Александр Голубчиков | Кинотавр 25: Прогноз итогов
Почти все уже сделали свои прогнозы, так что пора озвучить и свои предположения.
Нечем с самого зрительского фильма "Звезда" Анны Меликян. Скорее всего ему достанется приз жюри кинопрокатчиков. У фильма есть все шансы собрать хорошую кассу, у него очевидный прокатный потенциал, с одним лишь замечанием - фильм надо сократить до 95-100 минут. Тогда будет в самый раз. Сейчас он идет более двух часов и это в какой-то момент начинает утомлять. Хорошая, хотя и немного предсказуемая в отношении финального твиста история о двух девушках, одна из которых которая хотела добиться совершенства и стать кинозвездой, а другая, найдя себе мужа-олигарха, в друг, оказалась у разбитого корыта. Легкое, немного гламурно-московское, но очень живое кино, совсем непохожее на странные артовые работы Анны Меликян прошлых лет. В кино найдутся цитаты из из "Русалки" (героиня полфильма плавает в аквариуме, уставновленном в центре ночного клуба), и из "Рискованного бизнеса" (та же героиня, почувствовать близость свершения мечты, изображает знаменитый танец Тома Круза в пустой комнате), в нем есть и Гоша Куценко, и дебютирует сын Олега Табакова Павел - свежее лицо, у которого может случиться лучшее кинематографическое будущее, чем у его старшего брата Антона.
Второй претендент на этот приз - криминальная комедия, снятая в жанре роад-муви "Ч/Б" Евгения Шелякина. Бодрое, напичканное остроумными диалогами и цитатами, снятое выходцами из различных команд КВН, но при этом сделанное с душой и пониманием вопроса. Насыщенный узнаваемыми лицами актерский состав, разумный хронометраж и актуальная тема межнационального конфликта, выросшего на пустом месте.
Возможно, правда, что лауреатом станет "Кино про Алексеева" Михаила Сегала, но у него для зрительского успеха куда меньше составляющих. Лента рассказывает о послевоенном поколении, которое в конце 60-х до середины 70-х составляло бардовское движение, сочиняло зачастую лишенные всякого смысла песенки под гитару, не имевшее собственного мнения и частенько используемого КГБ в качестве доносчиков и, возможно, агентов влияния. Лента снята стильно, имеет мощный финальный твист и выставляет Андрея Тарковского демагогом. В нем даже присутствует пунктирная лирическая линия, но вот с четкой авторской позицией, ради которой все и задумывалось, возникает проблема - автор пока нес ее через фильм, успел порядком расплескать и разбавить водой, отчего оно получилось несколько невнятным и требующим интерпретации.
Основных претендентов на главную женскую роль в этом году двое - Александра Ребенок, сыгравшая в ленте Светланы Проскуриной "До свидания мама" и Наталья Суркова, сыгравшая "Маму" в фильме Юрия Быкова "Дурак". Первая сыграла современную Анну Каренину в немного вымученной киноадаптации пьесы Василия Сигарева, закованной в интерьеры безликих домов современных представителей среднего класса. Ей пришлось изображать все грани чувств - от любви до ненависти, от болезни до радости, горечи расставания и новой встречи со своим сыном. По рисунку это самая яркая и многогранная роль из всех, что были в конкурсной программе, и со всеми проявлениями этих чувств актриса справилась на пятерку, а потому победа весьма вероятна.
Любимая актриса Дмитрия Месхиева Наталья Суркова у Юрия Быкова сыграла губернаторшу уездного города N (в которой по коду 71 региона угадывается Тула, хотя таковым можно назвать любой уездный город), которая в день своего юбилея сталкивается с сообщением, что в течение ближайший суток в ее городе может рухнуть общежитие, в котором проживает 830 человек, а поделать с этим она, по сути, ничего не может.
С мужскими ролями все не так однозначно. Если в прошлом году претендент был один - Константин Хабенский, то в этот раз почти все кино "женское", но и в лентах снятых мужчинами ярких мужских ролей мало. Вариантов также два: Константил Лавроненко, сыгравший в фильме Нигины Сайфуллаевой "Как меня зовут" биологического отца одной из девушек, и Артем Быстров, исполнивший заглавную роль сантехника в "Дураке". Лавроненко - любимый актер Звягинцева, и тут может быть два варианта - или ревность, что сыграл не у него, или, напротив, какое-либо пристрастие.
Лучший дебют, вне всякого сомнения, у Ивана И. Твердовского. Фильм, в отсутствие конкурентов вроде "Дурака" и "Испытания", мог бы претендовать на гран-при, но, скорее всего, жюри ограничится дебютом. Работа очень крепкая, снятая в лучших традициях "Чучела" и "Вам и не снилось", хотя, финал вызывает ряд вопросов, на которые режиссер не нашел или не хотел давать однозначного ответа.
О претенденте на лучший сценарий я уже писал - это Любовь Мульменко, которой можно давать за совокупность заслуг, но, по моему личному мнению, лучше всего у нее получилось рассказать историю "Как меня зовут", хотя в "Комбинате Надежда" и "Еще один год" сценарная основа ничуть не хуже, а в случае с "Комбинатом" даже, пожалуй, острее - ряд критиков даже усмотрели в нем популярный еще пару лет назад слоган "Пора валить", который, правда, сегодня рассматривается несколько под иным углом. Хотя фраза "Где родился, там и пригодился", произнесенная отцом главной героини, залом была принята в очень конкретном контексте.
Награда за лучшую музыку (приз, который, вероятнее всего, в ближайшие годы будет переформулирован в "лучшее звуковое решение"), очевидно, достанется Алексею Айги за работу над фильмом "Испытание" - музыки в фильме немного, вся картина построена в основном на использовании шумовых эффектов, но это безусловная победа автора. Точно как и операторский приз достанется, вероятнее всего, Левану Капанадзе за то же "Испытание".
А вот с гран-при и лучшим режиссером все непросто. Призы, очевидно, распределятся между Юрием Быковым и Александром Коттом. И тут все будет зависеть от того, какие критерии оценки для себя установил Андрей Звягинцев. Если для него важнее авторское высказывание, то, несмотря на некоторую лубочность и наигранность, главным призом отметят "Дурака" - этакую анти-версию "Ревизора", когда все общение проворовавшихся чиновников происходит, практически, на глазах главного героя, и он, по сути, не задавая им никаких лишних вопросов, инициирует откровенный разговор власть придержащих о том, кто с кем чью руку моет, сколько откатывает и сколько себе отпиливает. По сути, где-то в этой плоскости лежит и "Левиафан" Звягинцева, который будет показан на закрытии фестиваля. И если критерием оценки будет гражданская позиция, то конъюнктурный "Дурак" будет отмечен гран-при.
В противном случае, если определяться будет не столько выказывание, сколько режиссерский подвиг и умелое использование выразительных средств и киноязыка, то лучшим фильмом станет романтическая история без слов "Испытание" Александра Котта, который с минимальным бюджетом, но воспользовавшись полной творческой свободой, дарованной ему продюсером Игорем Толстуновым, смог сотворить кино, построенное исключительно на чувствах. Это абсолютное, тонкое, поэтическое кино, в котором, по сути, любое слово, если бы оно было произнесено, разрушило этот хрупкий магический мир.
Впрочем, это лишь мое оценочное суждение. А жюри огласит свой вердикт буквально через час.