Александр Голубчиков | VI фестиваль независимого европейского кино Voices: Обзор конкурса
Прежде, чем говорить о конкурсе VI международного фестиваля независимого европейского кино Voices, который в эти выходные проходил в Вологде, стоит пояснить, по какому принципу в программу фестиваля попадают киноленты и почему этот фестиваль привлекает столько внимания.
Главное отличие этого фестиваля — он создается командой, которая постоянно живет в Париже и потому тонко чувствует тенденции современного европейского кино, что находится в его эпицентре. Более того, один из отборщиков программы Voices параллельно подбирает картины для участия в конкурсе фестиваля в Локарно, а значит все самое лучшее и свежее современное кино не может пройти мимо внимания этого форума по-умолчанию.
Второе важное обстоятельство, выделяющее Voices в череде фестивалей — это особое внимание к дебютам. В конкурсной программе участвуют только первые или вторые полнометражные режиссерские работы в игровом кино. А значит это свежий взгляд на кино и попытка разглядеть тренды.
Конечно, не стоит ожидать от небольшого фестиваля мировых премьер, да их никто и не требует (амбиции фестиваля не дотягивают до уровня ММКФ). Отборщики берут другим — фильмы, составляющие программу, или участвовали в конкурных программах главных европейских киносмотров, либо были удостоены фестивальных и национальных кинонаград. А значит все новые и лучшее оказывается на вологодской земле и это хороший повод запланировать на следующий год поездку в этот прекрасный город, ибо это, как минимум, дешевле, чем колесить по международным фестивалям.
14+. История первой любви
О фильме Андрея Зайцева, который защищал честь России в программе молодежного кино берлинского кинофестиваля, я уже писал в обзоре конкурсной программы Кинотавра.
Мы молоды. Мы сильны.
режиссер: Бурхан Курбани
Автор ленты — афганец-мусульманин немецкого происхождения, а потому проблемы мигрантов для него впитаны с молоком матери. В 2010 году он уже обращался к теме конфликтов на религиозной почве, а в новой ленте, снятой в манере, близкой к документальной, он рассказал о погромах восточно-германском Ростоке 1992 года, когда толпа несколько дней удерживала в общежитии сотни выходцев из Вьетнама. Германия совсем недавно объединилась, жители Восточной Германии столкнулись с наплывом эмигрантов из Румынии и винили их во всех своих бедах.
В центре повествования группа молодых людей, пускай и не разделяющих неонацистских взглядов, но ратующих за освобождение страны от нашествия беженцев.
Среди участников этой группы оказался и сын местного политика, который принимал решения о переселении мигрантов из общежития и своим бездействием спровоцировал беспорядки.
Но конфликт отцов и детей для режиссера не так интересен, как силы, которые движут молодежью во время подобных выступлений. Операторская работа (уже отмеченная на других фестивалях) погружает в гужу событий и вызывает полное ощущение присутствия, притом, что авторы избегают "живой" камеры, а половина фильма вообще выполнена в черно-белой гамме, ровно до тех пор, пока огонь противостояния не раскрашивает мир героев новыми красками.
Кармина и аминь
режиссер: Пано Леон
Уже второй фильм Леона, в котором он делает главными действующими лицами свою мать Кармину Барриос и родную сестру Марию Леон. Если в "Мести Кармины" (за которую Барриос номинировали на премию "Гойя") ее героиня пыталась поправить бедственное положение семьи, которое ухудшалось с каждой новой попыткой ограбления их семейного магазина, то на этот раз на ее героиню выпало новое испытание — ее любимый супруг скоропостижно скончался, не дожив двух дней до выплаты денежной премии, на которую семья очень рассчитывала. Камина принимает решение скрыть ото всех кончину супруга, продолжая жить прежней жизнью.
Половина фильма снята в интерьерах одной квартиры, но ощущения замкнутого пространства, равно как и чувства, что фильм снят без денег, не возникает. Надо отдать должное режиссеру и оператору, которые ухитрились не превратить действие в плохую пьесу.
Возможно, фильм страдает от некоторой избыточности в диалогах (какие-то вещи можно было решить невербально), но это скорее проблема всего современного кино. К тому же эта избыточность с лихвой компенсируется харизмой Барриос, которая держит действие картины в ежовых рукавицах. Она, как та женщина в русских селеньях, и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит, если потребуется.
Без всяких на то причин
режиссер: Габор Реис
История о парне, который в 29 лет ничего толком не умел и нигде не работал, в день рождения на родительские деньги купил билеты из Будапешта в Лиссабон чтобы начать новую жизнь. Но, как выяснилось, жизнь везде одинакова, а все зависит только от цели, которую перед собой ставишь. И чтобы понять это, совсем не обязательно лететь за тридевять земель, даже (особенно) если туда улетела девушка, которая решила с тобой расстаться.
Дипломная работа Габора Реиса и его первый полный метр (до этого были сплошь короткометражки). То обстоятельство, что на счету режиссера такой большой опыт малых форм, сыграло с ним злую шутку — он не научился чувствовать формат большого кино. В фильме есть несколько хороших эпизодов, начиная с истории о человеке, который может умереть в любой момент в самых неожиданных местах, но понимает, что никому до него не будет дела, и заканчивая попыткой избавиться от прошлого с помощью мешка для мусора. Они свежие, но для хронометража картины их явно недостаточно.
Что в картине радует, так это способность его авторов на энтузиазме, почти без денег (и точно без государственного финансирования), командой учебного курса снять кино, которое не стыдно показать не только друзьям.
Памятник Майклу Джексону
режиссер: Дарко Лунгулов
В умирающем сербском городке местному парикмахеру-мечтателю Марко, узнавшем о мировом турне Майкла Джексона, пришла идея воздвигнуть памятник поп-идолу. Благодаря монументу у городка появился бы шанс на возрождение благодаря туристическому потоку и строительству нового аэродрома на месте полуразрушенной военной взлетно-посадочной полосы. Поскольку хуже, чем есть, городу уже быть не может, народ поддерживает идею. Но у главы местной администрации есть свои виды на старый аэропорт, и чтобы отвадить мечтателя от создания монумента, в ход идут "грязные" методы.
Прекрасная, живая история о мечтателях, которые готовы пойти на все ради достижения своей цели. Поскольку каждый зритель понимает, чем в итоге закончится эта авантюра, главный вопрос — в какой момент это случится и как герои с этой ситуацией справятся.
У Венсана нет чешуи
режиссер: Тома Сальвадор
Сальвадор тут и жнец, и чтец, и на дуде игрец. Он и сценарий придумал о современном Ихтиандре, и режиссировал, и главную роль сыграл. Венсан обнаруживает, что любой контакт с водой придает ему силушку богатырскую. Поначалу он скрывает свои сверхспособности, используя их только когда никто не видит, потом решает доверить тайну девушке, которую полюбил. Но применение свей силу для спасения друга приводит к угрозе ареста и единственный способ оставаться свободным - это бежать на край света, где о тебе никто и ничего не знает, и там ждать свою любимую.
Картина любопытна с технической точки зрения - как его авторам удалось минимальными средствами показать скоростное передвижение Венсана в воде (но этот трюк, при желании, с легкостью разгадывается). В остальном же перед нами довольно унылая, слишком неторопливая работа, в которой режиссеру очень хотелось показать свою хорошую физическую форму.
Обет (Проклятая девственность)
режиссер: Лаура Биспури
История албанской девушки Ханы, которая очень хотела охотиться и быть свободной, то есть не принадлежать мужчине, но согласно традиции горцев, для этого ей пришлось принять обет девственности и быть нареченной Марком. Когда приемные родители умерли, Хана/Марк отправилась в Италию к своей сестре, где пытается определиться, кто она — мужчина или женщина.
Главную роль сыграла Альба Рорвакер ("Чудо"), затягивавшая себя половину "Обета" в корсет-бандаж, дабы никто не догадался, что за мужественной внешностью скрывается хрупкая женщина. Фильм участвовал в конкурсной программе берлинского кинофестиваля, но остался без наград.
Фильм открытия: Молодая кровь (С высоко поднятой головой)
режиссер: Эмануэль Берко
Фильм открывал Каннский кинофестиваль и был показан на открытии вологодского Voices. История о мальчике-бунтаре, с которым все носятся, как дурак с писаной торбой. Каких-то два года назад Ксавье Долан рассказал то же самое, но куда как живее и изобретательнее. Работа же Берко, которой так нравится работать с Катрин Денев, что она готова выдумывать для нее новые и новые сцены, которые не добавляют для фильма ничего, но растягивают и без того избыточный хронометраж. К конку первого часа уже хочется стучать готовой о впереди стоящее кресло - когда это все закончится, но Берко, с мастерством опытного инквизитора, продолжает тянуть волынку еще шестьдесят минут. Морализаторское, но совершенно невозможное для просмотра кино, на тему, которую в советском кино давно закрыли Валерий Приемыхов и Вадим Абдрашитов.