Борис Новиков | Легенда №17
О «Легенде №17» хочется писать только в превосходной степени и с большим количеством восклицательных знаков. Николаю Лебедеву удалось то, что не удавалось, кажется, ещё никому в российском кино: он снял биопик по всем законам жанра, воспользовавшись всеми существующими в этом самом жанре приёмами, заставив их при этом работать именно так, как они работать должны: фильм про хоккей будет интересен даже тем, кто в хоккее не разбирается вообще, а фильм про Валерия Харламова увлечёт даже тех, кто знать не знает, какой такой Харламов и что он сделал. Лебедев создал самое главное, без чего кино — не кино. Он создал историю.
Есть в этом фильме что-то такое, что заставляет нетерпеливо ёрзать в кресле и переживать происходящее так, словно это касается тебя лично. Где-то внутри фильма прячется нечто, заставляющее орать при каждом удачном броске, а по окончании — выпить водочки за спорт и за победу. А прямо на поверхности даже не лежат — высятся магнитом притягивающие к себе герои, которые хватают и не отпускают даже после того, как в зале загорится свет. В кои-то веки — крепкий сценарий, конфликтный, мощный, с человеческими диалогами, принадлежащими разным, разным, чёрт возьми, героям, а не так, как это часто бывает, когда персонажи говорят одними и теми же словами с одинаковыми интонациями, принадлежащими, несомненно, сценаристу. Нет ничего хуже, чем автор, говорящий сам с собой.
Наверняка в «Легенде №17» есть недочёты, но они растворяются в динамичном действии, в мощно проработанных и не менее мощно показаных конфликтах — и личностных, и личных, и в каком-то смысле даже идейных. Только идеологических, слава Богу, нет: в кои-то веки Советский Союз показан просто страной, в которой живут просто люди, а не унитазом для всех, кому не лень; и особенности строя отражены не в продолжительных монологах о том, какое страшное зло коммунизм и как надо вбить кол осиновый куда надо, а в мимолётных и на удивление естественных деталях, естественных настолько, что они не лезут глаза, не вопят: «На, гляди!», а просто есть, как есть у нас дома наша собственная посуда, наша собственная мебель, обои, наконец.
Спасибо Олегу Меньшикову за то, что он вот так, резко, метко, даже как-то болезненно напомнил всем нам, что не перевелись ещё у нас по-настоящему великие артисты. Спасибо Даниле Козловскому за то, что вера в будущее нашего кино иногда перестаёт падать к плинтусу и даже порой подскакивает вверх. Постановщику хоккейных поединков — за динамику, которую даже на живом спортивном состязании можно упустить, не будучи поклонником, но которая здесь бьёт в самое яблочко, превращая в завзятого болельщика даже самого далёкого от спорта человека. И Николаю Лебедеву, конечно, спасибо — за это честное человеческое кино, которое (опять же, в лучших традициях жанра) пробуждает и крепко подзабытое чувство патриотизма, и воспоминание о том, то в хоккей играют настоящие мужчины, и в то, что EA Sports, сволочи, перестали выпускать хоккейные симуляторы для PC.