Александр Голубчиков | Окно в Европу XX, первые впечатления
Первое впечатление, которое складывается от программы юбилейного фестиваля "Окно в Европу", что проходит в эти дни в Выбоге, что вторая волна кризиса, которую все с нетерпением и неизбежностью ждут в экономике, в отечественном кино уже наступила. Когда в 2008 году прервался поток шальных денег, вливаемых в кинопроизводство, многие проекты заморозились, и последние три года, худо-бедно находя финансирование, находили возможность доходить до большого экрана. Но, похоже, что эти нечаянные закрома родины иссякли. Видимо с этим связан тот факт, что в нынешнем конкурсе в полтора раза меньше лент, чем в прошлогоднем, да и картины (половина из которых дебюты) не претендуют на то, чтобы выйти не большой экран. Авторского кино в программе еще нет, а зрительского нет уже.
Возникло даже опасение, что самым масштабным (не столько в реализации - это несомненно, учитывая 12 миллионнодолларовый бюджет постановки, сколько по уровню замысла) останется фильм открытия - историческая сага о хождении Митрополита Алексия в Орду. Лента, поражающая своим масштабом, количеством придуманных (не скажу, что выдуманных, но об исторической достоверности говорить сложно, поскольку никаких письменных свидетельств бытописания кочевников не сохранилось) элементов быта народа, населявшего Сарай в последние годы существования Орды. Лента, выполненная с прицелом не столько на российского зрителя, который может поворотить нос от необходимости два часа кряду читать субтитры, сколько на международную публику, благодаря которой затраты на производство этого эпохального полотна имеют шанс быть отбиты.
Самое странное и печальное, что главной проблемой этой картины является вовсе не необходимость чтения титров - они не утомляют, а все, что касается непосредственно истории мытарств Алексия, который, не сумев излечить мать ханов Тайдулу от внезапной слепоты, (за этим чудом его и привезли в Орду), отправляется в изгнание и истязает себя чуть не до погибели. Быт ордынцев на фоне истории Алексия выглядит настолько ярким и интересным, что история чудотворца-митрополита выглядит в фильме вставным сюжетом, а чудо, которого ждешь от кино, если и случается, то где-то за пределами экрана, что, в свою очередь, оставляет зрителя совершенно равнодушным. По слухам, финалом этой истории должно было стать возвращение Алексия из изгнания на Русь, где о нем уже все забыли, но, то ли в рамках изменения концепции и смены названия со "Святителя Алексея" на менее православно ориентированное "Орда", от этого финала было решено отказаться (сцена вполне могла бы стать вторым финалом или пойти после титров). А ведь он мог стать тем самым катарсисом, которого никак нельзя ожидать от нашествия конных варваров.
Но этот игрок выступает вне конкурса, так что пару слов о первых участниках, которые будут бороться за призы жюри, возглавляет его Роман Балаян, и в составе оного, наряду с Ксенией Раппопорт и Сергеем Пускепалисом, оценивает участников главред "Кинопоиска" Миша (Algente) Клочков.
Поклонница
Режиссер и автор сценария Виталий Мельников
Мэтр отечественного кино, за плечами которого "Хозяин Чукотки", "Старший сын" и "Выйти замуж за капитана", в свои 84 года может снимать что хочет и как хочет, но, очевидно, то, что выйдет из-под его начала, навряд ли сможет стать чем-то большим, чем программный продукт для показа на дециметровом канале "Домашний". Кирилл Пирогов - выпускник курса Владимира Иванова в Щукинском училище и актер Студии Петра Фоменко - исполняет в этой милой фантазии на тему жизнеописания Антона Павловича Чехова самого автора бессмертной "Чайки", а Светлана Иванова - девушка из "Дома солнца" и "Августа восьмого" - тайную воздыхательницу и поклонницу писательского таланта мэтра короткого рассказа Лидию Авилову. По мнению автора этой душещипательной истории, Чехов чуть ли не вписывал в свои пьесы фрагменты их романтических бесед с Авиловой и более всего в жизни переживал, что из двух гимназисток - Книппер и Авиловой - судьба свела его с первой. Романтично, конечно, но не для кино.
Пять звезд
Режиссер: Вячеслав Яковлев
Авторы сценария: Вячеслав Яковлев и Ирина Яковлева
В ролях: Елена Яковлева, Татьяна Лютаева, Анфиса Чехова, Марина Блейк, Анна Михайловская, Тимофей Каратаев
Кем друг другу приходятся все эти три человека с фамилией Яковлевы, признаться, разобраться сложно, но к делу это отношения не имеет. Кураторы программы, видимо, решили увязать фамилию Анфисы Чеховой с главным героем предыдущего фильма и поставить дебютную режиссерскую работу актера и продюсера Вячеслава Яковлева в качестве ответа на работу мэтра. Решение, прямо скажем, спорное. Сходство между этими лентами только одно - ни да, ни другая не претендуют на широкие экраны, но если у "Поклонницы" есть хотя бы надежда на таймслот на канале ТВ-Центр, то "Пять звезд" - лента сродни "Философии в будуаре" Маркиза де Сада - претендует разе что на глубокий ночной эфир на канале НТВ (тоже неплохое рейтинговое время, но уровень аудитории сильно отличается). По своей сути "Пять звезд" - это то, чем могла бы стать комедия "О чем говорят мужчины", если бы ее героинями стали женщины - успешные, но вульгарные, чьи разговоры (а действие разворачивается исключительно в туалетной комнате) сводятся, как ни странно, исключительно к сортиру.
Как пьеса в антрепризе эта история, наверное, имеет право на существование, как неожиданная актерская работа для Яковлевой, которая с наслаждением окунает несколько раз Лютаеву головой в унитаз - тоже. Но весомой причиной для того, чтобы смотреть это произведение, ни то, ни другое обстоятельство, не является.
Ну и завершением первого дня стала гала-премьера лирической комедии "Мужчина с гарантией" от команды Enjoy Movies. Можно как угодно относиться к творчеству этой успешной команды, но, поверьте мне, им удалось сделать высококачественное кино с невероятными актерскими работами практически неузнаваемых в своих ярких образах Дмитрием Нагиевым и Петром Федоровым (которые, к сожалению, играют роли второго плана, но они - главные антагонисты в этой истории, так что это обстоятельство вполне объяснимо). Это кино, живи мы в другой стране, собирало бы сотни миллионов долларов, потому как ничуть не хуже "Предложения" с Сандрой Буллок (которым, хотя это совсем другая история, в некотором роде и является). Это кино с потрясающим звуковым рядом, написанным огромной интернациональной командой никому неизвестных музыкантов, перечень которых занимает в титрах полторы минуты. И это совсем не "Служебный роман. Наше время", если кому-то захочется упрекнуть Георгия Малкова и братьев Андреасян в том, что они повторяются.
продолжение следует...