Александр Голубчиков | Берлинале 66: Одни в Берлине, Меня зовут Неро, Колыбельная скорбной тайны...
Одни в Берлине / Alone in Berlin
режиссер: Венсан Перес
Программная для берлинской программы военная драма, которая, скорее всего, появилась в ней по двум причинам. Первая: история волка-одиночки, который раньше других осознал пагубность фашистского строя во время Второй Мировой и решил донести эту мысль до жителей города Берлина, распространяя в разных местах города анонимные открытки, в которых обличался режим Адольфа Гитлера. В этом смысле лента продолжает тему прошлогоднего фильма «Эслер» Оливера Хиршбигеля, который был показан в Берлине вне конкурса. Вторая: интернациональный состав создателей картины, который обеспечивает внимание со стороны международной прессы показу фильма на фестивале. Тут и Эмма Томпсон с Бренданом Глисоном, которые играют в одном кадре с любимцем немецкой публики и одним из главных «экспортных» актеров Германии Даниэлем Брюлем, и Венсан Перес, который, хотя в режиссуре и не новичок, впервые взялся за столь серьезный материал. История, рассказанная в картине, оказалась сильнее самого фильма. Да, герои запоминаются, мотивы поступков позволяют объяснить современному поколению, которое выходит на улицы с неонацистскими лозунгами, что из себя представляло то движение, которое сегодня стремится возродиться. Но с точки зрения фестивального кино у фильма совсем немного шансов на берлинскую награду.
Меня зовут Неро / Soy Nero
режиссер: Рафи Питтс
Откуда берутся солдаты, пополняющие ряды американской армии, воюющей в горячих точках? Благополучные и сытые американские подростки не горят желанием выходить на поля сражений, а потому рекрутами становятся эмигранты, как правило, из Мексики, которые мечтают тем самым заработать право на «Зеленую карту» и получить американское гражданство. Неро – один из таких парней, который насколько это возможно благополучно жил в Мексике, но вдохновленный рассказами брата, который перебрался жить в Штаты, о том, какая сладкая там жизнь, решает нелегально перейти границу. И хотя россказни брата на поверку оказались небылицами, а его жизнь в роскошном особняке в Калифорнии была в несколько ином статусе, чем доносилось до родственников, Неро решает испытать судьбу и уйти воевать за чужую родину, чтобы вернуться в Штаты ее сыном.
Тон повествования с попаданием Неро на войну и осознанием того, в какую ловушку он угодил, резко контрастирует с неторопливым и почти романтичным началом истории, в которой хочется услышать отголоски балабановского «Брата». Кровь смешивается с песком чужой пустыни и заставляет героя пересмотреть свои взгляды на жизнь и решить, нужна ли ему такая новая родина. Как и любой фильм о войне, «Меня зовут Неро» фильм антимилитаристский и исполненный какой-то несвойственной современному кино, но вполне объяснимой со стороны иранца Рафи Питтса ненавистью к Соединенным Штатам. Режиссер уже третий раз участвует в конкурсе Берлинале, но у его новой работы на медведя, к сожалению, шансов немного.
Колыбельная скорбной тайне* / Hele sa hiwagang hapis
режиссер Лав Диаз
Лав Диаз, пожалуй, один из немногих режиссеров сегодня, который четко осознает, для чего существуют фестивали и создает кино, которое может существовать только в формате этих самых кинофестивалей. «Колыбельная скорбной тайны» - настоящее испытание для зрителя. Восемь часов (с антрактом для берлинской публики), единственный фильм, который был показан одновременно и жюри и журналистам и на этот премьерный показ был отведен почти весь световой день.
История филиппинской революции 1896-1897 годов, рассказанная в таких, зачастую, ненужных подробностях, с такими невыносимыми длиннотами, неподвижными по несколько минут планами, пространными диалогами, из которых зрителю следует вылавливать истинные причины происходящего. Поклонники Лав Диаса, наверняка будут в восторге от его нового творения, но есть ощущение, что режиссер каждым своим фильмом ставит эксперимент над зрителем – сколько он еще в состоянии выдержать его опустошающей многословности.
Майлс впереди* / Miles Ahead
режиссер Дон Чидл
Биографическая лента, рассказывающая о знакомстве журналиста Дэйва Брейдена и звезды джаза Майлса Дэвиса, на самом деле, не о погоне за звездой, а о том, как и чем жили звезды музыки, имена которых еще при жизни произносились с придыханием. Для Чидла это дебют в игровом кино (до этого было пара серий в «Обители лжи» и документалка для Vanity fair о 80-х), в котором он выступил, как уверенный и зрелый постановщик. Другой вопрос, что зрителем этой истории, скорее всего станут поклонники таланта Дэвиса. Для иных же рассказ о легенде джаза может оказаться недостаточной причиной смотреть картину.