Борис Новиков | Кинофестиваль в Санкт-Петербурге: день третий
В третий день Санкт-Петербургский международный кинофестиваль порадовал собравшихся ещё двумя конкурсными картинами, не схожими друг с другом решительно ни в чём, кроме недостатков. Собственно говоря, на текущий момент эти самые недостатки у всех пяти отсмотренных фильмов из основной программы одни и те же: им не хватает динамики. Далеко не во всех случаях это делает их плохими фильмами, но давайте обо всём по порядку.
«Зажечь в Касбе» — военная драма, прибывшая в Петербург из Израиля вместе с режиссёром Яривом Горовицем, помнящим о своих русских корнях и даже то ли в шутку, то ли всерьёз называющим нашу страну «Мама-Россия». Как и всякий израильтянин, Ярив отслужил положенные три года в вооруженных силах, в течение этого срока успел принять участие в боевых действиях и после того, как всё это осталось позади, решил снять кино о сотнях таких же, как он сам, молодых парней, вернувшихся с войны и страдающих от посттравматического синдрома. Правда, рассказ в своей картине он повёл не о том, как ветераны пытаются приспособиться к жизни на гражданке, просыпаясь каждую ночь от кошмаров, а о том, через что им пришлось пройти до демобилизации.
Горовиц прекрасно понимает, кто является целевой аудиторией этого фильма, и не скрывает, что в первую очередь снимал «Зажечь в Касбе», что называется, для своих, для тех, кто в теме, побывавших там и вернувшихся с, мягко выражаясь, очень неспокойной совестью. И это, в общем, заметно. Группа молодых израильских солдат патрулирует некий участок в Секторе Газы, сталкиваясь с агрессивностью мусульманского населения, и один из бойцов во время очередной стычки с местными погибает. Пытаясь отыскать убийцу, солдаты устраивают наблюдательный пункт на крыше дома, возле которого был убит их товарищ, и далее битый час режиссер демонстрирует, что насилие и вражда между двумя народами рано или поздно приводит к насилию и вражде внутренней, в границах одной из воюющих сторон. Динамика, по сути, присутствует лишь в начале и конце фильма, а в середине действие доведено практически до статики, превращаясь в одну большую рефлексию на тему «кому нужна война»? Удачные, порой даже исключительно сильные сцены наподобие той, в которой солдатики, пытающиеся вести себя как герои стоуновского «Взвода», заглушают голос муэдзина рёвом американской рок-музыки, сменяются невнятными фрагментами, чаще всего связанными с местным мальчишкой, и в итоге получается любопытная, но недостаточно стройная история, получившая, в целом, положительную критику и отмеченная на Берлинале-2012 Призом европейской конфедерации художественного кино.
Второй фильм — «Вне сети» — прибыл из Бельгии вместе с режиссером Петером Монсаэртом и исполнительницей главной женской роли Анемоной Вальке. Остаться на сессию вопросов и ответов с ними не удалось: кино закончилось достаточно поздно, а на такси по ночам ездить неинтересно и дорого; впрочем, лента сама по себе оказалась вполне занимательной, но, к сожалению, тоже не без общего греха. Вообще, к настоящему моменту на фестивале замечена такая тенденция: половина конкурсных фильмов никак не может подойти к концу, а другая половина никак не может начаться. «Offline» как раз из второй категории.
Семейная драма — самое точное жанровое определение, какое только можно дать этой картине, без всякий отклонений куда-то еще. История долго отсутствовавшего отца с полным тоски взглядом, пытающегося начать жизнь с чистого листа, возобновить отношения со своей бывшей семьёй, найти работу по сердцу и вообще, стать похожим на нормального человека если не внешне (внешне он скорее напоминает профессионального бездомного), то внутренне, и вправду очень долго раскачивается, неторопливо переходя от одной хлебной крошки под ногами к другой, выстраивая стройный рассказ, постепенно и аккуратно раскрывающий тайны прошлого главного героя. Какие-то из этих самых тайн угадываются сразу — просто по принципу «а как же иначе», какие-то определяются благодаря умело расставленным то тут, то там подсказкам, а какие-то всё-таки оказываются если не внезапными твистами, то уж по крайней мере интересными поворотами истории. Протагонист в кои-то веки вызывает неподдельное сочувствие, а окружающие его действующие лица понятны и интересны. Но главной жемчужиной этого фильма является, несомненно, Вики, которую и сыграла уже упомянутая выше Анемона Вальке. Вокруг неё вращаются все события «Офлайна», но этот кареглазый центр маленькой вселенной не только не перетягивает на себя всё одеяло, но ещё умело распределяет его на всех, создавая какой-то очень осенний ореол, в котором тепло смешалось с дождём.
И всё-таки. Лента Монсаэрта очень долго раскачивается, и позабыть об этом, даже несмотря на общие положительные впечатления от картины, никак не получается. Чуть-чуть побольше бы динамики, поярче бы эмоций, и кино получилось бы гораздо более привлекательное. Однако, при всей очевидной бесполезности на данном этапе делать хоть какие-то предположения, избавиться от мысли о том, что это будет один из претендентов на победу в конкурсе, пока не выходит. Как говорится, поживём — увидим.