Александр Голубчиков | Дневники киномана: Движение. День первый
Мы уже писали в новостях, что в Омске в этом году проводится кинофестиваль кинодебютов "Движение". Что выделяет этот фестиваль из череды "Духов огня", "Окон в Европу" и "Меридианов Тихого" "Амурской осенью"? Прежде всего, наверное, тем, что это первый профессиональный кинофестиваль, который организован киноманами. Я, лично, именно к такой категории отношу автора конкурсной программы Стаса Тыркина и президента фестиваля Артема Михалкова (на фото он вручает специальный приз продюсеру Сабине Еремеевой).
Как иначе, кроме как киноманством, объяснить появление в сетке фестиваля таких картин, как "Метелица: Зима мертвецов" (наш ответ "Мертвому снегу") и триллера Романа Романовского "Звено" (рассказывающего о парне, который становится воспитателем в детском доме, а вскоре узнает, что все его предшественники на этой должности погибли странной смертью), сериала Павла Бардина "Салам, Масква", и одной из лучших картин, представленных на прошлогоднем фестивале "Окно в Европу", - "Доктор" Владимира Панкова? С такой программой фестивалю светит долгая и счастливая жизнь (лучше, уверен, чем у героя фильма Бориса Хлебникова).
Церемонию открытия подготовил Алексей Агранович (который уже собаку съел на "Кинотавре" и фестивалях "Завтра" и "2 in One". Ведущим церемонии стал Петр Федоров, который за все время, кажется, ни разу не встал лицом в залу. Почему?
Началось все с официоза, на сцену вышел губернатор Омской области Виктор Назаров, который поведал, как он счастлив принять на омской земле новый фестиваль. Следующим утром на пресс-конференции журналисты местных изданий поинтересовались, не лучше ли было направить те 40 миллионов рублей, которые потрачены на организацию фестиваля на нужды города, посреди которого зияет заброшенный котлован, а дороги после зимы выглядят так, слово их проложили еще при царе-батюшке (ну, на самом деле, не так плохо, но есть над чем работать), на что чиновник ответил, что вместо того, чтобы сначала отстроить все в городе, а только потом начать приглашать гостей, было решено привозить гостей в уже приведенные в порядок заведения культуры и отдыха.
По окончании приветственных речей на сцену вышел Петр Федоров. Вышел и сел в пустовавшее кресло с надписью "режиссер" - лицом к экрану и спиной к публике. На
кране один за другим появлялись Федор Бондарчук, Борис Хлебников, Валерия Гай-Германика и Алексей Мизгирев. Научали его, как снимать кино, как кастинг проводить, как с актерами работать. На что Петр, направив на себя камеру, разговаривал с залом посредством экрана, на которую транслировалось прямое изображение с камкодера.
Под конец общения с камерой, Петр обратился с вопросами к первому ряду, на котором видело жюри: Василий Сигарев, Наталья Мокрицкая и Алиса Хазанова (Игорь Петренко приехал только к началу показов конкурсных картин).
После церемонии открытия состоялся показ фильма "12 месяцев". Это как бы сказка, с рейтингом 6+, с шутками про сиськи третьего размера, рваной динамикой и Иваном Дорном в роли администратора караоке-клуба. На моей памяти, это первый (российский так уж точно) фильм, в котором имена продюсеров (имена которых мало кому-то что-то скажут) указаны раньше имен актеров и режиссера. "20 век Фокс" должны были выпускать фильм 6 мая, но, поскольку создатели картины не позаботились о подготовке рекламных материалов, релиз было решено перенести на осень.
Показы конкурсных фильмов открылись в четверг показом документального фильма Ксандры Колесник и Антона Серегина (выпускников курсов Марии Разбежкиной) "Денис Давыдов trip". По мнению авторов картины, она пронизана тонким юмором в отношении участников исторических реконструкций эпизодов Бородинского сражения, которые они организуют день памяти поэта Дениса Давыдова. Герои фильма - простые жители российской глубинки, сельская интеллигенция о достижениях в выращивании винограда которой пишут в местных газетах, бывшие ученики престижных московских музыкальных филармоний, которые получают удовольствие от своих маленьких радостей, делают это искренне. Но авторам все, что попало к ним в кадр, показалось близким к наркотическому трипу, безумному и смешному в этом безумии, кульминацией которого становится сельская дискотека и портрет Дениса Давыдова, освещенный лазерными лучами.
Что же до второго фильма, то "Маруся" режиссера Евы Перволовичи - это копродукция компании СТВ Сергея Сельянова и французских продюсеров. Трогательная, снятая в документальной манере (хотя и совершенно игровая), основанная на реальной истории 6-летней девочки Маруси, чья мама отправилась искать счастья во Франции. Ради достижения этой цели она готова спать в ночлежках для бездомных, а порой и на улице с клошарами, каждый день искать и часто находить мужчину, который бы мог их приютить, дать денег и кров, но она не готова ни на минуту расстаться с Марусей, идти на работу, которая потребует разлуки с ребенком и наотрез отказывается возвращаться в Россию. По силе воздействия на зрителя и, в какой то мере, по идее, кино сопоставимо с "Я буду рядом" Павла Руминова, который в прошлом году был назвал лучшим фильмом "Кинотавра".