Александр Голубчиков | Берлинале 66: Вверх по течению, Когда тебе 17 лет, Письма с войны
Вверх по течению / Chang jiang tu
Режиссер: Янг Чао
Медитативное повествование о путешествии героя вверх по водам реки Янцзы (которая на другом наречии называется Чан Джанг). За время индустриализации на реке было возведено несколько шлюзов и затоплены обширные территории, вместе с которыми под воду ушли древние монастыри. Поднимаясь на барже, которая досталась ему в наследство от отца, вверх по течению реки, пытается догнать образ любимой девушки, которая, как ему кажется, следует тем же курсом. Но девушки, которых он вспоминает, хотя и похожи, но каждый раз разные. И поиски так и не найденной любви, а когда-то и упущенной любви, приводят к иссушенным безмолвным полям, откуда берет начало Большая река.
Впрочем, смысл происходящего на экране может временами ускользать от зрителя, восхищенного работой оператора ленты. Вместо того, чтобы следить за содержанием бегущих по экрану субтитров, глаз невозможно оторвать от красот, окружающих русло реки. Легкую сумятицу в происходящее вносит и сложность идентификации героинь воспоминаний, которые так похожи друг на друга, что невольно начинаешь путаться. Впрочем, если историю воспринимать именно как притчу (на что намекает ритуал поимки рыбки, в которой остается душа моряка) о путешествии по волнам памяти, то все остальное становится на свои места.
Когда тебе 17 лет / Quand on a 17 ans
Режиссер: Андреа Течине
Бывают в конкурсе Берлинале совершенно необязательные картины и эта – одна из них. История о половой самоидентификации подростка, который с первых дней в новой городской школе, куда он ездил каждый день из отдаленного горного поселка, оказался белой вороной, когда решил защитить от нападок другого ученика. Их дружба, продолжавшаяся довольно продолжительное время, внезапно переросла в любовь. Но как признаться в том, что ты любишь кого-то, что одного пола с тобой? Что скажет мама, что продумают сверстники, и главное – как признаться в своих чувствах тому, кто, кажется, совсем не разделят твоего сексуального желания.
Ключевой сюжетный поворот об осознании героем своей к соседу по парте, при просмотре фильма выглядит настоящей нелепицей, равно, как и все душевные терзания, которые случаются во второй части фильма с главными героями. Есть подозрение, что картина попала в конкурс исключительно из-за того, что требовалась в конкурсе история, освещающая подобную проблему, которая в современной Европе уже, кажется, не вызывает какого-либо душевного трепета, а считается само собой разумеющимся, благодаря работе средств массовой информации.
Письма с войны / Cartas da Guerra
Режиссер: Иво М. Феррейра
Экранизация сборника писем Антониу Лобо Антунеша своей супруге, когда португальский писатель и журналист служил военным врачом в Анголе в годы шедшей там национально-освободительной войны. Иво Феррейра решил не отставать от современного классика военной литературы, и в роли супруги главного героя снял свою жену Маргариду Вила-Нову.
Ферейра экранизирован «Письма с войны» буквально – за кадром два голоса зачитают тексты Антунеша, в то время, как на экране происходит то, что в этих письмах было описано. Для зрительского кино прием недопустимый, но фестиваль на то и фестиваль – тут открывают новые киноязыки и присматривают нарождающиеся тенденции. Насколько данный подход к экранизации эпистолярного жанра допустим – сказать сложно. Но это, как минимум, необычно.