Александр Голубчиков | «Дух огня». Конкурс. Часть 3, заключительная
В прошедший четверг состоялось торжественное закрытие фестиваля «Дух огня», победители определены, но я все-таки завершу рассказ о фильмах конкурсной программы, тем более, что не обо всех победителях я успел рассказать.
Хамелеон Азербайджан, Франция, Россия, режиссер Руфат Гасанов, Эльвин Адыг Озел
В намерении продать отчий дом, в родную деревню из города приезжает молодой человек. На совершение сделки у него три дня, за которые ему нужно найти покупателей и оформить все бумаги. Так выходит, что он — единственный человек в этой местности, кому дом не навевает никаких воспоминаний — для него это лишь объект недвижимости.
Из этой истории вполне можно было сотворить что угодно — от фестивального хита до романтической комедии, но не случилось. Представьте себе картину, в которой на 74 минуты экранного времени (считая титры) всего лишь 52 склейки! Фильм снят долгими, чаще всего общими с средними планами, как правило, на статичную (причем, только в половине случаев она была закреплена на штатив) бытовую цифровую камеру (что особенно заметно на большом экране) за шесть дней и 10 000 долларов. Если принять во внимание эти обстоятельства, а также то, что в кадре, за единственным исключением, нет актеров, а режиссерам приходилось какие-то сцены снимать, зная, что потом им придется спасаться бегством от полицейских, то крайне сложно представить себе кино, отличное от того, что получилось у его авторов — медитативное, почти документальное. Выходцы из Азербайджана узнавали в нем типичные деревни и типичные же для страны проблемы.
По признанию Гасанова, сценария у фильма не было, просто каждый день заканчивался тем, что его авторы сочиняли, в какому направлении история будет разворачиваться дальше. По сути своей, этот фильм и есть тот самый арт-хаус, который так любят уставшие от конъюнктурного кино прожженные кинокритики. Очевидно, отборочная комиссия фестиваля Локарно, где фильм участвовал в параллельной программе «Режиссеры настоящего», состоят именно из таких людей.
После окончания работы над фильмом, Гасанов познакомился с продюсерами Юлией Мишкенене и Бакуром Бакурадзе и уже успел смонтировать для них «Интимные места» и «Энтропию». Бакурадзе и Гасанов, похоже, нашли друг друга. У Гасанова появился хороший наставник, а у Бакурадзе — прекрасный режиссер монтажа.
Ленинград США, Россия, режиссер Игорь Вишневецкий
Игорь Вишневецкий решил по-своему ответить на провокационный вопрос из школьных учебников, озвученный телеканалом «До///дь», собрав, кажется, всю возможную кинохронику осады города не Неве, перемежав ее постановочными эпизодами о жизни пары средних лет, выживавшей в блокадном Ленинграде. Эксперимент, прямо скажу, смелый. Фильм включает в себя и пропагандистские фильмы и радиопередачи, и довольно странные филологические исследования о родстве народов и языков, включающие в себя крепкие матерные выражения, из-за чего собравшаяся в зале интеллигентная публика, вдруг, стала резко покидать показ. Можно предъявлять много претензий к картине — она кажется немного вымученной и избыточной, все-таки два с лишним часа для авторского высказывания — это немного слишком и некоторыми эпизодами вполне можно было пожертвовать. Интеграция в хроникальное видео игровых эпизодов, по логике, нужно было делать с большим тщанием, применяя фильтры и эффекты, которые бы делали картину не только черно-белой, но и стилизованной по качеству — в этом случае ощущения некоторой искусственности, удалось бы смягчить.
Йозгат-блюз Турция, Германия, режиссер Махмут Фазыль Джошкун
Новое турецкое кино — это не только Нури Бильге Джейлан, хотя, очевидно, что для Махмута Фазыля Джошкуна, его работы являются, если не примером для подражания, то, как минимум, призывом к действию. Сам режиссер определяет свою работу, как фильм о несостоявшемся человеке, который отчаянно не хочет признавать, что он уже не так молод, как был когда-то, хотя, несомненно, это фильм прежде всего любви — к своему делу, к музыке, к женщине, к жизни. в конце концов. Это в меньшей степени фестивальное кино, чем большинство представленных на «Духе огня». Есть в этом фильме что-то от «Быть Льюином Дэвисом». Очевидно, картины создавались Джошкуном и Коэнами почти одновременно, и говорить о плагиате не приходится, тем интереснее, что столь разные режиссеры на разных континентах обратились к теме выбора между творчеством и заработком, причем Коэны говорили о музыканте много младше их, в то время, как Джошкун решил проанализировать мировоззрение человека, старше себя на 12 лет в общении со своим поколением.
Семейная история Китай, режиссер Цуй Цзянь
История одной семьи, которая охватывает три эпохи современной истории Китая. Мать семейства во времена культурной революции считалась одной из самых красивых женщин, у нее было большое будущее в замужестве за сыном высокопоставленного офицера. Но она была сослана в провинцию Сичуань за исполнение песни «Упущенное время», написанной под влиянием британской поп-культуры, не соответствовавшей государственной идеологии Китая в 1972 году, а влюбленного в нее солдата отправили на службу родине. Долгие годы он искал свою возлюбленную, пока не нашел ее в этой глухой деревне. Они прожили вместе недолго. У них родился сын Чжун Хуа, благодаря нечаянной детской шалости которого случайно вскрылась тайна его отца — все годы разлуки он работал на разведку и это было соломинкой, которая сломала спину верблюду. Мать не смога жить под одной крышей с человеком, который продолжал служить стране, которая сломала ее жизнь. Семья распалась. Сын вырос одаренным музыкантом. И воспоминание его детства, пронесенные сквозь годы, позволили ему вновь обрести семью, которую, казалось, он давно потерял.
И если говорить об итогах, то, может быть, кому-то покажется странным, что фильм «Илоило», с таким успехом прошедший по фестивалям всего мира, не был отмечен на «Духе огня». Это прекрасное кино, во всех отношениях и картина с легкостью могла взять один из главных призов, но у фильма Энтони Чэня за прошедший год было так много наград, что было решено отметить ленты, не участвовавшие или не отмеченные на других международных смотрах.