Александр Голубчиков | Окно в Европу XX: Обзор фильмов конкурса: «Все ушли», «Разговор», «6», «Шопинг-тур»
Первые впечатления, которые оставил фестиваль «Окно в Европу», оказались местами обманчивыми. Вероятно, сложилось оно из-за общего настроения, которое задали первые картины - шутка ли, первые пять лент конкурсной программы, как по заказу, строились на схеме «сны-смерть-воспоминания» (кого-то из членов жюри это обстоятельство, кажется, даже стало угнетать). Второй тренд, связанный, очевидно, с необходимостью минимализировать расходы, - это съемки в ограниченном пространстве, отчего уже начиналась клаустрофобия. Были, конечно, в обоих правилах исключения, но с появлением ленты Михаила Брашинского «Шопинг-тур» общее тягостное настроение развеялось - людоедский хоррор о поездке русских туристов за покупками в Финляндию, обернувшаяся ритуальным съедением понаехавших, стало глотком свежего воздуха в программе. И дальше понеслось! Появилось и авторское кино, и коммерческое, и спорное артовое.
«Все ушли»
Режиссер: Георгий Параджанов
В ролях: Натлья Каляканова, Автандил Махарадзе, Зураб Кипшидзе
Лента Георгия Параджанова сродни «Похороните меня за плинтусом» - грустная и веселая одновременно история, воспоминания человека, который возвращается в старый опустевший дом в старом квартале Тбилиси. В этих воспоминаниях смешиваются безумная бабушка, которой он был отдан на воспитание, - любительница ходить по знахаркам и гадалкам, дед - владелец антикварной лавки, цирюльник, способный побрить даже усопшего члена горкома партии, и другие странные, какими они обычно и кажутся мальчугану, обитатели взрослого мира.
У этой картины есть странное очарование, как, возможно, у любого грузинского фильма. Поначалу все эти истории кажутся разрозненными, тягучими, плохо рассказанными анекдотами, но вдруг, в один волшебный миг, картина мира, нарисованная теплыми, почти выцветшими красками, вдруг складывается, как пазл, и оживает, становится тебе родной. Но как только это случается, вдруг все, кто населял этот уютный мир детских фантазий, вдруг начинают его покидать. Один за другим. Пока не остается на свете только одна, всеми забытая гадалка, что собирала в бутыли и запирала пробками все самые сокровенные сны обителей улочек старого города. Женщина, винившая себя в том, что забирала у людей их мечты. И все, что ее держит на этом свете - это тысячи бутылок, в которых покоятся человеческое счастье, но она сама уже так стара, что не может сама откупорить эти сосуды и отпустить запертые в них души ушедших людей.
Один из самых эмоционально сильных фильмов конкурса.
«Разговор»
Режиссер: Сергей Комаров (дебют)
В ролях: Гоша Куценко, Анна Канарис
Наполненный символизмом, намеками и полунамеками, «Разговор», хотя его действие практически не покидает пределов запертого пространства, навряд ли может претендовать на место в кинотеатре. Он скорее мог бы стать эпизодом сериала «Черная комната», если бы проект до сих пор существовал. Казалось бы, режиссер выжимает из придуманной им истории максимум, но, вот беда, однообразие используемых приемов несколько утомляет. Возникает ощущение, что ленту натягивали на 80 минут хронометража, хотя ей с лихвой хватило бы и 52-х. Возможно, продюсерам Давлетьярову и Котелевскому стоило развить задумку и сделать вместо одной длинной истории три-четыре новеллы с подобным мистическим подтекстом, а пока же мы вынуждены наблюдать Гошу Куценко, который на протяжении полутора часов мучается, силясь вспомнить, что же случилось с ним накануне вечером, выслушивая одни и те же фразы с одной и той же эмоциональной краской от пришедшей к нему на свидание супруги.
«6»
Режиссер: Тимур Шин (дебют)
В ролях: Валерий Гаркалин, Александр Тютин, Александр Ковалев, Елена Любимова
В далеком 1990 году на экраны страны вышел фильм «Искушение Б», в котором Станислав Садальский, Наталья Гундарева, Владимир Зельдин и Олег Борисов блистательно разыгрывали сценарий братьев Стругацких, написанный ими по собственному роману "Хромая судьба". Действие фильма, за исключением первых сцен, почти не выходило за пределы квартиры писателя Феликса Снегирева, который нечаянно оказался втянутым в тайну древнего ордена бессмертных - пять человек раз в три года подпитывались энергией от источника вечной жизни. Ведь ровно столько - пять ложек за три года выдавал этот источник. И теперь ему, как обладателю тайны, приходится выбирать - или погибнуть, выпав из окна собственной квартиры, или же стать причиной смерти одного из пятерки, а самому войти в число избранных.
Прекрасная история, вся построенная на эмоциях, в постановке Аркадия Сиренко смотрелась интересно и живо. Не требовалось какой-то невероятной оптики для съемки в помещении, каких-то спецэффектов - чисто актерская игра. Но когда столь благодатный материал попал в руки дебютанту Тимуру Шину, оказалось, что можно выносить святых:
Цифровая камера испортила первое впечатление от картины, натужные сверхэмоциональные гримасничания актеров - второе, необходимость перезаписывать звук, иза чего актеры не смогли попадать в собственные тексты на озвучении - третье, а чудовищные спецэффекты забили последний гвоздь в гроб постановки. А ведь, казалось бы, в кадре не последние актеры разыгрывают историю выбора между жизнью и смертью в точно подобранных интерьерах родом из 80-х. Играй - не хочу!
И только одно обстоятельство оставляет надежду на то, что вся эта нарочитая дешевизна постановки всего лишь режиссерский ход. Ведь в финале, которого не было у Стругацких и в ленте Сиренко, мы видим и богатый интерьер, и хорошие костюмы, и плавную камеру с точно выверенной оптикой и хорошим звуком. А значит это все была игра? Тогда почему такая плохая? Ответа на это режиссер не дал.
«Шопинг-тур»
Режиссер: Михаил Брашинский
В ролях: Татьяна Колганова, Тимофей Елецкий, Татьяна Рябоконь
Жанровое кино от отечественного режиссера в России - невероятная редкость. С комедиями, вроде, уже наладилась ситуация, с мелодрамами тоже выходит из пике, но снятого по всем канонам хоррора и черной комедии, казалось, придется ждать еще годы. Если бы не Михаил Брашинский. Некогда популярный обозреватель журнала Афиша, в 2003 году снял странный "Гололед", один фильм из цикла "Убойная сила", потом взялся за, к сожалению так и не завершенный, проект "Тунгусский метеорит", и вот наконец вышел к зрителю с картиной, сюжет которой может показаться горячечным бредом. Судите сами: Молодая мама и 15-летний сын отправляются в поездку по Финляндии в рамках шопинг-тура. Поездка на автобусе по магазинам - скучнейшее занятие, которое не подразумевало никаких сюрпризов, как если бы не страшная финская традиция - один день в году одни едят поедом всех иностранцев, находящихся на территории Финляндии.
Полностью снятый методом скрытой камеры на мобильный телефон мальчика - участника этих событий - по сути своей, конечно, драма отношений, обличенная в форму каннибалистского хоррора. Сын недавно потерял отца, с которым жил долгие годы, мать, которая пытается наладить с сыном отношения. Но насмотревшийся за годы в профессии критика, киноман Брашинский насаживает на вертел своей истории эти две судьбы и жарит из них вкуснейшее блюдо, в котором смеешься в самые, казалось бы, страшные моменты, и утираешь слезу в банальной сцене признания в сыновней любви.
продолжение следует...