акробат | «Чудо на Гудзоне» (реж. Клинт Иствуд, 2016 г.) [BD, Zone Free, 2016 г.]
О творчестве ветерана Иствуда сейчас как-то не с руки говорить что-то дурное. Он живее всех живых и талантливей большинства тех, кто в полтора-два-три раза моложе, чем он. В столь же почтенном возрасте снимать даже просто хорошо, без чувства пресыщения, вряд ли кто-то сможет. И ничуть не удивительным будет факт того, что сам процесс создания продлевает жизнь этому заслуженному мастеру, которому на девятом десятке ничего не стоит выпустить кассового чемпиона или разродиться очередным режиссерским просветлением. С последним проблем нет начиная с конца восьмидесятых – с той поры каждую декаду, а то и не единожды, от него обязательно откалывается очередной кристаллик гениальности, в знак благодарности зрителю за любовь и внимание к его картинам. А уж извлекать из напраслины и обыкновенности самый настоящий нерв он способен и на голом профессионализме, тяге к созиданию или присутствии в кадре выдающегося актера.
Сказать, что от Тома Хэнкса зависело все в «Чуде на Гудзоне», значит не сказать ничего. Случай, о котором стоило бы снять кино, продолжившийся невероятно заурядным бюрократическим экзерсисом, остро нуждался в такой личности, как Иствуд, за кадром и Хэнкс – в объективе камеры. По счастью, нас избавили от пустой траты времени и сил, и у штурвала оказались именно те люди, на которых мы могли бы положиться. Параллелей с реально приключившейся историей тут никак не избежать, пусть мы рискуем лишь сотней минут нашего досуга, а не жизнями в принципе, но горечь разочарования от работы маститого тандема имела бы место быть и от малейшего подозрения на фальшь. В разыгранном как по нотам измождении во взгляде главного персонажа угадывается подлинное переживание за собственное будущее и тоскливая неопределенность в каждом из уже прожитых дней. У тебя нет ни того, ни другого, а есть только «сейчас» и чуть больше, чем двести восемь секунд, что бы вспомнить что-то хорошее о ком-то, кто дорог. После таких испытаний ощущение выдоха накрывает волной головокружительного прихода – чистый наркотик искусства от живых классиков, в полной мере познавших, что есть ответственность за результат. Показывая на экране то самое «без права на ошибку», они влились в своих героев, явив удивительное в тот момент, когда все представлялось сущей рутиной. Без таких людей это, да и любое другое, кино казалось бы нам унылым декларированием заученной на зубок прозы. Не это ли зовется преданностью труду и делу? Когда как не в данный момент доказывать, что ты прав в каждом своем движении? И кому как не им знать, где холодный математический расчет вливается в поток вдохновения и природной одаренности? Искусная, словно под метроном разыгранная повесть о человеческом факторе, берет за душу всякий раз, как создатели прибегают к демонстрации оного, выдавливая из суждения о фильме назойливую сюжетную предсказуемость – держать кулаки за справедливость явно интересней банального деланья кислой мины при выуживании огрехов. Схематизм постановки запросто сминается под давлением умения титульных персоналий уделять внимание зрителю – это, пожалуй, лучшее на сей момент проявление скромности, которой так не достает нынешним эгоцентричным киноделам.
Изображение. От такой резкости могут устать глаза – картинка (размерность 2.35:1 и битрейт в районе 30 мб/с) трехмерна в каждой из сцен и демонстрирует предельно качественную передачу деталей. Ни одна мелочь не проскочит мимо вашего взора, а уж стоит на экране показать моменты непосредственного инцидента с приводнением, то дыхание перехватывает от морозной свежести и чистоты воздуха в небе над мегаполисом. Общие планы Нью-Йорка просто на загляденье и те небольшие «лесенки» на зданиях, кажутся не свидетельством неумелой работы ответственных за выпуск, а прямым намеком на необходимость апгрейда техники. Самолет же действительно парит в пространстве над рекой Гудзон, а реактивные струи двигателей вот-вот «выскочат» из телевизора. Цвета под стать – гамма в тон самому фильму и не претендует на что-то большее, чем достоверность авторского замысла, и в рамках этих задумок выглядит на пять с плюсом. Точность повествования местами почти документальная, такая же и палитра, сдержанная и не отвлекающая, зато всегда радующая полутонами. Вторит ей и идеально выставленный уровень контраста, который лишь местами скрывает что-то лишнее (сцена поездки в ночном такси все-таки темновата). Как ни пытайся ты искать изъянов, их тут нет. Любые «но» слишком незначительны, что бы принимать их во внимание – цифра великолепна, никаких аппаратных артефактов, все каменно стабильно и монолитно.
Звук. Уже вступительные титры начинают шатать акустику во все стороны – Atmos не прощает! Фильм открывается сном главного героя, где его борт терпит крушение прямо в деловом центре города. Все то, чего ждешь от подобных сцен, обязательно сбудется. Гибкий и быстрый саунд несколько уступает в напоре передовым экшенам, но, как и в случае с изображением, представляет события в максимально комфортном, точном и объемном варианте. Эпизодов с самолетом в картине несколько и озвучка ни разу не подводит, местами просто завораживая. Когда стая птиц «атакует» авиалайнер, будь аудиотракт классом повыше, уверен, создалась бы полная иллюзия, что она врезается в твое окно. Это тестовый материал за исключением маленькой мелочи в виде грубоватости некоторых эффектов (и это при битрейте достигающем 8 мб/с в TrueHD варианте!), что касается, в основном, двух моментов со взрывом самолета (начальная сцена и где-то 15-20 минута, где Салли снова окунается в этот возможный кошмар, глядя на город из окна отеля). Стоит упомянуть и про бас – во многих фильмах сабвуфер красного словца ради выдает больше чем необходимо. «Чудо на Гудзоне» хоть и дает ему карт-бланш, но тот не спешит «отгружать», предпочитая вторить остальным колонкам. Даже когда взлетает самолет и двигатели чуть ли не «дышат» в зрителя, он работает ровно и сбалансированно, без лишней экспрессии, в унисон идеальным средним и верхам. Работа с пространством без нареканий не только в «громких» моментах, но и в простой обстановке. Взять шум ночного города – сказка какая-то! Окружение бесподобное: люди и автотранспорт дискретны и великолепно эшелонированы и смешаны с музыкой, которая словно сама по себе и ничего не забивает. Кабинетная обстановка проработана не хуже - ощущается именно то помещение, в котором находятся действующие лица. К обработке речи не придраться. Это все про оригинальный трек (сабики на русском прикрепили). Что же может предложить наша озвучка в DD 5.1? Многое. Все та же открывающая катастрофа во многом дублирует «старшего» с поправкой на формат. Менее раскованно, часть эффектов локализуется не на том месте (например, звук летящего самолета под потолком смещен к фронту), слегка прибитый дубляж. Ничего фатального – слушать одно удовольствие.
Дополнения. Раздел точно копирует американский исходник, за исключением трейлеров от WB, которые запускаются перед загрузкой меню на заокеанском диске – у нас такого нет – которое статично, в духе тех же WB. В бонусах три ролика. Первый, «Moment by moment »(«Шаг за шагом»), за 16 минут проведет нас через те самые три с половиной минуты. Это рассказ от первого лица трех участников тех событий спустя несколько лет, записанный специально для кинокартины: оба пилота и авиадиспетчер, которые максимально детально проговорят и прокомментируют для нас интересующихся каждое свое действие в этой ситуации. Не только факты, но и эмоциональная подноготная, не останется без внимания. Получилось весьма драматично, под музыку и вперемешку с кадрами из фильма, но без попадания лиц актеров, что положительно сказалось на атмосфере действия. Вторая фичуретка – это 20 минут о самом Салли, включая интервью его самого, жены, Джеффа (его друга и второго пилота того рейса, которого играл Экхарт), одной из дочерей. Немного воспоминаний о своей летной карьере, ее вдохновляющем начале, первом самолете, службе в ВВС. За это время (4 года) в авиакатастрофах погибло около дюжины его коллег и друзей, как он сам сказал. Статистика ужасающая. Мотивировал он и свое желание уйти из армейской авиации в гражданскую (ему не интересно натирать до блеска туфли и шлем, ему хотелось неба). С будущей женой он познакомился на работе, а их первое свидание она отменила из-за завала на ней, впоследствии они удочерили двух девочек. Без внимания не осталось и то, чем обернулась его жизнь после случая с приводнением – всеобщее внимание, письма со всего мира. Сейчас он воспринимает это как данность, а в первые два дня потерял 6 килограмм веса и был сильно изможден такой нервотрепкой. Рассказ, на это раз, вышел больше мелодраматичный, в отличие от предыдущего. Очень нравится то, как он говорит о себе сам. Что-то иное и не услышишь на камеру, но к этому дядьке сразу располагаешься. Пафос тут идет от диктора, который в духе Дона Лафонтейна или Хэла Дугласа вставляет свои эпичные интермедии под музыку.
На закуску двадцать минут съемочного процесса и интервью с его участниками. Продюсеры откроют секрет того, кому принадлежала идея, что нужно об этом снять кино – это Харрисон Форд, тоже пилот и не только «Сокола Тысячелетия», который лично встречался с Салленбергером. Иствуд тоже отличился, заявив, что он идеальный кандидат в режиссеры, ибо сам был участником подобного случая (в качестве пассажира), когда служил в армии. Большую часть хронометража отвели под создателей: Хэнкс, Иствуд, Экхарт, Анна Ганн, Тодд Комарники (сценарист), Фрэнк Маршалл (продюсер). Говорят по делу и интересно – лучше поведать о персонаже, чем хвалить друг друга, хотя куда без этого, и о каких-нибудь забавных случаях на площадке и деталях процесса. Оттуда же кадров хватает, но то съемки непосредственно в студии на натуре и с моделью самолета. Грязного Гарри в работе много, он аскетичен и строг, ценит свое время и коллег, всегда знает, что ему нужно (с его-то опытом) от актеров. Хэнкс, любитель пошутить, Экхарт любитель посмеяться над этим. Не утверждаю, что данный ролик исчерпывающий, но, как и предыдущие два, его интересно смотреть. В принципе, бонусный раздел очень живой и подвижный, настоящие люди в кадре и за кадром говорят от души и без фанатизма. Все для людей, включая русские субтитры.
Резюме. Я не большой фанат Иствуда и не падаю ниц, едва заслышав его фамилию, но объективность должна брать свое – это настоящая легенда воплоти, сила и величие Голливуда. Свой последний великий фильм он снял больше двадцати лет назад, и в тот раз было соло за центральной актрисой. Дважды в одну реку не удалось войти, но «Sully» совсем не плох и даже очень хорош при всей своей простоте и правильности, поскольку есть Хэнкс, с героем которого по-человечески солидарен, и которому сочувствуешь. Диск идеален. Бонусы хороши. Чего еще желать?