энциклопедии. Понятно, что наши кинематографисты в этом не виноваты. Они были воспитаны на ремейках – «Приключения Буратино», «Волшебник Изумрудного города», да тот же «Аленький цветочек»! Все они перелицованные зарубежные аналоги. Сказки Пушкина я даже вспоминать не стану.
Неужели в нашей культуре нет сюжетов, способных стать темой для фильмов? Мультипликаторы-то правильное направление взяли – былины. А пойти дальше. Какой в нашей стране богатый фольклор! Лешие, русалки на ветвях, Кащей Бессмертный – воплощение сюжета «Мумии», только в родных палестинах! Походы за молодильными яблоками – приключенческое кино! Поиски библиотеки Ивана Грозного – «Сокровища нации»! (А «Скалолазка» – это ошибка природы). Сказка ложь, не нужно делать неубитого Иваном Царевичем медведя медведем, пусть будет банкиром каким: «Не убивай меня, Иван Царевич, авось на что сгожусь!». И пригодится – выдаст ссуду беспроцентную на выкуп Василисы Прекрасной. Утрированно, конечно, но сказка – это каркас, в которой все характеры давно прописаны, надо только их осовременить. (Потому как сказки в их чистом виде в нашей стране, кажется, делать разучились. «Лесная царевна» с отечественными компьютерными спецэффектами уровня приставки SEGA MEGA DRIVE мне до сих пор ночами снится, а про «Дюймовочку» Леонида Нечаева вспоминать почему-то не хочется совсем).
Или вот еще пример. На днях побывал я на фотосессии плаката к фильму «Лопухи. Эпизод первый». В ролях любимцы публики, герои команды «КВН» из Магнитогорска Женя и Сергей, и Эндрю из РУДН. Актеры, несомненно, молодцы – искрометный юмор из них сыпал, как из рога изобилия. По пятому разу, специально для меня, Эндрю была рассказана история про то, что он родом из той деревни, где живет бабушка Барака Обамы, и что журналисты, достали бедную старушку вопросами, что она бы посоветовала своему внуку на посту президента США. За эту географическую причастность к избранному повелителю Соединенной Америки, Эндрю был коллективом переименован в Обаму. Все, кажется, весело – сил нет, пока не рассказали мне сюжет этого чудесного комедийного фильма. Слушайте и вы, друзья:
«Однажды три провинциальных актера, не снискав славы у себя на родине, решили отправиться в Первопрестольную завоевывать ее своими талантами. Попадая в пути в разные неприятности, они встречают добрых людей, которые их выручают и помогают, чем могут. Счастливый случай приводит их на отбор участников для шоу, спонсированного бизнесменом карикатурно бандитского вида. И вдруг, их выступления оказываются ему по душе. (дальше нить повествования была мной прослушана). В общем, оказываются они в «ушастом запорожце» багажник которого туго набит деньгами. Наши горемыки, конечно, этого не ведают и влачат жалкое существование, перебиваясь с хлеба на воду, пока не обнаруживают, что везут много денег. И, как водится, начинают их тратить, благодарить тех, кто им помогал в их трудном жизненном пути и все такое. И, конечно, их преследуют и бандиты, и спецслужбы (в числе которых «Блестящая» певица Надя Ручка»). Признаюсь, если не обращать внимания на визуальный ряд и гэги, все это сильно напомнило мне, как минимум, три очень (и одну не очень) известных киноленты. Догадайтесь сами, о чем речь.
Так вернемся к тому, с чего я все это начал. Могут ли деньги стать движущей силой сюжета? Как выяснилось, для этого блога – вполне. А вот для кино?