Александр Голубчиков | Кинотавр 25. Тенденции

08.06.2014 09:33, внесены изменения 18.11.2014 13:12

Конкурсная программа подходит к концу, в принципе, уже понятен расклад победителей, а потому хотелось бы вкратце пройтись по конкурсным фильмам, рассказать что к чему и обозначить тенденции.

Начнем с тенденций. В конкурсе становится все меньше "академического" кино. Киноязык сильно изменился. Если в прошлом году предпочтение было отдано снятому в классической манере "Географу", отмечен актерский состав, по сути, телевизионной "Жажды", и за бортом оставлен еще один снятый размеренно "Стыд", то в нынешнем конкурсе фильмов, которые были бы сняты "по канону" практически не наблюдается. Исключение, пожалуй, составляет "Испытание" Александра Котта, но это визуальное пиршество, каждый кадр которой можно вешать на стену, и такое кино также сложно отнести к традиционному, тем более, что снято оно без сов.

Академичным с позиции фестивального кино можно считать работу Ангелины Никоновой "Велкам хом" - лирическую комедию о жизни эмигрантов в Нью-Йорке. Выходцы из стран бывшего Советского Союза, по разным причинам покинувшие родину в поисках лучшей жизни, пытаются пустить корни на американской земле, привыкшей за годы своего существования к этим многочисленным попыткам. Никонова по традиции уже с снимает на фотоаппарат, но на этот раз на созвучный ее фамилии Nikon - шутка продюсеров, которая осталась почти незамеченной. Работа сделана на уровне европейского фестивального кино и во многом по этой причине ему ничто не светит в конкурсной программе фестиваля - слишком уж он другой, если не сказать чуждый.

Как ни странно, но большинство фильмов конкурса, имеют высокие шансы выйти в прокат (правда, для этого придется подогнать их под требования нового закона, запрещающего употребление нецензурных выражений с экрана). Фестивальное кино находится в поисках более широкого зрителя, режиссеры все меньше занимаются графоманией и все больше стремятся донести свои мысли до окружающих, что требует от них, возможно, чуть больших усилий, но результат на лицо. "Еще один год" Оксаны Бычковой уже заявлен к прокату компанией "Люксор" (в прошлом году они достаточно успешно прокатали "Интимные места"). Еще четыре фильма берется донести до зрителя компания Utopia pictures, но пока переговоры ведутся, не раскрывается, какие именно (скорее всего "Комбинат Надежда" будет в их числе). Очевидный прокатный потенциал присутствует у "Звезды" и "Ч/Б", показанных в последний конкурсный день. По большому счету, мимо зрителя пройдут лишь документальный фильм Тамары Дондурей "21 день" (как минимум, потому что фильм оказался довольно сырой и беззубой ученической работой. Ну и, конечно, из-за отсутствия подготовленной почвы для проката документального кино), "Спроси меня" Веры Харыбиной (псевдодокументальное кино, снятое в жанре интервью, в котором актеры разыгрывают этюды, изображая гастарбайтеров - идея забавна сама по себе, но все документалисты, по сути, делают то же самое) и "Белая белая ночь" Рамиля Салахутдинова (несмотря на четкую гражданскую позицию режиссера и острую заявленную тему о разрушении памятников архитектуры для строительства на их месте офисных зданий и элитных жилых домов, фильм слишком затянут. Поскольку постановка выстроена по принципу квеста, она изобилует посторонними персонажами, которые, конечно, олицетворяют типичных обитателей города на Неве, но в процессе просмотра остро ощущается их ненужность в кадре, поскольку они ничего не привносят в сюжет).

Изобилие женского кино, о чем так много говорили в преддверии фестиваля. как ни странно, дало больше шансов кино "мужскому". Пускай говорят, что женщин обижать не рекомендуется, но когда они в большинстве, мужской взгляд на кино оказывается тем более ценным.

Главной заслугой нынешнего Кинотавра можно назвать открытие для зрителя имени сценариста Любови Мульменко, которая имела отношение к написанию скриптов трех конкурных картин. Лучшим, на мой взгляд, из них стал "Как меня зовут" Нигины Сайфуллаевой, в которой очень четко выстроена структура, персонажи в процессе фильма почти радикально меняются. Но главным достоинством этого сценария является то, что ц сценариста получилось преодолеть главную проблему российского кино, так называемую "болезнь второго акта". Это чуть ли не первый фильм, в котором после завязки вдруг случается событие, никаким образом не заявленное во вступительной части, которое дает мощный толчок для развития сюжета. Традиционно в русском кино все иначе - мы с первых кадром понимаем, что происходит, случается предсказуемое действие в кадр, с которым персонажи в течение всего остального фильма до развязки пытаются справиться. У Мульменко же получилось сделать все иначе и, похоже, это делает ее главным претендентом на получение награды имени Григория Горина за сценарий в этом году.

Рассказ о других претендентах на награды в следующей публикации.

Упомянутое событие: Кинотавр 25
1601

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×