Александр Голубчиков | Кинотавр 24: Основной конкурс. Впечатления
Конкурсная программа Кинотавтра подходит к концу, осталось два фильма: "Разносчик" и "Небесные жены луговых мари", но уже можно подводить некоторые итоги.
По традиции конкурс не обошелся без русской безнадеги и тоски по солнечным дням, коих в Сочи выдалось не так много, как хотелось бы, но в большинстве своем представленные картины были зрительскими, хотя аудитория зрителей варьировалась от зрителей телеканала "Россия" и "НТВ" до особо большого киноэкрана (что не может не радовать).
Отдать концы. Режиссер: Таисия Игуменцева
Охарактеризовать эту драму о русской душе, как комедию, язык не поворачивается. За исключением парочки сцен, вызывавших улыбку, история, рассказанная Игуменцевой скорее служит хорошей иллюстрацией тому, какой Россию видят с Запада: глубокой деревней, оторванной от остального мира, где живут непризнанные гении Кулибины, куркули-воры, женатые на блондинках, бабушки-правдорубки и сельская интеллигенция - вдовы, которые показывают лучшие фильмы с мировых кинофестивалей и киноклассику, не стесняясь демонстрировать, порой, и "Горбатую гору". ЛОгику Игуменцевой понять можно - картина гарантированно бы была показана в Каннах, поскольку в минувшем году Таисия получила там награду в конкурсе короткого метра. Отсюда все проблемы картины - избыточное желание показаться Западу, рассказывая байку о том, что в русской деревне (а на ее примере и в России вообще) апокалипсис давно наступил, так что если конец света наступит, то выживут только русские - они уже живут в состоянии перманентного конца.
Труба Режиссер: Виталий Манский
Педагог и документалист Виталий Манский продемонстрировал историю о том, кому на Руси жить хорошо на примере тех, кто, в буквальном смысле живут на трубе - жителей населенных пунктов, что расположены в непосредственной близости от газопровода Уренгой-Помары-Ужгород. От жителей Крайнего Севера, которые ловят рыбу в новеньких национальных костюмах; через села, в которые раз в год приходит храм-вагон покрестить новорожденных детей; через российскую глубинку к границе с Украиной, в которой Вечный огонь зажигают только во время торжественных церемоний на 9 мая; через поселение всем недовольных цыган на белорусско-польской границе, польских кузнецов, которые просто делают свое дело, не всем довольны, но вполне счастливы, работника пражского морга, который использует газ для ритуальных целей, строителей газопровода из бывшего ГДР, сетующих, что при прошлом слое было лучше, и, наконец, жителей Кёльна, которые рачительно расходуют газ, потребляя его баллонами, как еще поступают в тех местах России, куда не дотянулась рука Газпрома. Эти жители города на Рейне, кажется, единственные, кто по-настоящему счастлив в истории Манского. Они не думают о том, кто наживается на природных богатствах и строит дома на Рублевке и покупает острова в океанах - они живут своей жизнью, выходят на городские карнавалы, едят сосиски, пожаренные на газовых горелках, заправленных газом из газопровода, что в 1983 году привел российское голубое топливо в Европу.
Протяжный, насыщенный героями и судьбами рассказ Манского кого-то, возможно, утомит излишними деталями, но через них режиссер ясно доносит свою мысль - счастье не зависит от наличия или отсутствия трубы. Счастливым человек делает себя сам.
Жажда Режиссер: Дмитрий Тюрин
Экранизация одноименной повести Андрея Герасимова, вышедшей в свет в 2002 году, как ни удивительно, не потеряла своей актуальности. У Тюрина (с большой натяжкой, конечно) получился свой "Белорусский вокзал" - история о друзьях, прошедших ад войны, и нашедших в себе силы, несмотря на боль воспоминаний, жить дальше. Фильм получил высокую зрительскую оценку и в пропорции голосов, отданных "за" и "против", кажется, до последнего момента лидировал в голосовании, организованном сайтом Colta.ru. Но есть у этого фильма один недостаток - это крепкое, мужское, но телевизионной кино. Этой картине не хватает воздуха в кадре, ощущения объема. И это, пожалуй, тот недостаток, что перечеркивает все перспективы на получение картиной какого-либо упоминания жюри.
Стыд Режиссер: Юсуп Разыков
Юсуп Разыков снял очень женскую историю (видимо, потому она и стояла в противовес мужской "Жажде") о женах подводников, которые вскоре после ухода своих мужей в автономное плавание, узнают о гибели лодки. Трагедия, которую переживала вся страна тринадцать лет назад, - это громкая история, поскольку случилась она в день государственного праздника во время учений, именно поэтому к ней было приковано такое внимание. Но в военных городках такие истории случаются примерно раз в год. Передать всю тяжесть этой трагедии постарался Разыков и, надо сказать, ему это удалось. Зритель его картины почти физически ощущает горечь утраты людей, которых в кадре показывают лишь один раз и мельком. Холодные пейзажи военного городка заставляют ежится, вой собаки, учуявшей гибель хозяина, звучит, как скоблящий по стеклу кусок железа. Правда, при всем обилии женских персонажей, выделить один, кто бы мог заслужить награду за лучше исполнение женской роли, сложно. Выделяется лишь властный характер героини Хельги Филипповой - один из самых ярких женских образов нынешнего Кинотавра.
Иван сын Амира Режиссер: Максим Панфилов
Зацепившая женскую аудиторию кинополотно о женщине, попавшей в эвакуацию из Севастополя в Ташкент и ставшей третьей женой узбекского торговца люстрами - натуральная "Санта-Барбара". Муж не погибает, забирает жену в Севастополь со своими двумя детьми и мальчиком, родившимся от нового узбекского мужа. Дальше можно не продолжать эту двухчасовую историю, над которой будут рыдать зрительницы канала Россия. При том, что дебютант в кинопостановке Панфилов не стеснялся общих планов, история эта тянет не более чем на показ в выходные дни на канале для домохозяек. Лента, несмотря на массу комедийных моментов во второй части фильма, кажется невыносимо длинной. Ей не хватает ритма и "густоты" действия.
Интимные места Режиссер: Алексей Чупов и Наталья Меркулова
Уморительно смешная, провокационная, смелая, откровенная и абсолютно нецензурная комедия, которая объединила наконец-то зрителей на Кинотавре. Рассказ о проблемах сексуального характера, которые встречаются (в той или иной форме) у большинства ведущих половую жизнь (или не ведущий ее, что тоже можно относить к проблемам), подан в такой форме, что зал заходился от хохота, а в моменты, когда из-за отключения электричества, в зале дважды гас проектор, требовали отменить цензуру и радовались, словно дети на утреннике.
Из представленного в конкурсе, эту ленту отличает прекрасный сценарий, который, пока, может побороться за это звание только с фильмом Александра Велединсокго "Географ глобус пропил".
Диалоги Режиссер: Ира Волкова
Альманах из пяти новелл. в каждой из которых принимало участие по два-три человека, "Диалоги" - это попытка поговорить "за жизнь". Попытка странная, не в смысле тем, выбранных для беседы (они варьируются от потери близкого и попытки самоубийства до обсуждения того, что останется в памяти окружающих после смерти человека, а также о попытке склеить то, что разбилось и разбить то, что только что склеилось), а по форме и реализации. Новеллы крайне неровные, они, каждая сама по себе, хорошо бы подошли для конкурса короткого метра, на уровне этюдов. Склеенные же вместе, они представляют собой странный коктейль, очень на любителя.
Майор Режиссер: Юрий Быков
Второе в конкурсе крепкое мужское кино, по окончании которого не очень хотелось говорить. В качестве иллюстрации к ощущению от просмотра, когда на пять минут погас проектор (Сочи страдает от отключения электричества во всем городе иногда по нескольку раз на дню), первые пару минут зал сидел молча, а когда какой-то шутник решил показать "собачку", спроецировав тень пальцев руки на погасший экран, его быстро осадили. У Быкова получилась крепкая мужская драма, которая, конечно, не соберет полных залов, поскольку отечественный зритель не готов платить за просмотр подобного кинофильма в кассу кинотеатра, но снят он по всем канонам хорошего полицейского фильма с неголливудской развязкой. Если бы Кинотавр вручал за монтаж, "Майор" непременно был бы первым в очереди, а у Ирины Низиной реальный шанс получить приз за лучшее исполнение женской роли.
В ожидании моря Режиссер: Бахтияр Худойназаров
Немного медитативная притча о рыбаке, который вывел свое судно в море, несмотря на штормовое предупреждение, потерял всю команду и любимую девушку, а спустя десять лет, отсидев за халатность, возвращается в родные края, где его все ненавидят и даже море отступило на многие километры о прежних берегов. В надежде вернуть тех, кто остался в море, он подписывается на сизифов труд, решая перенести по высохшему дну корабль обратно в море, или то, что от него осталось. От начала работы над сценарием до показа фильма на Кинотавре прошло шесть лет (правда, премьера картины состоялась на кинофестивале в Риме в 2012 году), но многотрудная работа Худойназарова по воссозданию быта казахского прибрежного городка, жизнь в котором навсегда изменилась вместе с уходом моря, видна в каждом кадре. Как и все фильмы режиссера, "В ожидании моря" наполнен мечтой о несбывшемся. Это невозможно аргументировать параметрами ракурсов и монтажа - это душа фильма. В этой картине она есть. Бывают фильмы, которые поглощают тебя настолько, что ты напрочь забываешь о времени и слежишь за происходящим на экране. А есть такие, что приоткрывают дверцу в душу, и начинают говорить со зрителем о его проблемах. Лента Худойназарова относится ко второй категории. Этим она и ценна.
Географ глобус пропил Режиссер: Александр Велединский
Вторая, после "Интимных мест" картина, которая заставила зрителей в едином порыве и плакать, и смеяться. Экранизация одноименного романа Алексея Иванова, написанного в 1995 году, и, кажется, совсем не потерявшего после экранизации своей актуальности (в чем, несомненно, заслуга сценаристов - самого Велдинсокго, Рауфа Кубаева и Валерия Тодоровского). История о биологе Викторе Служкине, который от безденежья пошел работать в школу учителем географии не ограничивается походом, в который он в итоге отправится со своими учениками - это история о дружбе, любви, измене, понимании и прощении. С первого кадра картина цепляет зрителя и не отпускает до самых титров. Операторская работа Владимира Башты заслуживает всяческой похвалы. Постановка Велединского и мужская роль Хабенского имеют все шансы на получение призов фестиваля.
До подведения итогов фестиваля еще два фильма. Возможно, что-то изменится, но пока расстановка сил выглядит таким образом.