Bondarev | EFM-2011 (Берлин): АРИЭТТИ ИЗ СТРАНЫ ЛИЛИПУТОВ
14-летняя Ариэтти живет с родителями в роскошно обставленном доме. Ее родители уверены, что они – последние на Земле. Сама Ариэтти надеется на лучшее, ходит на охоту с отцом, сражается с гигантскими насекомыми и страшно, как и ее мать, боится человеческих существ. Когда в доме девочки из рода «воришек», крохотных существ, живущих рядом с нами испокон веков, вновь появятся люди - тяжело больной мальчик Шо, его бабушка и злобная служанка Хару - Ариэтти узнает, что некоторым из человеческих существ можно даже доверять.
Новый мультфильм Studio Ghibli по сценарию самого Миядзаки, в основу которого легла книжка англичанки Мэри Нортон The Borrowers, уже стал мегаблокбастером в Японии (более $150 млн), вышел с большим успехом во Франции и, в отличие от «ПОНЬО», который шел к русскому зрителю почти 1,5 года, совсем скоро появится на отечественных экранах. Это совсем не Миядзаки последних 10-15 лет, но скорее периода «Ведьминой службы доставки» или «Моего соседа Тоторо». Фантастического в «АРИЭТТИ» в отличие от того же «Тоторо», на первый взгляд, мало: у Ариэтти и ее родителей нет ни суперспособностей, ни суперзадач, ничего такого экстраординарного - они всего-навсего крохотные человечки. Человечки, которые таскают у «human beans» (так в английских сабах мультфильма Ариэтти и ее родители называли людей, и я до сих пор гадаю, было ли это случайностью) предметы первой необходимости, кусочки сахара и прочие вкусности. Фантастика здесь в другом – в совершенно невероятном подходе дебютанта Хиромаса Йонебаяши, одного из ведущих аниматоров Ghibli, к созданию привычного нам мира людей глазами человечков-воришек и Ариэтти, в частности. Простая в сущности история дружбы Ариэтти и Шо непредсказуемым образом перемещает зрителей с уровня восприятия окружающей реальности лилипутами-воришками (с соответствующей разницей пропорций и звуков) на привычный для нас, глазами людей, а потом вдруг дает перспективу истории глазами Ариэтти как 14-летнего девочки-подростка. И вроде бы по сюжету ничего глобально особенного не происходит – никто не спасает мир, у Ариэтти с родителями нет в помощниках никаких вспомогательных «смешных героев», а среди восьми героев на весь мультфильм оказывается лишь одна злодейка, да и той никого толком не удается уничтожить, и хэппи-энд происходит, хотя и вне рамок наших ожиданий. И вроде бы «АРИЭТТИ» априори не должен понравиться никому, кроме фанатов Миядзаки и детей до 12. Но есть огромная вероятность, что по прошествии первых 25-30 минут мультфильма Йонебаяши/ Миядзаки вы вдруг обнаружите себя с открытым от восхищения ртом, страшно переживая за судьбу Ариэтти, как на самом первом просмотре каких-нибудь «Дорогая, я уменьшил детей» или «Необыкновенных приключений Карика и Вали», а то и на «Кинг Конге» Джона Гиллермина. I actually did.