Александр Голубчиков | 98-й Кинорынок. День второй: Танцы вокруг шеста
Накануне я говорил, что Кинорынок — это в большинстве своем презентации, но это не совсем так. Тут еще насыщенная деловая программа. Многие кинотеатры не осознают, что могут увеличивать аудиторию, особенно фильмов, которые идут третью-четвертую неделю, за счет продажи билетов через купонные сервисы (а мы помним, что на поп-корн кинотеатры делают наценку в 500-600%, и даже если человек купил билет за 50 рублей, он все равно купит поп-корн и окупит свой визит в кинозал. Организация дискуссионных клубов, турниров по видеоиграм и игре в условную «Мафию» — это тоже посетители, которые потратят деньги в баре, даже если не пойдут в кино. Всё это кинотеатрам, как показывает практика, нужно объяснять и для этого проводятся семинары. Или же круглые столы, на которых дистрибьюторы и кинотеатры высказывают друг другу о наболевшем при свидетелях — весьма увлекательное зрелище! То, что провели сегодня на тему «Как оживить индустрию» собрало сегодня аншлаг.
Продюсер Игорь Толстунов высказался за то, чтобы кинотеатры в меньшей степени прилагали усилия по продвижению посредственного кино, которое в основной своей массе, является телевизионным продуктом, каким-то образом попавшим в кинотеатр. В год выходит не более 50 фильмов, которые собирают от 150 миллионов рублей, из которых российских фильмов — от семи до десяти. Вот этим российским фильма и надо помогать. Гевонд Андреасян поддержал эту тему и высказался даже жестче — на большинстве презентаций кинотеатрам обещают масштабную рекламную кампанию отдельным российским фильмам, но, на деле, затраты на рекламу оказываются гораздо меньше. А в условиях, когда в России отсутствует институт трекинга — отслеживания ожиданий фильмов перед прокатом — кинотеатрам сложно сориентироваться, имеет ли смысл давать тому или иному фильму больше или меньше сеансов, и тогда вступает в дело принцип, как бы кого не обидеть, что, обычно, мешает бизнесу. Тут стоит говорить о том, что оба продюсера говорили не об авторском кино, которое можно и нужно поддерживать, но не обязательно в больших объемах, а о кино коммерческом, ориентированном на широкого зрителя.
Впрочем, кинотеатры, в большинстве своем, перестали сами делать что-либо для привлечения зрителей — трейлеры, даже к тем фильмам, которые будут показываться в их кинозалах, не всегда показывают перед сеансами и в фойе на плазменных экранах, афиши и хардпостеры также вывешивают не все и не всегда. А уж о каком-то креативе, работы с аудиторией и организации специальных акций по привлечению зрителей на сеансы и говорить не приходится — дистрибьютор рекламу по телевизору показал и на том спасибо. А ведь индор-реклама лучше всего работает на аудиторию, которая приходит в кинотеатр, но, возможно, еще не определилась с выбором, что стоит посмотреть.
Скажу больше, если в прежние времена можно было спланировать рекламную кампанию фильма так, чтобы в кинотеатрах сначала появился тизерный постер, потом его сменил уже основной креатив, то сегодня о таком даже мечтать не приходится. Более того, кинотеатры за выгодное размещение рекламной конструкции, требуют с дистрибьюторов и продюсеров дополнительные деньги, хотя, казалось бы, кинотеатр должен быть заинтересован в том, чтобы на фильм пришли в его кинозал, не меньше, чем производитель фильма и его прокатчик.
Но давайте о презентациях. Оставим за кадром повествования представление анимационной студии «Мастер-фильм», суздальского фестиваля анимации, фильма «Небесный верблюд», альманахов молодежного центра кинематографистов России и проекта «Пессимист» студии «Море», и перейдем к пакетам больших дистрибьюторов.
Первым сегодня свои фильмы заявляла компания «20-th floor», которые сделали акцент на ленте «Убей своих друзей» и «Коробка». Если про первую ленту с участием Николаса Хоулта примерно все понятно, то о фильме «Коробка» стоит сказать пару слов. Продюсером фильма выступила Елена Гликман (Плюс один, Питер FM, Чайки), фильм получил приз питчинга проектов Кинотавра в 2014 году и поддержку экспертного совета Фонда кино. И, надо сказать, не зря. Это история о группе подростков разных национальностей, которые решают выяснить свои отношения на поле футбольной коробки в одном из спальных районов. Кино не просто актуальное — оно живое! Был показан расширенный трейлер, в котором удалось заявить и героев, и конфликт, и развязку. С таким фильмом интересно работать, это не одноразовое кино и оно вполне отвечает, как мне кажется, потребностям поговорить о том, что происходит в современном обществе на примере простой дворовой футбольной команды. В ролях задействованы молодые актеры, известные по «Чернобылю: Зоне отчуждения», «ZKD: Закону каменных джунглей» и другим молодежным проектам.
Большой пакет сегодня представила компания WDSSPR, в пакете которой фильмы студий Marvel, Disney, Sony Pictures, Lucasfilm и Pixar, но перед презентацией всех обязали подписать меморандум о неразглашении (хотя, сказать, чтобы на этой презентации прозвучало что-то больше, чем было известно ранее, нельзя), так что скажу лишь пару слов о русских проектах прокатчика — «Страна чудес» и «Дуэлянт». Медиа-партнером «Страны чудес» выступил холдинг ВГТРК, а значит под Новый год по всем каналам Россия 1, Россия 24, Москва 24 и т.п. будут звучать призывы идти в кино на единственную действительно новогоднюю отечественную комедию.
Проект «Дуэлянт» Алексея Мизгирева был представлен эффектным тизером, который был показан дважды, а между демонстрацией ролика выступил продюсер Александр Роднянский, который, возможно, и не сказал ничего такого, о чем не говорилось на питчинге Фонда кино, но показанный тизер был красноречивее всех слов. Фильм выйдет в прокат 29 сентября, в том числе и в формате IMAX.
На презентации компании Парадиз продемонстрировали первые сцены из «Падения Лондона», который, внезапно, стал очень актуален после событий в Париже.
Про анимационную ленту «Богатырша» говорить много не хочется, лишь только то, что черновая анимация эпизодов «Angry birds» в другой презентации выглядела, кажется, лучше, чем этот продукт, который планируется выпустить на экраны уже через месяц.
Довольно любопытным кажется релиз «Мой парень — киллер» (или «Мистер Правильный» — под этим названием он указан в графике проката) с Сэмом Рокуэлом и Анной Кендрик. Фильм чем-то напоминает «Киллеров» с Эштоном Кутчером и Кэтрин Хэйгл, но тут за сценарий отвечал Макс Лэндис, поэтому, как минимум, история будет не хуже «Ультраамериканцев».
Кроме того, в пакете дистрибьютора появился фильм «Женские дни» Гэрри Маршала — совершенно женская комедия с звездным актерским составом и обязательной в таком случае Джулией Робертс.
Компания «Наше кино» сосредоточила внимание публики на анимационных проектах — «Иван Царевич и Серый волк 3», к написанию сценария тут вернулись «Квартет И», фильм выйдет под Новый год, хочется надеяться, что работу над ошибками второго фильма тут сделали. Куда интереснее «Волки и овцы», кажется, лучшее, что происходило с отечественной анимацией в последние годы. Это качественный продукт воронежской студии Wizart, посмотрев эпизоды из которого не возникает ни малейших сомнений в том, что фильм будет собирать кассу не только в России, но и за ее пределами. Это продукт высочайшего мирового уровня!
На этом фоне эпизоды из «Урфина Джюса и его деревянных солдат» выглядят несколько из другой реальности. На студии Мельница попытались перенести мир книги Александра Волкова на киноэкран, используя рисунки из классического издания. Визуально получилось очень здорово, книжка ожила и немного актуализировалась —
Элли с Тотошкой попадают в сказку из современного мира, после того, как девочка решила примерить хрустальные туфельки своей бабушки. Но при просмотре эпизодов не покидало ощущение некоторой театральности происходящего, насколько этот термин вообще может быть применим к анимационному фильму. Особенно она чувствовалась после «Волков и овец», где мир жил вместе с фильмом, в то время, как в «Урфине Джюсе» присутствует заметная доля условности. Хотя, наверное, в случае с этой сказкой большего и не требуется, к тому же, мы не видели масштабных сцен, где созданный мир сможет показать себя во всей красе.
После демонстрации тизера «Ледокола», который на большом экране смотрится еще внушительнее, был показан трейлер «Человека из будущего» — комедии Романа Артемьева, которая выросла из которкометражки «Спаситель», победившей на первом фестивале «Короче». Историю о нелепого вида ученом, который прибыл из будущего, чтобы в нашем времени стать отцом спасителя человечества, довели до абсурда в духе «Тридцати трех» Георгия Данелия. Возможно, дело в трейлере, отчего кинотеатры, обычно сопровождающие аплодисментами удачные ролики, в данном случае реагировали не очень бурно. Но ролик смешной, а в фильме, судя по нему, гораздо больше сатиры и нетипичного для традиционных российских комедий юмора, что очень выделяет проект из общего ряда.
Под конец презентации пакета «Нашего кино» на сцену вышел продюсер Максим Рогальский, который представил две женские картины — «Помню — не помню» с участием Полины Максимовой и Натальи Медведевой (история о женщинах, поменявшихся телами — какая-то вечная тема для современного российского кино, кажется), и «Одноклассницы» — суперзвездную комедию о трех подругах, которые отправились в Сочи на свадьбу к четвертой в Сочи. Застукав во время девичника жениха в туалете с другой девушкой, подруги, чтобы не отменять свадьбу, решают срочно найти невесте нового жениха. на все у них только одна ночь. Конечно, все это очень похоже на «Подружек невесты», шедшую в нашем прокате, как «Девичник в Вегасе», но для российского кино проект выглядит, если не свежо, то, как минимум, очень бойко и смело.
А в финале вечера на сцену вышел Филипп Киркоров, который примет участие в озвучивании главной роли французской ленты «Новые приключения Аладдина» — ревизионистской версии классической арабской сказки в духе «Изногуда» и других подобных проектов, которые в последние годы появляются во Франции с завидной регулярностью.
На этом можно было бы и закончить рассказ о втором дне Кинорынка, но осталось еще две картины, которые захотелось выделить особо. Это «Дневники Show «Girls» (для привлечения внимания к презентации в фойе Кинорынка установили пилоны, вокруг которых весь день крутились неутомимые танцовщицы) и проект «#Майские» Сергея Светлканова и Александра Незлобина.
Проект «Дневники Show «Girls», похоже, задумывался продюсером Тимуром Хваном, как наш ответ «Сексу в большом городе» и чем-то напоминающим сериал «Измены» канала ТНТ, но, к сожалению, и до первого, и до второго, фильму далеко, как до Луны. Начнем с того, что продюсеры называют сою картину комедией для взрослых, но на сеансе смех раздавался за сорок минут раза три, да и то, преимущественно, с первого ряда, где сидели ряженые в нелепые парики артисты, приглашенные представить фильм перед показом. Для того, чтобы быть русским «Сексом» ленте не хватает жизни, а чтобы стать «Изменами» — едкой иронии в диалогах. Безжизненный проект, которому место на телевизионном экране, в кинозале смотрелся совсем беспомощно, и если бы продюсеры не прервали показ, думаю, что зрители бы сами стали покидать зал уже через 40 минут после начала показа.
Проект канала ТНТ «#Майские» был представлен с куда большей помпой — гостей презентации вывезли в рестобар, напоили, накормили и показали в общей сложности около тридцати минут рабочих материалов картины, которую планируется выпустить на майские праздник в кинотеатры. Тут, вроде как, можно было закончить рассказ, вроде как негоже говорить нехорошо про тех, кто тебя угощал и развлекал, но истина дороже.
Авторы проекта, очевидно хотели повторить успех «Горько!», рассказав о столкновении культур — цивилизованной европейской и деревенской русской, и учесть ошибки «Скорого «Москва-Россия», но вот то, что у них получилось, ни в коем случае не тянет на проект, который по каким-то причинам стоит смотреть в кинотеатрах. Понятно, что материал еще очень рабочий, выглядит все, как снятый на «дышащую» HD-камеру видеофильм, но никакой причины трясти камерой у авторов нет — это не «найденные пленки». Ладно бы это было смешно, но диалоги нелепые, ситуации искусственные... — это не кино, не сериал, не скетч-ком. #Майские — неизвестный науке зверь, о котором можно сказать лишь то, что кино он не имеет никакого отношения.
Впереди еще три дня Кинорынка.