акробат | «Ip Man 2» (реж. Уилсон Ип, 2010 г.) [BD Special collector's edition, UK, Zone Free, 2011 г.]
Популярность первого фильма про наставника Брюса Ли в исполнении Донни Йена никак не спишешь на случайность. У «Ип Мана» имеются минусы, но столь старательный упор на аффект свое дело сделал и детищу Уилсона Ипа чуть ли не моментально был присвоен статус современной классики. Вторая часть не заставила себя долго ждать и с ее выходом стали еще отчетливей ясны причины невероятного успеха зачинающей франшизу картины. Вместе с этим, «Ип Ман 2» имеет мало общего с ней и выводит на первый план совсем иную ипостась главного персонажа, сопутствующую уже героям былинного пошиба, сохраняя при этом контакт с реальностью.
В самом Ип Мане не изменилось ровным счетом ничего, но как только нам кажут эффектный выход Саммо Хунга перед его схваткой с Йеном, где-то внутри каждого из нас должен возликовать маленький любитель кунг-фу боевиков с его пристрастием к демонстрации различных техник и упрямому соперничеству с гравитацией. Творящаяся на экране рукопашная дико увлекательна и легким кивком в адрес золотых времен жанра подводит нас к главному выводу. Граница, где кончается первый фильм и начинается второй, в тот миг оформилась окончательно – это прыжок в иную плоскость, в которой боевое искусство является чертой характера, определением культурного толка, предметом эстетического переживания. Создатели не пренебрегли своим моральным правом дать второму «Ип Ману» новую жизнь и новую цель. Уместив их в рамках все той же ментальности, им пришло в голову, возможно, самое светлое из потенциальных решений - задвинув реализм на второй план, кино ловко превратилось в сказание о человеке, в котором есть определенный мистицизм, свойственный людям-символам. Это не кризис и не «синдром сиквела», но свежий взгляд на персону со стороны и поощряемое и, в кои-то веки, не пошлое разнообразие, осознанное следование идее канонично показать дух сильный телом и тело сильное духом, которые могут стать всем для своей нации. Хочется верить, что авторы в скором будущем тетралогии останутся верны себе до последнего – каждый следующий фильм будет новым ракурсом не только к личности (о которой мы узнали почти все, еще в первой картине), но и к феномену вин чун. Оригинал ведь был самодостаточен и закончен, поэтому нет ничего зазорного в том, что через два года историю начали с чистого листа, променяв угрюмую гамму трудностей выживания в военное время на более контрастный быт мастера боевых искусств, осознающего свою значимость для дела народного воодушевления. Единство у двух полотен только в том, что поединок все еще видится единственным средством его достижения. Идущий на попятную финал лишний раз это подчеркивает, не смотря на очевидную спорность для зрителя, восторгавшегося первой лентой. В его же власти не прощать строгое деление на черное и белое и навязчивое сходство с «Рокки». Зато отрицать факт интересного кино, сила которого в легкости и непринужденности просмотра в отрыве от предшественника, ему точно не под силу – чувство того, что этим попирают честь оригинала, сродни обычной предвзятости.
Изображение. В отличие от фильма, который просто другой, картинка в размерности 2.35:1 представляет собой самую настоящую работу над ошибками. Превосходная детальность и глубина изображения. Голливудским топам просьба подвинуться – резкость, порой, феноменальная, морщинки, поры, капли пота на лицах героев – от такой красоты можно сломать глаза. И это касается всего видеоряда – окружающая обстановка ничуть не уступает в обработке. Любая текстура и фон отлично различимы, будь то бетонное покрытие на крыше здания, где Ип Ман тренировал своих подопечных, городские улицы с их обитателями и окружающей средой, или же интерьеры в ресторане или европейском клубе. Только одно маленькое «но» - поскольку видео, судя по всему, слегонца перешарпили (правильно на все 100%), присутствует небольшая «москитность» во многих сценах. Эпизоды на крыше тому подтверждение, но чем более пестрая картина, тем сложнее этот эффект идентифицировать. Для сравнения включал диск на ноутбуке – что-то странное, но такой крутизны нет, как на телевизоре, и видео какое-то сумбурное впечатление производит в плане детальности. Не знаю в чем дело, но глаза же одни и те же. В любом случае, телевизор имеет больше веса в таких сравнениях. Цвета очень сочные и удивительно сбалансированные по насыщенности. Ощущение точечной цветокоррекции не покидает. Вот тетушка на крыше развешивает белье на веревки и простыни оранжевые-оранжевые, а лица при этом ничуть не «вытекают» за естественные градации, они вообще не зависят от освещения, достаточно оценить свет в клубе, где проходил последний боксерский поединок – очень горячий, я бы сказал, а разница между европейцем и азиатом легко заметна. Заметно, кстати, что создатели тяготеют к более теплой гамме при съемках в помещении, но в остальном это истинный образец нейтральности, даже с учетом нехилой постобработки. Впечатляет и черный цвет, который при идеальном контрасте, тоже способствует глубине, достаточно взглянуть на редкие ночные уличные сцены с героями Йена и Яма, не теряющие в мелочах куда бы камера не смотрела. Движение в кадре тоже безапелляционно идеальное – размытости релиза первого фильма нет и в помине. Битрейт, что удивительно, далеко не рекордный и скачет в очень большом диапазоне от 15 до 32 мбит/сек (средний же в районе 23-25, думаю). Фантастика.
Звук. Первая часть в апгрейде не сильно-то и нуждалась, разве что хотелось бы большего разнообразия форматов и количества каналов, для проформы. На диске с сиквелом Cine-Asia снова оставила только две дороги: оригинальные (кантонский) DTS HD-MA 5.1 и DD 2.0 (224 кбит/сек) – врунишки, вторая тоже должна была быть lossless, судя по спецификации на обложке. Саунд вторит оригинальной картине и имеет почти идентичный характер звучания – масштабная и мощная музыка не дает покоя сабвуферу, который все ударные отрабатывает тактично и полновесно. Инструменты умело позиционируются на фоне действия и ничего не забивают своим присутствием. В картине много боевых сцен и звуки ударов и «шлейфов» замахов доминируют на протяжении всех двух часов, отличаясь даже тут некоторым разнообразием. Чего не хватает, так это активности тылов в драках. Прошлый микс за счет этого набил себе немало очков, а этот словно стесняется «помещать» удары и замахи за зрителя. То же касается и холодного оружия с шестами в сцене боя на рыбном рынке. Работа тылов отдельная тема, в принципе. Вот они наполняют городским шумом комнату, а спустя минуту словно притихают, когда вполне очевидно должны излучать хоть что-то (боевка на рынке местами неприлично сдержана). Впечатляют же некоторые проблески, при чем такое ощущение, что чем спокойнее эпизод, тем внимательнее звукорежиссер: голос соседки в тылах, дискретные фотовспышки за спиной, пение птиц и звуки улицы – таких фрагментов много и на слух они воспринимаются очень хорошо. К диалогам без претензий, как и к факту отключаемых английских субтитров (аллилуйя!), скромных по своему содержанию, но общий смысл никак не ускользнет. Дисбаланса в частотах и динамике нет. Трек очень хороший и мускулистый. Стерео я включать даже не пробовал.
Дополнения. Раздел, как и в прошлый раз, представляет собой набор из трех видов бонусов. Отдельно выделена галерея трейлеров. Всего их пять штук, часть оригинальные, часть английские. Первые точнее передают и настрой, и содержание ленты, UK-ролики в лучших традициях пафосны и эпичны, будто перед нами полотно не меньшее по масштабу, чем «Лоуренс Аравийский», и с таким количеством спойлеров, что мутнеет в глазах. Основной раздел – это четыре часа (!) материала, из которых около 160-ти минут, относящихся к фильму непосредственно, а остальное в качестве эксклюзива от британских издателей (три объемных рассказа об искусстве вин чун). Начать можно с коротенькой клиповой нарезки под названием «Съемочные дневники». Нарезка фрагментов съемочного процесса под музычку - чисто взгляд из-за камеры на работу команды. За три минуты снова понимаешь, что Саммо и Донни чумовые ребята. Продолжим фичуреткой «Making of» на 17 минут. С площадки кадров очень много, но есть и вырезки из интервью с актерами и режиссером. Больше слов у Уилсона Ипа, вводящего нас в курс дела и кто есть кто в сиквеле (коротенечко представляет большинство героев) и на что сделан акцент сейчас. Поскольку боев в нем больше, то и вниманием их со стороны Хунга и остальных не обделили – хореография раскрыта подробней, по сравнению с аналогичным разделом предыдущего «Ип Мана». Bro Sammo верен себе и поблагодарил всех за поддержку первой части и призвал всех нести денежки в кассу второй. Ип, кстати, сначала сказал, что она ему нравится больше, а потом себя поправил лукаво: «На самом деле, мне нравятся обе». Раздел «удаленные сцены» вместил таковых три общей продолжительностью в 9 минут. И то первая просто расширенная версия, вошедшей в конечный монтаж сцены. Герой Хунга (снято все одним планом) идет по рыбному базару и собирает с торговцев денежку, заходит к себе домой, кидает ее в пакет (его отнесут злобному британскому офицеру), потом садится за стол и ужинает со своей семьей. Склейка. Читает статью про его с Ип Маном схватку, и далее по итоговому результату. Вторая сцена – Йен навещает в трущобах своего товарища, сыгранного Саймоном Ямом. По сюжету, тот получил японскую пулю в голову и лишился памяти. Мастер Ип продолжает его поддерживать, принося запеченную утку. Друг ее уплетает и бормочет как ребенок простые, будто зазубренные, фразы. Третья – это защита титула чемпиона мистером Твистером, который побил боксера по имени Bubo Buster. Среди зрителей полно иностранцев и китайцев (Донни, Саммо, их ученики). Монтаж не самый старательный, видно, что местами не полный контакт, а где-то уже смотрится на уровне того, что есть в картине. Репортаж с гала-премьеры длиной в 3 минуты на это раз собран иначе – вместо бодренького клипачка у нас нарезка выходов участников премьеры на общую сцену под болтовню конферансье. Что удивительно, премьера скромнее в разы, чем у первой части, не чувствуется масштаб события. Были все, включая Ип Чуна. Завершает подборку роликов о продакшене рассказ Кеннета Мака и Уилсона Ипа о декорациях дома Ип Мана, китайского ресторана, помещениях малой и большой арены для поединков боксеров и рыбного базара, который изначально был фруктовым рынком. Это еще 10 минут.
Самый обширный по продолжительности пункт - «Интервью». Почти 2 часа на всех, а народу аж двенадцать человек. И тут приходится признать, что ни сами интервьюеры, ни их собеседники, по большей части, не знают, как сделать интересно зрителю. Доходит до смешного – вопросы один в один, как и для первого «Ип Мана». А собеседники будто запрограммированы на повторение одного и того же и рассказа о том, что мы и так все знаем/узнаем при просмотре. Не думаю, что есть смысл перечислять всех, кому дали слово, но то, что Йена и Саммо всего десять минут на двоих, это трагедия. Сначала полчаса с Уилсоном Ипом, представляющим по очереди почти всех персонажей и «как вам с ним работалось». Чуть поговорит о сюжете и так далее по накатанной. Благо, нашлось, что вычленить интересного. Герой Хванг Сяо-мина (первый ученик Ип Мана в Гонконге) имел реального прототипа и стал позже другом Брюса Ли. Еще поведал о главном редакторе газеты по имени Leung Kan (его играл Пьерр Нго, в миру Ka-nin Ngo). Он тоже был другом Ип Мана еще при жизни в Фушене, и более остальных похож на человека из 50-хх чисто внешне. Саммо Хунг молвил, как старался подогнать хореографию боев под сценарий, что нет ничего сложного в том, что б совмещать это с актерством, что он думает о работе постоянно и сравнил себя со своим старым авто, который едет даже после того, как выключишь движок. После коротенького интервью прагматичного Йена как-то ошеломляют 17 минут для Хванг Сяо-мина. Сначала я опешил, но в итоге он был весьма интересен как рассказчик. Хорошие ремарки про крышу здания, как место, где любили тренировать свое кунг-фу многие в то время, о боли и синяках на руках в ходе тренировок, репетиций и съемок, мучении нахождения в резервуаре с водой (когда его взяли в заложники), об обаянии Уилсона Ипа и его фокусах с картами и монетами на съемочной площадке. Молодчик. Потом Линн Ханг снова пропоет песню о страхе недоиграть и слово возьмет Даррен Шалави, умерший почти два года назад. Очень разборчивый английский, словоохотливость и желание рассказать интересное (оно и понятно, такая возможность) – как же приятно такое видеть в актере. Прошелся кратко по своему творческому пути (начал в 91-м) в жанре, знакомстве с маэстро Юэнь Ву-Пингом и приглашением в его фильм, помянул добрым словом «Кровавую луну» с Гэри Дэниэлсом. Добрым словом обмолвился и об очаровании гонконгского экшена, вспомнил, как в 17 лет (в 1989-м) с другом посетил в Лондоне семинар, где сам Донни Йен рассказывал о боевых искусствах. У него было хобби собирать клевые видео и фото со съемок, в которых он участвовал, ну и поднабрался, в хорошем смысле, от Саммо, призывая всех смотреть «Ип Мана 2», а не то он придет за нами. Упоминания достоин еще Аштон Чен, для которого это вторая работа с Йеном (первая – «Все для победителя 2», где Чену было 8-9 лет). Надо быть честным – содержание не отвечает длительности и, если бы не вышеуказанные персоны, то это тоска зеленая. Даже Фан Суи-Вонг мало что поведал (про то, что драться в фильме ему не пришлось, я вообще молчу).
Завершает все вышеописанное три специально записанных для британского релиза мини фильма о вин чун. Где-то час двадцать всего. В первом (34 минуты) уже знакомая нам академия Дэна Иносанто и ее инструкторы, вводящие нас в курс дела по поводу техник, движений, основных постулатов этого боевого искусства. Среди них Джефф Имада, работавший над тогда еще трилогией о Борне, и его коллега, вещающие о том, как эти знания они применяли в Голливуде. Две остальных документалки – это интервью Фила Морриса, тоже мастера вин чун, о генеалогии и истории единоборства, основных персоналиях и легендах стиля, о техниках ударов, направлении энергии движения и всем таком прочем. Во всех трех случаях не раз и не два мелькают архивные фотки Брюса Ли, Ип Мана и других корифеев, кадры из фильмов с Йеном, и даже с Чаном («Маленький большой солдат»). Только это представлено в отличном HD, но без сабов (разумно, все спикеры им владеют свободно). Все, что относится к творению Ипа в стандартном SD на китайском и с уже неотключаемыми английскими сабами. Как видите, объем огромен, но информации явно недостает. Съемочной рутины показано мало, что удручает, но данный набор максимально полный из тех, что можно найти – есть все, что на американском издании (BD + DVD, где большинство бонусов и записано) и на гонконгском (1 BD). Разница в эксклюзивах Cine-Asia и длительности интервью. Американцы из Well Go USA «обрубили» Уилсона Ипа до 3 минут (в однодисковом варианте допов кот наплакал, там нет DVD-довеска вообще), да и качество видео/аудио у них хуже, если верить обзору на bluray.com, а в Гонконге «порезали» всех (Ипа до 19 мин, а Шалави до 4, к примеру), зато там море вариантов аудитосопровождения. На закуску, дюжина текущих на тот момент анонсов. Подборка на славу: британские ролики к «SPL», «Кулаку легенды», «Маленькому большому солдату», «Младенцу за 30 000 000», «Двум воинам» и другим. По обыкновению, один ролик эпичней другого. Обособить стоит и аудиокомментарий к картине от Бэя Логана, эксперта по гонконгскому кино, который очень грамотно и профессионально разберет по косточкам каждый эпизод. Трек только английский, без субтитров, но если вам знаком язык пропускать такое не стоит. Этого, кстати, тоже нет ни в США, ни на родине. Наслаждайтесь.
Резюме. Это почти идеальное издание омрачает только однообразность большей части бонусов, но щеголять их полнотой никогда не лишне. Допов до потолка и не в ущерб качеству основного материала. Маленькая киноманская радость во плоти для тех, кто не чурается читать субтитры на английском.