Максим Марков | «2morrow/Завтра» 11
«2morrow/Завтра», Конкурс: «Чудеса» (Le Meraviglie)
Италия – Швейцария – Германия, реж. Аличе Рорвахер, в ролях: Мария Александра Лунгу, Сэм Лоувик, Моника Беллуччи, Альба Рорвахер.
Жизнь большой семьи – папа, мама, четыре дочки и ещё необозначенная родством молодая женщина – вертится вокруг пчёл: у них пасека, с которой связано прошлое, настоящее и (в идеале) будущее. Крик отца: «Поменяй ведро!» - это не просто приказ, а напоминание о священной миссии: из чана капает мёд. Взволнуют этот невинный мир, где даже туалет не имеет дверцы, два события: телевизионный конкурс «Деревенские чудеса», обещающий мешок денег той семье, что лучше прочих хранит традиции, и приезд по программе «Новая жизнь» мальчика Мартина, молчуна и потенциального уголовника.
Успех фильма на фестивале (пришлось давать дополнительный сеанс) – свидетельство того, что значит в прикормленной среде каннское Гран-При. В свободном плавании, в широком прокате, необходимо, конечно, приложить массу усилий, чтобы срубить с такого кино хоть какую-то кассу, но точечно, не в естественной среде, а в искусственно созданном «аквариуме», «Чудеса» идут на ура: люди и стояли, и сидели вплотную к экрану.
Стоило ли это того – вопрос на самом деле спорный. Признавая несомненные достоинства ленты (реалистичную камеру, естественную игру девочек), лично я склонен видеть в ней и существенные недостатки. Каким бы живым не казалось сотканное здесь режиссёром полотно, но тот же возглас про ведро вторично раздаётся уже на первых минутах – отчего сразу, тут же, совершенно очевидно становится ясно, что однажды это ведро не поменяют. А когда значительно позже папа приедет домой с неким подарком и долго ещё не будет сказано, что же это за подарок такой, лишь самый невнимательный зритель не вспомнит про обещанного ранее верблюда. Таким образом в одном случае заметно снижен эффект от «трагедии», в другом почти испарился комический элемент.
Разумеется, следование определённым законам сценарной структуры засчитать за грех нельзя – но лично для меня едва ли не с самого начала вся «естественность» стала казаться расчётливо выстроенной. Что, вероятно, заметно снизило впечатление. Мне интереснее не знать, что будет дальше, а тут весь сюжетный пасьянс разложен автором уже в прологе: этот дом – воспоминание из прошлого, дочки упорхнут из гнезда вопреки всем стараниям папаши.
Но если эти «претензии» довольно условны, то не отметить очевидную фальшь кульминационного эпизода с телешоу, мне кажется, ну никак уж нельзя. Конечно, сторонники фильма сразу скажут: «Да ведь так и задумано! Это же очевидное противопоставление: чистота природной жизни – и бездушность телевизионного чистогана!» Ну, я приблизительно так и понял. Что моего «неудовольства», к сожалению, не снимает: мне почему-то кажется, что объяснять неудавшийся эпизод (а тут даже довольно большой кусок произведения) «задумкой автора» - это как-то совсем уж дурно и цинично.
Разумом я, конечно, могу понять, чем так «взяла» лента каннское жюри – тут можно долго рассуждать, тем более что широкому зрителю уже доступна едва ли не вся программа прошлогоднего конкурса. Но чувства мои и симпатии – не с этим фильмом.