Евгений Колпаков | Восточный экспресс. Выпуск от 8 марта 2016.
Сегодняшний выпуск "Восточного экспресса" будет целиком посвящен одному режиссеру, ибо о Джонни То либо все либо ничего! Поскольку его фильмография весьма обширна, разделю удовольствие на несколько актов.
Итак, Джонни То часть первая: как выбрать главу триады, какова цена горячих новостей, и что есть настоящее мужское братство.
"Горячие новости" (Daai si gin / Breaking news)
Полицейская спецоперация по захвату организованной преступной группы потерпела фиаско. Вместо тихого и техничного захвата, в оживленном квартале завязалась масштабная перестрелка, которую запечатлели телекамеры. Мало того, попавший под прицел бандитов патрульный, на глазах репортеров и населения умолял их о пощаде. Теперь перед руководством полиции стоит непосильная задача восстановить свой помятый имидж и как-то умудриться все-таки поймать преступников....
Золотая классика гонконгского кинематографа и без сомнений лучшая работа легендарного Джонни То. Картина произвела техническую революцию, продемонстрировав зрителю начальную 8-минутную масштабную перестрелку в центре города, снятую одним планом и до сих пор поражающую воображение!
Изобретательно снимая экшен, режиссер шикарно и вкусно подает социальную сатиру о силе и власти СМИ.
Актерский состав как на подбор! Противостояние полицейского Ника Чуна и бандита Ричи Рена ("Снайпер", "Убийцы") просто пиршество для глаз. Оба персонажа - настоящие люди чести и слова, готовые идти до конца! Также порадовал небольшой ролью и Саймон Ям.
Картина идеально сбалансирована и представляет собой редкий жанровый образец, который помимо драйва и харизматичных героев предлагает зрителю нечто большее. А именно, социальную перчинку, как напоминание: "погода" за окном в корне отличается от любых горячих новостей.
"Месть" (Fuk sau / Vengeance)
Отошедший от дел убийца из Франции узнает страшную новость. Его дочь и вся ее семья убиты в Гонконге. Но на чужой территории один в поле не воин. Поэтому, заручившись поддержкой местных наемников, герой начинает действовать....
Мастер криминально-поэтических историй Джонни То снова исследует тему мести и мужского братства. На этот раз режиссер решил совместить китайское изящество и европейскую элегантность. Главная роль писалась под Алена Делона. Но после отказа именитого француза, она отошла популярному певцу и актеру Джонни Холлидею ("Ограбление по-французски"). Зритель от такой перестановки точно не проиграл, так как Холлидей по фактуре идеально вписывается в образ сурового киллера, понесшего утрату.
Гармонично с французом смотрятся и любимцы режиссера: Саймон Ям, Лам Суэт, Энтони Вон. Неповторимый стиль постановщика и превосходно поставленный экшен весьма успешно сглаживают некоторые сценарные неровности. Полностью погруженный в повествование, подобных мелочей просто на замечаешь. Аура Джонни То чувствуется в каждом движении камеры - сцена под дождем, перестрелка в ночном лесу. Список можно продолжать, как и пересматривать эти моменты снова и снова.
Конечно, "Месть" далеко не лучшая работа маэстро. С другой стороны, для многих "творцов" и этот уровень останется недосягаем. Кстати, фильм был номинирован на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского кинофестиваля 2009 года.
Отверженные (Fong juk / Exiled)
Четверо друзей-киллеров решают вступиться за пятого и пойти против мафиозного синдиката...
Структурно «Отверженные» представляют собой классический азиатский экшен, корнями уходящий к работам другого маэстро жанра - Джона Ву. Перестрелки поставлены по традиции превосходно! Блестящая операторская работа и интересные ракурсы - визитная карточка режиссера Джонни То.
Харизматичные персонажи в исполнении целого звездного ансамбля: Ник Чун, Саймон Ям, Энтони Вон ("Двойная рокировка", "Месть", "На грани"), Лам Суэт ("Выборы", "Убийцы") и Френсис Нг ("Идущий по линии", "Последний магнат", "На грани"). И в основе, конечно, ставшая уже легендарной мужская восточная сентиментальность. Все это вкупе с мастерством постановщика превращают обычный, казалось бы, боевик в безумно стильное произведение искусства. Отдельного шарма картине добавляет витающая в воздухе аура вестерна с незыблемой губной гармошкой и отличный блюзовый саундтрек.
Шикарное, не лишенное романтики, и по-настоящему крутое произведение для всех ценителей жанра
Выборы (Hak se wui / Election)
В центре сюжета картины, выборы нового главы клана триады. Борьба за власть, в которой хороши все средства: подкуп, убийства, шантаж...
Криминальная тема определенно конек Джонни То. Варьируя стили от сатиры («Горячие Новости») до классических историй о мести («Месть») и мужском братстве («Отверженные») режиссер умело ведет повествование в «гангстерском» ключе, каждый раз умудряясь находить новые и свежие краски, казалось бы клишированных сюжетов, тем самым придавая им эффект некоей свежести. «Выборы» в этом плане определенно удивляющий, но вместе с тем возможно и закономерный сюрприз, ибо в данном случае режиссер, оставшись в своей классической криминальной среде, показывает ее не снаружи, как в предыдущих работах, а, что ни на есть, изнутри. Вся внутренняя иерархия и система знаменитых триад предстает во всей препарированной красе.
Изящно и тонко постановщик ведет извилистую сюжетную линию, не забывая фиксировать все детали и нюансы криминального мира. При этом не скатываясь в публицистику и оставаясь верным себе и своему стилю. Повествование затягивает настолько плавно и цепко, что зритель и не замечает, как уже увлечен и поглощен изучением внутреннего мира знаменитой мафиозной структуры настолько, что оторваться просто не в состоянии. Не сделав в картине не единого выстрела, режиссер создал воистину магнетическое действо, цепляющее круче любого залихватского боевика. Немаловажную роль в картине играют и актеры. Золотая плеяда гонконгского кинематографа! Ник Чун, Луис Ку, Лам Суэт создали незыбываемые и запоминающиеся образы представителей криминального мира. Саймон Ям, один из постоянных «фаворитов» режиссера, демонстрирует разносторонний образ хитрого, обаятельного и безжалостного гангстера, показывающего на что способны люди, обуреваемые жаждой власти и ни в коей мере не желающие ее терять. Не уступает ему в дьявольском обаянии взрывной и темпераментный Тони Люн Ка Фай.
Финал картины, как резкий удар под дых. Неожиданный и в то же время логичный и страшный. Ведь, несмотря на традиции, устои, клятвы, всю эту тонкую и конечно важную восточную философию, когда дело касается власти и денег, все вышеперечисленное летит ко всем чертям. Режиссер показывает и обнажает главное: ступившие на криминальную тропу, больше не люди. И никакие кодексы чести и прочая «шелуха» не изменят этих пауков в банке, цель которых жалить друг друга с одной лишь целью - стать на ступень выше.
Выборы 2 (Hak se wui yi wo wai kwai / Election 2)
Продолжение истории, рассказанной в первом фильме. Снова наступает момент выборов главы клана, и герои вновь вступают в жестокую борьбу за власть....
После просмотра второй части возникает только один вопрос: зачем? Ибо насколько хорош первый фильм, так настолько плох второй. История в оригинале была цельная и логически завершенная и, на мой взгляд, продолжения не требовала. В любом случае, решив продолжать, режиссер не смог предложить зрителю интересную интригу, так здорово реализованную в первой картине. Все изящество, тонкость и стиль ушли в угоду простоте, банальности и натуралистичному насилию. Ощущение, что снимал другой человек.
По сути, весь сюжет, отчасти повторяющий первый фильм и ставший, значительно проще, укладывается в полстраницы и представляет собой банальные разборки одного персонажа с другим. Помимо очень слабой истории, зрителю не зацепиться даже за персонажей. Герой Саймона Яма отошел на второй план, растеряв при этом львиную долю ума и обаяния. Пьедестал же в этот раз отошел другому, постоянно снимающего у Джонни То актеру, Луису Ку. Подходящий по фактуре, и как правило идеально отыгрывающий вторую скрипку актер, главную роль не вытянул. Артисту отчаянно не хватило харизмы и актерского мастерства, да и истерики персонажа не добавили ему веса. Персонажей же Ника Чуна и Лама Суэта чертовски мало.Также начатая было линия с сыном героя Саймона Яма, продолжения так и не получила.
В итоге: перед нами абсолютно, на мой взгляд, ненужное продолжение превосходного первого фильма, проигрывающее ему по всем фронтам. Уж не знаю, что было целью такого быстрого выпуска картины (спустя всего год): деньги или амбиции. Ясно одно. Выпущенные в том же году «Отверженные» получились не в пример круче, ярче и сочнее. Видимо последние были для души и от вдохновения, а продолжение «Выборов» как говорят, от противного…
PS
На 2018-й год запланирован выход третьей части.