Александр Голубчиков | Берлинале 66: Влюбленный Хеди, Махана, Тревога
Продолжается Берлинале. Во втором блоке три фильма: конкурсный тунисский "Влюбленный Хиди", внеконкурсный показ новозеландской работы Ли Тамахори и триллер от автора "Пульса" и "Исцеления"
Влюбленный Хеди / Inhebek Hedi, (основной конкурс) Тунис
Режиссер: Мохаммед Бен Аттиа
Хеди давно пора жениться и устроиться на хорошую работу. Мама все делает для устройства жизни сына - находит ему новую работу и устраивает свадьбу с богатой невестой, но он продолжает рисовать комиксы, мечтает о том, чтобы издать их в печатном виде, и влюбляется в танцовщицу по имени Рим из отеля, который вот-вот закроется из-за оттока туристов.
Женщины, окружающие Хеди в ленте Мохаммеда Бен Аттиа, - главное достоинство картины. Волевая мать, мечтающая о дальних странах Рим, общение с которой провоцирует Хеди на безумства. Мир, в котором существует Рим, вот-вот рухнет, ведь свадьбу отменять никто не собирался. Но для Аттиа история важна в контексте ситуации, в которой оказалась одна из самых процветающих в плане туризма страна после Арабской весны - получившая свободу от прежнего правительства, страна разрушила прочную основу своей экономики и никак не может восстановить ее. К сожалению, дальше заявления проблемы, режиссер не пошел и ассоциативный ряд между пожелавшим независимости от матери Хеди и постреволюционным Тунисом не выстраивается.
Махана / Mahana (вне конкурса), Новая Зеландия
Режиссер: Ли Тамахори
За что Тамахори записали в режиссеры экшн-фильмов? Ведь в его фильмографии найдутся и психологические драмы, и триллеры. "Махана" - это история влиятельного семейства новозеландских животноводов Мохана. События давно минувших дней разделили некогда дружные семьи, а теперь властный и бескомпромиссный глава семейства изгоняет из дома своего сына, с женой и детьми. Но Махана-старший не подозревал, что это решение породит достойного наследника и изменит прежние порядки. Это экранизация четвертого произведения маорийского писателя Вити Ихимаэры. Когда-то за главную женскую роль в киноадаптации его книги "Оседлавший кита" Кейшла Кастл-Хьюз получила номинацию на "Оскар".
В каком-то смысле, история напоминает "Клан Сопрано", к которому Тамахори тоже приложил руку, только все полярности поменялись местами. Дерзкий внук, который меняет находит смелость противостоять семейным устоям, чтобы положить конец семейной вражде. Новозеландские пейзажи совсем не напоминают страну хоббитов, но оттого не менее прекрасны. Мир начал меняться в послевоенную эпоху, и эти изменения ярко проявляются даже в быту, казалось бы, одного из самых удаленных от цивилизации государств. Редкое кино на фестивале, во время просмотра которого забываешь посмотреть на часы в ожидании окончания сеанса.
Тревога / Creepy (Гала-премьера на Berlinale)
Режиссер: Киюоши Куросава
"Тревога" - новая работа мастера j-хоррора, режиссера и сценариста Киюоши Куросавы, известного широкой публилке по фильму "Пульс" (2001), адаптированного в 2006 году для Голливуда Весом Крейвеном и Реем Райтом. На этот раз режиссер сменил вектор, обратился к жанру триллера и даже начинал писать сценарий на английском языке чтобы, возможно, сразу сделать международную версию.
Главный герой картины - психолог-криминалист, работающий с маньяками, в действиях которых отсутствует система. После трагического случая на работе с одном из осужденных, он увольняется и перебирается подальше от мира криминала на городскую окраину, устроившись в университет преподавателем. Но одно старое дело о пропаже целой семьи не давало ему покоя.
Возможно, фильм слишком рано открывает карты и личность маньяка не успевает стать сюрпризом для внимательного зрителя, но тут куда интереснее мотивы и развязка, которые искупают все остальное. После такого фильма невольно начинаешь присматриваться к соседям и осторожнее открывать двери, казалось бы, знакомым людям. Паранойя - вещь заразная.