Bondarev | EFM-2011 (Берлин): «В СУББОТУ»
«В СУББОТУ» Миндадзе не очень, конечно, повезло с попаданием в Берлинский конкурс. Все повсюду говорили одно до просмотра: посмотрим, удастся ли свершиться чуду второй год подряд. Чуду в кубе: 1) русский фильм в конкурсе второй год подряд, 2) фильм про загадочную душу русского человека в экстремальных обстоятельствах; 3) фильм про буйство «мирного атома. После все как один поджимали губы, практически повторяя друг друга в критике: оператор великолепный, лучшая роль Шагина whatsoever, но сценарий и режиссура… К моему глубочайшему, должен присоединиться к хору патрициев. Оператор Олег Муту действительно проделал фантастическую работу. Что бы герои ни делали, что бы ни говорили, как бы долго фильм не топтался на одном месте, от всего этого физически сложно отвести глаз. Если и буду еще раз смотреть Миндадзе – только затем, чтобы понять, где Муту, а где Миндадзе. Антон Шагин в роли комсомольского работника с прошлым рок-музыканта все 1,5 часа - один сплошной нерв. Едва камера Муту выхватывает его среди прочих – в сердце что-то екает. Помяните мое слово, в русском экшене типа «Скорости» или «В последний момент» (который с Деппом) мы его в ближайшие года три-четыре точно увидим и еще вспомним «В СУББОТУ».
Критикуя, не хочу говорить категорично, но от драмы с временно-пространственной локацией в городке на Припяти 24-25 апреля 1986 г. я ждал того же, чем в декабре 2009 меня поразила «БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ». Ждал истории, которая обратилась бы к человеческому, к остаткам исторической памяти во мне, заставила бы сжимать кулаки от ярости, скорбеть, ронять скупую слезу и т.п. Ясно было, впрочем, из синопсиса и многочисленных интервью, что Миндадзе глубоко пофигу все мои ожидания, что снимал он о другом – об иррациональной человеческой глупости человека перед лицом Катастрофы. Благое намерение и своевременное кино, однако в доказательстве аксиомы «мы сами виноваты во всем», как мне показалось, он невыносимо и самоуверенно долго топчется на одном месте, утаптывая там где не нужно и швыряя тебе в лицо то, что ты уже знаешь. Не то чтобы он проходится по вершкам проблемы, а скорее поступает как любознательный ребенок, выкопавший первую в своей жизни морковку и страшно этим гордый. Нельзя не уважать ребенка за первую самостоятельно выкопанную морковку, но и нахваливать его бесконечно нельзя. А если этому ребенку уже за 60, за его плечами великие картины, а он 40 минут не может и не хочет вытащить героя Шагина из сельского клуба, где играют свадьбу вечером следующего дня после Чернобыльской катастрофы, – на сердце как-то вдвойне тяжелее.
В прокат фильм выходит 24 марта. Посмотреть, без сомнения, стоит. Из-за Шагина и Путу. Как пройдет в прокате – не знаю, честно скажу. Смотрится неровно: первые 30-35 минут на одном дыхании, следующие 15-18 еще действует кредит доверия, но последние 45 минут вы будете, мягко скажем, придавлены настойчивостью человека, своими руками выкопавшего первую в своей жизни морковку и нарезающего вокруг вас круги со словами "я сам".