акробат | «Reign of Fire» (реж. Роб Боуман, 2002 г.) [BD, Zone Free, Disney/Buena Vista , UK, 2007 г.]
В моем понимании хрестоматийный пример бессилия логической несуразности перед исполинского размера очарованием и атмосферностью – «Власть огня». Считать неприятельскую вереницу вопросов относительно мироустройства фильма сколько-нибудь значительной помехой огнедышащему саспенсу есть определенная форма абсурда и немотивированная генерация никуда не ведущей полемики. Вместо этого приятней озадачить себя поиском общего языка с собственным чувством прекрасного. Картина Боумана, не смотря на шаткий причинно-следственный фундамент, с определенного момента времени своей жизни неожиданно начала держаться молодцом за счет, как оказалось, отлично проработанного «пепельного» антуража постапокалипсиса, графически агрессивного экшена и увесистой харизмы тогдашних «тридцатилетних» Бэйла и МакКонахи.
Раз уж зашла речь о прекрасном, то первое приходящее на ум, с чем ассоциируется «Власть огня», это именно заглавные монстры, существа далекие от магического фэнтезийного очарования, в изобилии красующиеся на постере, задающем настрой на планетарного масштаба битву за выживание. Жалел ли я тогда об этом? Да. Сейчас? Едва ли. Борьбы с драконами, показанной в итоге, мне хватает в избытке – измерять крутизну количеством я перестал после третьих «Трансформеров» - а вовлечение в обещанное обложкой действие без причитающегося масштаба скрафтить очень непросто, что данной авторской команде оказалось по силам. Каждый из хищников убежден, что именно он охотник, схватки между ними поставлены в полный контакт – подобно поведению пламени в фильме с условностями у создателей в такие моменты разговор аналогично короткий. В рамках своей фантазии они закручивают спираль напряжения туже, чем любой их соратник, имевший дело с родственным бестиарием. Мурашки от таких сцен. Случающееся до и после отдается в ведение прекрасного актерского дуэта и соперничеству в их лице полярно противоположных точек зрения на выживание. И каждому хочется верить, за любым можно пойти, в глазах их правда, за спиной десятки погибших товарищей. В произведении такая энергия, от которой стыдно отворачиваться – какое мне дело до зыбкости завязки и несуразно обоснованной природы Конца Света? Всякий компромисс и оправдание за криво оформленную легенду карты призываю отвергать – какая разница, что в ней написано, что масштаб не соблюден, и условные обозначения едва ли соответствуют действительности наполовину? Боуман, как матерый следопыт, ведет нас по грандиозно оформленному ландшафту, исполненному росписью могучих режиссерских экшен-орнаментов, по выжженной земле в логово самого главного из страхов – прошлому, отпечатавшему на душе знак смерти - и победе смелости над древнейшими инстинктами. Сам не заметишь, как увлекшись экранным действием, начнешь поблажничать происходящему, хотя с годами все должно быть в точности наоборот. Фактически нокаутирующая серия ударов в этом матче-реванше через пятнадцать лет после первого боя доказала мне, что такое кино терапевтически полезная и успокаивающая нервную систему процедура для зрителя, видевшего еще «в живую», скажем, «Матрицу» или первый эпизод «Звездных войн». Определенное почтение из-за этого, всмотревшись в текущую сетку проката, к несостоявшемуся хиту не испытывать невозможно. Не хочу привязывать ярлык «классики второго эшелона», но что-то «потерянное» и «упущенное» в этом имеется. Возраст на пользу и не пошел и не навредил, но, если позволите, закономерная странность в обращении к картине уже говорит о многом.
Изображение. Случилось то, чего опасаешься больше всего в том случае, когда покупаешь релиз десятилетней давности – чисто визуально кажется, что болванка двухслойная, если присмотреться, у основания матрицы есть две полоски с «насечками», что свидетельствует о наличии двух слоев, но на поверку это все-таки BD-25. Весьма болезненный удар по битрейту – вышло примерно в полтора раза меньше, чем у текущих релизов. Но я уверен, даже два слоя не спасли бы трансфер, походящий на средней руки апскейл, лишь эпизодически вытаскивающий сам себя за волосы из болота ощутимого SD. С крупными планами, прологом и эпилогом, видео справляется лучше всего. Присутствует естественная глубина, там, где палитра не заглушена авторским видением, небо и ландшафт такие как есть, а герои словно молодеют и обретают более натуральные кожные оттенки. Чего уж говорить о проработке морщинок и пор на лицах – единственный безусловный плюс. Бонусом к увеличению разрешения предстанет и чувство устаревшей, но все такой же эффектной графики. Местами «несостыкуемость» фона с героями бросается в глаза, как и CGI-недоработки, зато порадуемся за главный бестиарий, любовно отрендеренный полтора десятка лет назад со всеми порезами на крыльях и внешним покровом (в том числе и на фигурах в «полный рост»). Захватывающая сцена в небесах с трио «архангелов» в столь же безобразной оцифровке не растеряла своего драйва. Мыльные облака и перманентный шум в этой сцене в избытке напомнят нам о возрасте ленты, а мы порадуемся за добротно переданное движение и редкие всполохи контраста вроде красного шлейфа от выстрелов сеткой. Диалоговые сцены вполне обычны и не преподносят лишних огрехов, убеждая нас, что картинка такой и задумывалась: мрачной, без ненужных красок, но всегда справедливой к отдельным нюансам вроде зелени, овощей и фруктов в саду, и огненным вихрям и искрам, пляшущим словно живые, в экшен-эпизодах. Охотно в это верю.
Звук. Супротив видеосоставляющей, саунд стареть не собирается. Диск содержит дорожку в PCM 5.1 с постоянным битрейтом около 4,5 мб/с. Эта прелесть с первых же секунд окутывает зрителя хлопаньем крыльев стаи голубей, поднимающихся в воздух на площади. Впечатление, похожее на правду, слышится очень аналогово, причем некоторые хлопки буквально в полуметре за спиной, а некоторые значительно глубже и дальше. Через некоторое время пробуждение дракона в шахте сотрясет сабвуфер отменными низами, остальная акустика подхватит зачин агрессивной серединой и верхами, но больше всего, как и в дальнейшем, придется радоваться не этому, а феерически слаженной работе системы при озвучке пролетающих во все стороны крылатых существ. Траектории буквально сверлят пространство, вычерчивая одну за другой дугу, или просто сподвигая пригибаться от очередного «налета». Масштаб и размах крыла обрабатываются не хуже – твари действительно огромные и мощные, финальные передвижения самца по земле среди руин сопровождаются точечным басовым «бум», а когда надо «ящик» заполняет им всю комнату. Эквивалентно прекрасна и середина в плане атмосферных шумов – полет «архангелов» до мурашек пробирает ветряным потоком со всех сторон и сразу. Это вообще тестовая сцена для любого ДК. Касательно музыки претензии излишни, пусть это только фронт, но инструменты не прибиты к панораме и не соперничают с эффектами. Очень слаженный трек, бесшовный и увесистый, сдающий свои позиции разве что в плане количества деталей и гибкости в подходе к микшированию – авторам чуточку недостает фантазии и раскованности. К сему великолепию приложены и английские субтитры, в паре-тройке сцен просто необходимые – речь не всегда членораздельна на мой взгляд. Голоса актеров, кстати, выпуклые, особенно у МакКонахи, который через раз хрипит и рычит в кадре. Для гурманов есть шестиканальные DD и DTS на английском, испанском и французском, но ни один из них не предложит такого экспириенса, как PCM. Мечтой для меня в свое время было желание заиметь наш двухдисковый релиз на DVD, где присутствовали два русских и два английских трека в тех же форматах, но не сложилось. Этот «британец» восполнил пробел сполна.
Дополнения. Раздел с бонусами не пустует и содержит тот же контент, что и DVD-издание фильма, в том числе и наше. Не ручаюсь только за Movie showcase, позволяющий при помощи нажатия пары клавиш сразу «раскачать» какую-нибудь из трех экшен-сцен. Полезная кнопочка для быстрого доступа к аудио-видео удовольствию, если к вам вдруг пришли гости и попросили немного крутизны. С учетом того, что титульная программа поделена на одиннадцать глав, это совсем не лишняя опция. Спускаемся дальше и жмем на «The making of the dragons» - восемь с лишним минут, две с хвостиком из которых занимает трейлер. Это неправильно. Остальные шесть воедино слепили из обрывков интервью создателей, Боумана и его коллег по техническим аспектам. Определенный масштаб в этом присутствует: декорации порой обширны, чучело убитого дракона в полный рост, работа над дизайном и повадками существ (недаром парни вдохновлялись реальными животными – походка от гепарда, «броня» от аллигатора, змеиное шипение), графика и ее совмещение с реальностью, живой огонь из здоровенного огнемета с двумя соплами. Фичуретку собрали из крохотных фрагментов производственного процесса (Бэйл и Макконахи в объективе, в том числе) под музыку. Вопрошать о том, сколько всего осталось на полу монтажной из этих потенциальных интересностей, резона не вижу – с этим я вам надоел, небось. Ролик о пиротехнике на пятнадцать минут следом. Дэйв Готье, главный «поджигатель» на площадке за кадром комментирует работу своей команды, а это более трех десятков человек. Как и в любом другом опасном для окружающих деле, главное для него безопасность. Контролю огня он уделяет очень большое внимание, говорит, что не пытается спалить весь мир, а лишь то, что попадает в око камеры. Сперва разбор эпизода из финала картины, где самец пытается поджарить Куина с героиней Скорупко. Две здоровенные пропановые пушки, небольшая подготовка натуры, просчет таймингов, и потом неплохо так жахнули. Сказал он, что на съемках сожгли цистерну с восемью тоннами жидкого пропана. Заглянем и на съемки пролога. Тестировали драконью «слюну» из смеси, название которой я даже не запомню с первого раза, хоть и выводится она титрами во время этого. Его любимый отрывок – атака дракона на фермерское хозяйство, где огонька в избытке. Интервью с Робом Боуманом на двенадцать минут призвано дополнить впечатление от увиденного. О самом фильме говорит мало, зато достаточно об истоках и источниках вдохновения, собственной режиссерской мотивации сделать страшно и развлекательно одновременно, а страх есть часть развлечения, с чем я полностью согласен. Об ужасах, в которые хочешь заставить поверить зрителя, будто твои боязни их собственные, он так же имеет представление, что подтверждают первые полнометражные X-files (на мой взгляд, вполне адекватное кино). Желает, что бы нам как ему были интересны монстры в общем понимании, как они убивают и на что способны. В руках хорошего творца любой из них будет самой настоящей личностью. Своя позиция есть и относительно жанра – «Власть огня» для него шанс показать, что монстр-муви, изначальный Б-жанр, способен стать А-фильмом, дай только хороших актеров и компетентных техников и спецов по графике, и тогда именно через персонажей зрителю можно передать чувство страха. В этом, в том числе, его видение реализма. Скажу, что ожиданиями он управлять умеет, если судить по крутому трейлеру, который идет сразу следующим, и последним, пунктом подборки дополнительных материалов.
Напоследок немножко истории, делающей это издание моим личным «акробат-edition». Бережно храню все диски и среди них есть приложение к TotalDVD от сентября 2002 года, где заглавным фильмом было «Особое мнение». Вроде как это чуть ли не первый выпуск, где в приложении был диск, но тут не буду обманывать. И на диске есть материалы, посвященные этой картине, с переводом, разумеется. Отрывки из фильма нам не нужны, трейлер и вышеописанный ролик о создании драконов (без трейлера) мы видели, а вот фрагменты интервью с Бэйлом, МакКонахи и Скорупко (минут 7 всего) – нет. Второй заметил, что их фильм может стать классикой. В каком-то смысле, он оказался прав – неделю назад это кино смотрелось живее многих летних фильмов последней пятилетки. Бэтман о героине Алекс, Ван Зандта, о своем персонаже, столкновении идеологий и взглядов на выживание в мире драконов. И оба говорят о сценарии, который правили в течение съемок. Изабелла все о своем - вертолеты, полеты, сильные и атлетичные партнеры по кадру, декорации. Ну и клип «мечта эпилептика» на крутанскую песню, который, было дело, затер до дыр, ведь эта болванка вообще первая, к которой прикоснулись мои руки, как к своей.
Резюме. Спорное в определенных аспектах кино все еще способно дать увлекательного жару. В момент выхода зашло оно мне не так сильно, как при повторном пересмотре, а теперь и вовсе числится в любимчиках, которые «не смотря на» и «вопреки». Копилку положительных впечатлений наполняет и аромат ностальгической эссенции, сочащейся уже при одном упоминании названия фильма Боумана. Качество картинки немного выше среднего, а против аудио не попрешь – по второму пункту издание вполне себе конкурент многим. От бонусов многого ждать не приходится, они тут для воспаления воображения. Хороший подарок для поклонников этого «лампового» кинематографа. Для формального повода поставить в тэги Джерарда Батлера упомяну и его, благо, что роль забавная и не без юмора.