Александр Голубчиков | «Дух огня». Конкурс. Часть 2
В Ханты-Мансийске весна! Это, конечно, не московская весна-весна, где совсем растаял снег — тут снега еще по колено, на улице -7, но после празднования Масленицы начали хотя бы убирать с улиц Новогодние ёлки (правда, напротив торгового центра Гостиный двор нарядная красавица еще стоит, но, чувствуется, недолго ей осталось. В общем, весна! Хорошо, что не -30, как было еще десять дней назад — и то хлеб! Вероятно, воздух нагрел Дух огня. Других причин я не вижу.
Фестиваль уже близится к завершению, остался один день конкурсных показов, так что пора продолжать рассказывать об увиденом.
Едкий Иран, режиссер Киараш Асадизаде
Фильм начинается с ползущего по больничному полу безногого мальчика, который, преодолевая неудобство, стремится добраться до двери ординаторской, чтобы подсмотреть за тем, как будет переодеваться медицинская сестра. Само собой, паренька застукают за этим занятием, сестра милосердия поднимет скандал. С самого пролога режиссер решил донести до зрителя, что на протяжении всего фильма нам предстоит слушать истеричные вопли и подглядывать за семейными ссорами. Так оно и есть. Асадизаде выбрал любопытную форму повествования. По сути его работа — это альманах, все персонажи которого как бы передают эстафетную палочку друг другу и мы, следуя за героями, наблюдаем экранизацию утверждения Льва Толстого о том, что все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. В итоге, пройдя семь кругов иранского Дантова ада мы возвращается, что логично, к человеку, с которого вся история и начинается - врача клиники. Форма, в которой рассказана история, любопытна, но не более того.
Зимняя сказка пролетариата Германия, режиссер Юлиан Радельмайер
Как и заявлено в названии, это сказка о трех грузинских гастарбайтерах, которые устраиваются на работу уборщиками в немецкий дом, где готовится прием по случаю открытия выставки современного искусства, но когда начинается прием, их запирают в каморке на чердаке без еды и воды и там троица вынуждена развлекать себя байками о классовом неравенстве, самая запоминающаяся из которых, пожалуй, история о рабочем с завода в Донецке, который изготавливал винты, на которыми скрепляли все в СССР. Однажды он отправился в московское министерство требовать улучшения условий труда, но, поскольку умудрился своим появлением прервать спиритический сеанс в вызыванием духа Екатерины Великой, его в министерстве никто и слушать не захотел. Сказка, само собой, абсурдистская, с элементами театрализованного представления (о чем свидетельствует и разделение картины на акты, подобно пьесе). Но если авторы и хотели над чем-то посмеяться, то вышло у них это натужно и лишь слегка иронично. Отметить в этой работе, впрочем, хочется то, что фильм снят студентами берлинской киношколы и это не выглядит, как ученическая работа, а вполне самоценное произведение с элементами авангарда.
Что и требовалось доказать Румыния, режиссер Андрей Грушницкий
Иной, нежели чем у немецких студентов, взгляд на советское прошлое. Румыния, 1984 год. Талантливый математик не может опубликовать на родине свою работу, посвященную функциям, благодаря которой может случиться прорыв в вычислительных алгоритмах сжатия данных (а в те времена все научные работы до публикации проходили специальные комиссии на предмет их стратегической ценности). Отчаявшись дождаться публикации на родине, он отправляет работу другу и статья появляется в ведущем американском научном издании. Румынский ученый оказывается под колпаком спецслужб и закручивается история о дружбе и предательстве.
Авторы, очевидно, для достоверности, хотели продемонстрировать приметы поздней советской эпохи, которые, по сути, уже предвещали распад соцлагеря - продукты в столах заказов, сдачу интеллигенцией бутылок в пунктах приема вторсырья и прочие прелести советского быта, но проблема в том, что глядя на это, возникает ощущение, что у авторов было намерение очернить то время, в котором, несмотря на все перечисленное, были и светлые моменты. Фильм же снят в черно-белой гамме и демонстрирует все больше серость быта. Несмотря на наличие детективной составляющей (ведь за героями ведется слежка, проводятся тайные обыски), спокойное повествование оставляет зрителя не столько безучастным, сколько равнодушным наблюдателем, оставляя до конца лишь интригу - получится ли отправить с уезжающей в другую страну подругой детства вторую, не менее прорывную, научную публикацию.
Впрочем, помимо просмотра кино, программа фестиваля насыщена и иными культурными событиями. Студенты Сергея Соловьева продемонстрировали восхитивший всех зрителей свою версию чеховской "Чайки" в постановке Греты Шушчевивутэ, сам Сергей Соловьев открыл выставку "Жизнь со скоростью 1/100 секунды", где представил результат своего главного хобби - фотографии.
Кроме того, на фестивале "Дух огня" состоялась презентация книги "Балабанов" изданной журналом "Сеанс", в которую вошли публикации разных лет, посвященные творчеству Алексея Балабанова. Книга поступит в продажу в ближайшее время, но тираж ее крайне ограничен - 1000 экземпляров, так что ищите в специализированных магазинах и Интернете.
Мне осталось рассказать еще о четырех из шести фильмах конкурной программы (про сингапурский "Илоило" Боря Новиков уже писал в своих дневниках из Норвегии, а показ "Параджанова" я, к сожалению, пропустил), но об этом завтра.