Александр Голубчиков | Слово редактора. Одноразовое кино
Читаю я тут одно индустриальное издание (СК-новости, издается Союзом кинематографистов) на странице 6, и думаю, ну хорошо, пускай в Голливуде 30% фильмы формируют бюджет из средств регионов, пускай средний бюджет голливудского кино, занимающего первые строчки в кассовых сборах, составляет 150 миллионов, а у нас - 5,5 (никто не учитывает, что в этих 150 миллионах на само кино тратится десятая часть, а остальное - страховки и гонорары). Но вот построим мы в ближайшие годы еще десять тысяч залов, и что? Зритель за это пойдет на русское кино? Мне думается, что нет. Как ходил на проклятый Голливуд — так и будет ходить. А если зажмут в ежовых рукавицах Голливуд, выделят ему, окаянному, ограниченное количество сеансов, зритель от безысходности понесет деньги в кассу отечественному кинопроизводству? Дудки!
Я всегда имею ввиду, как развивался наш телеконтент — в 90-х смотрели «Просто Марию», «Санта-Барбару» и «Клан Сопрано» с «Секретными материалами». А теперь? Поди найди иностранный сериал на центральных каналах — нашего контента хоть в булки запихивай, рейтинги нормальные и этот их хваленый Би-Би-Си нафиг не нужен! (не всем, конечно. Кому надо — пожалуйте на Амедиатеку или туда, куда не дотянется рука Мосгорсуда с его блокировками).
Или музыкальная индустрия — понятия не имею, кто сейчас и какие песни поет, но стоит включить радио или музыкальные каналы — нужно еще поискать, где иностранная музыка звучит (для любителей есть Айтюнс и прочие радости жизни).
А российского кино за последние годы отсмотрено — мама не горюй! И я несказанно счастлив, что широкая общественность всего этого не видела, потому что 90% отечественной кинопродукции стыдно кому-либо показывать. Чтобы конкурировать, нужно не с Голливудом бороться, а с самими собой — тщательнее выбирать проекты, не финансировать по дружбе Владимира Бортко с Юрием Карой (на деньги, выделенные на их два великих «кинополотна» «Душа шпиона» и «Главный» можно было столько хорошего кино наснимать, что сердце кровью обливается).
Как правильно на презентации фильма «Холодный фронт» сказал Роман Волобуев, раздражает два типа режиссеров (и продюсеров) — которые снимают кино для себя и своего окружения, забыв про зрителя, и те, которые снимают для «гипотетического зрителя», забыв, что надо снимать кино. (цитата может быть неточной, но смысл примерно таков).
Хочется государству поучаствовать в развитии киноотрасли — на здоровье! Развивайте рынок кинопоказа, который будет нести деньги в бюджет. Собирайте со всех кинопоказчиков (кинотеатров, телеканалов, амедиатек, иви-зумби-твзавра) мзду на формирование Фонда кино и развивайте производство. Отмените запрет на рекламу в детских телепрограммах, чтобы возродить интерес к производству семейного кино. Стимулируйте регионы на то, чтобы они выделяли средство на производство кино (знаю, что в Твери снимают, Ярославль с Владимиром превратились в киноплощадки, а чем другие хуже?). Выделяйте деньги на выпуск и продвижение — среднестатистический зритель не знает, что в кинотеатре его поджидает встреча с очередным прекрасным русским кино. Но не мешайте зрителю выбирать, что смотреть! Как только фильмы перестанут сниматься для кубического коня в вакууме, когда они начнут отвечать зрителю на актуальные для него вопросы, когда в кино будут освещаться темы, которые волнуют людей, вот тогда зритель будет платить за поход на российское кино!
Задайтесь вопросом, почему собирали кассу фильмы Рязанова и Гайдая, почему выстреливали в прокате «Особенности национальной охоты», «Горько!» и «Духless», почему вы пересматриваете фильмы, которые любите? Покопайтесь в себе, найдете ответы на эти вопросы — найдете путь к зрителю.
А пока снимается одноразовое пластмассовое кино, похожее сюжетами одно на другое, российские продюсеры зрителя на сеансах своих фильмов не увидят.