dokerproject | Документальный фильм «Драконовые девушки»
Немецкую картину «Драконовые девушки», показанную на ММКФ в рамках программы «Свободная мысль», стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы понять, что и в документальном кино, рассказывающем о локальных темах и реальных людях, существуют многомиллионные (по крайней мере, в отечественном понимании кинобюджетов) блокбастеры. Не то, чтобы на экране всё летало и свистело под напором спецэффектов и компьютерной графики - но качество и подход к изображению в этой картине способен поразить умы даже опытных профессионалов не только неигрового, но и игрового кино.
«Драконовые девушки» - режиссерский дебют Иниго Вестмайера, до этого работавшего в качестве кинооператора. Любителям документального кино наверняка знакома нашумевшая лента «Один в четырех стенах» Александры Вестмайер - жены Иниго. Этот фильм рассказывал о малолетних преступниках, живущих в одном из российских «учреждений закрытого типа». И уже здесь был заметен визуальный почерк оператора Иниго Вестмайера. Детская колония вся вдоль и поперек была снята с операторских рельс - проезды в столовой, во дворе вдоль отрядов маленьких заключенных, в их казармах и коридорах. Все эти кинематографические изыски прерывались интервью с детьми, рассказывающими страшные истории из своей небольшой жизни.
Такая конструкция отчасти перешла и в дебютный фильм Иниго «Драконовые девушки». Вместо небольшой российской колонии - перед зрителем предстала гигантская школа боевых искусств в Китае, а вместо мальчиков-подростков с тяжелой судьбой - девочки, ученицы кун-фу, также с очень непростой жизнью.
Кажется, камера движется в фильме постоянно, за исключением моментов с рассказами девочек, преподавателей, родителей и директора школы. Безусловно, всё происходящее на экране не может не заинтересовать как приверженцев кун-фу, так и тех, кто ничего об этом не знает. Жизнь школы и её питомцев представлена педантично подробно. Отчего-то изображение часто дублируется комментариями героев. «Мы все делаем то и это», «а потом идем туда-то», «вот мы встали», «а вот ложимся спать».
В фильме использовались дорогостоящие камеры, операторские краны, тележки и прочие устройства, привычные для большого игрового кино. Подход съемочной группы к производству фильма оказался подстать самой школе боевых искусств - глобальным, красивым и стройным.
Однако, если бы в картине были только игры с техникой - то, конечно, фильма бы не получилось. Пронзительны истории трех девочек, находящихся в центре повествования. Именно из их рассказов, недомолвок а, порой, и слез складывается понимание китайской боевой философии на эмоциональном уровне. Но до окончательного формулирования эмоции чего-то не хватило, а, может быть, напротив - чего-то было слишком много. Например, в фильме есть момент, когда мальчику становится плохо от ударов на тренировке - он пытается выстоять, держится до последнего. Это страшное, сильное и магическое по уровню страха состояние, увы, не достигает глубинного восприятия со стороны зрителя - авторы не дают всмотреться в лицо мальчика, а за кадром в очередной раз появляется чей-то комментарий в духе «иногда даже родственники бьют друг друга до полусмерти».
Такой подход слегка удивляет и тормозит во время просмотра ленты, но течение фильма со всей силой и мощью мчит повествование дальше, доводя его до устрашающего финала, в котором на первый план выходит образ «коллективного мышления», аккумулирующий всё услышанное и увиденное в сгусток энергии, непознанной и пугающей всех, кто не знаком с Китаем.
Повтор фильма состоится 28-го июня в 8 вечера в Центре документального кино.