Александр Голубчиков | Окно в Европу XXII. Обзор конкурса: «9 дней и одно утро», «Дедушка твоей мечты»
Поскольку итоги фестиваля уже подведены, дальнейший обзор конкурсной программы имеем смысл разделить на фильмы, которые получили награды или, по каким-то причинам, были обделены жюри и зрителями. И в том, и в другом случае, есть поводы для обсуждения, почему случилось так, а не иначе.
9 дней и одно утро, режиссер: Вера Сторожева
Воспитанница детского дома, которую, по счастью, удочерили французы, возвращается в родной Ростов Великий с миссией посла доброй воли. Она посещает свой детдом, где встречает не только своих воспитателей, но и сестру, о существовании которой она то ли не знала,то и прилежно позабыла. Тем временем местный губернатор, желая заполучить международные контракты по программе городов-побратимов, приставляет к бывшей детдомовке своего сына с тем, чтобы он развлекал приезжую, возможно, закрутил с ней роман и попутно контролировал ее перемещения и, при случае, напоминал о просьбе губернатора.
Очевидно, что для Сторожевой и ее соавтора Анны Козловой в первую очередь была интересна тема двух сестер - принцессы-фотомодели и нищей-хромоножки на фоне стен ростовского кремля и окружающих его лачуг. Вроде и между героинями возникает какой-то условный конфликт; и окружают их простые и чистые душой провинциалы, каждый из которых готов пожалеть несчастную "француженку", мол,как же они там бедные в своих Европах живут - к тридцати годам без мужа и детей, и счастья у ее простого бабского нет; и девочка детдомовская чуть не доводит себя до самоубийства только с тем, чтобы ее удочерили и увезли подальше от России в далекую Францию. Но дальше идеи дело не пошло. У героем в придуманном Сторожевой и Козловой мире напрочь отсутствует мотивация. Зачем "француженка" живет все эти девять дней в Ростове, хотя ее миссия с раздачей спонсорских подарков была исполнена в первый же день и ей совсем нечего делать в этом городе, кроме как разгадывать придуманные авторами квесты на тему, была ли у нее сестра на самом деле? С чего вдруг сын губернатора, соблазнявший французскую модель, вдруг переключился на ее сестру?
К качеству съемок фильма никаких претензий нет - не самая глубокая российская глубинка показана в сочных красках, оператор старательно совмещал в кадре разрушающиеся бараки и частные домики, соседствующие со стенами одной из главных достопримечательностей Ярославской области. Это кино, но только с точки зрения визуальной составляющей. В остальном же - рядовая мелодрама с весьма условным сюжетом и пунктиром набросанными характерами. Но, судя по тому, что лента завоевала один из трех призов зрительских симпатий "Выборгский счет", это то самое кино, к которому так привыкли домохозяйки, вскормленные воскресными телемувиками на канале Россия 1.
Дедушка твоей мечты, режиссер: Александр Стриженов
Уже по составу сценарной группы можно представить себе масштабы бедствия: Аркадий Инин по сюжету Леонида Якубовича написал историю о семье инженера по фамилии Белкин, работающего в авиационной промышленности, которому, как бы в подарок на юбилей, свалилось счастье в виде пришлого ниоткуда (то есть из-под праздничного стола) столетнего деда. Пока этого деда кормят, он приносит счастье. Как перестают кормить - начинает нечаянно крушить все вокруг. По сути, это пенсионерская версия сказки про горшочек с кашей, который от жадности человеческой наварил столько, что весь город затопило. Тут же погром учиняет один единственный беззубый и бессловесный пенсионер.
Логика в поведении героев отсутствует, как класс - скромный инженер Белкин обитает в особняке XIX века в центре Москвы с мемориальной доской с посвящением его деду (причем тут этот великий дед, кроме того, что он был велик и его портрет однажды падает со стены - не объясняется), а когда у него в доме обнаруживается посторонний человек, семья инженера не обзванивает гостей на предмет, кто деда забыл, не пытается как-то выяснить, откуда он взялся, а просто позволяет ему сидеть на кухне до утра, а потом и вовсе оставляет его дома без присмотра.
Да черт бы с ней, с логикой, хотя в каждой сказке она необходима, чтобы в нее можно было поверить, если бы происходящее с персонажами дальше, было хоть чуточку смешно. Нет, надо отдать должное, в фильме есть три-четыре в меру забавных эпизода, в основном связанные с чудачествами деда и его неуклюжестью, плюс любовники героини Анны Ардовой вносят в этот балаган некоторое разнообразие, но не более того. От жамкающего беззубым ртом загримированного под Льва Толстого Леонида Якубовича начинает тошнить с первой ложки каши, которая стекает с его бороды. От попыток сыграть буф-комедию в чаплинском стиле берет оторопь... Учитывая актерский и авторский состав картины, можно представить, что ее аудиторией будут зрители в возрасте героя Леонида Аркадьевича. Вот только, кажется, они уже вымерли все. Один столетний дед и остался. Правда, судя по второму месту в списке награжденных призом зрительских симпатий, в зале нашлось немало зрителей, которым пришлась по душе эта манная каша на воде.