акробат | «Blade II» (реж. Гильермо дель Торо, 2002 г.) [BD, Zone B, UK, 2012]
В год выхода сиквела фильма Норрингтона большинство поклонников кино сошлось во мнении, что картина дель Торо лучше оригинала – она была жестче в экшене, изворотливей сюжетно, во многом эффектней по атмосфере. Бережливо относившаяся к духу предшественника, она считалась чуть ли не образцом в деле продолжения и развития начинаний первой части. Но с течением лет «Блэйд 2» превращался из дико актуального мочилова в пример произведения, оставшегося таким же увлекательным, но упорно не желающим мириться с текущим фактом собственной, и очень незаслуженной, несовременности, с которой ни он, ни многочисленные его обожатели ничего не смогли поделать. В нем есть все, что позволит хоть сейчас дать пинка под зад любому сегодняшнему консьюмизированному маскараду, окромя того, что делает этот самый маскарад таким успешным – работы в команде. Герой Снайпса к такому не приспособлен изначально, от чего насильное напарничество имело весьма пагубные последствия для его приключений.
Серьезно. Трэшевость «могучей кучки» под предводительством Рона Перлмана бросалась в глаза уже тогда, что же говорить про день теперешний? При взгляде на нее хочется прикрыть лицо руками от чувства легкого стыда за Гильермо, давшего ей зеленый свет, вместо того, что бы просто засветить им в физиономии ультрафиолетом. Пребывающий ныне в статусе легенды Донни Йен соперников там не имеет и в одиночку мог бы раскидать всех врагов только чтобы быстрее избавиться от латексного дискомфорта, безмолвный амбал с молотком на плече вызывает легкую усмешку одним лишь своим видом, как и его подружка-домохозяйка. С героем Перлмана шутки плохи, но с проявлением такого солдафонства возникает устойчивое побуждение самолично воткнуть ему в грудь осиновый кол. Терпимость ни к чему – персонажам желаешь скорейшей экранной погибели, а себе, после вздоха облегчения от этого события, новой волны наслаждения. Искуплением режиссерских и сценарных грехов зрителю служит даже не истребление орды мутировавших вампиров как таковое, а не в пример более желанная прямолинейность авторов в поиске максимально упрощенной развязки с кровавой баней и горой трупов – всего того, на что несколько лет назад хватило духу и у Сталлоне. Такая нетривиальность явилась сатисфакцией за безвкусную попытку навязать уйму второстепенной мишуры по умолчанию картине, как и титульный герой, полностью самодостаточной. Так между строк читается желание заполнить некоторые прорехи легкой романтической линией, но последней срастись с тяжелыми техно-мотивами не удалось, впрочем, даже таких зачатков хватает для симпатии к Ниссе. Не смотря на пресыщенность ненужными в кадре лицами и спецэффектами, вокруг центрального антагониста то и дело образуется вакуум, от которого тот становится осиротевшим и фигурально – иногда присутствует стойкое чувство ненужности там, где вроде бы ты должен быть впору истории, что вдвойне обидно, поскольку Номак, как злодей, будет сильнее и мотивированнее Фроста. Негатив выше вовсе не означает, что этот «Блэйд» безнадежен – скорее он пал жертвой времени, как объективной данности. Устаревает не фильм и точно не заглавная персоналия, таковыми его делает сам рынок, подмявший под себя зрительское мышление. Недавние образчики комикс-экранизаций могут похвастаться многими удачными находками, которые к мальчишескому азарту пятнадцатилетней выдержки не имеют никакого отношения, и выпариваются из него как ненужные примеси. Это способно придать аргументу «раньше было лучше» больше ароматной стойкости и уберечь от угрозы забвения, что для упражнения в крутости, согласитесь, совсем не лишне.
Изображение. Ах, ностальгия, будто снова вернулся в 2002-й: кинескопный телевизор на стойке, под ним видак, в видаке кассета с экранкой. Качество картинки на диске – повод утрировать еще сильнее. Как бы ни хвалили ее при выпуске на DVD, выход на «синюшных» дисках ни капли удовольствия не добавил. Мало того, что палитра приглушена и пропущена через затемняющие и желтящие светофильтры, детальность скудная и напоминает больше не полноценный fullHD-трансфер, а не самый старательный апскейл. Первый фильм для своего возраста выглядит хорошо, но вторая часть удручающе бедна на поводы к комплиментам. Придется напрячь фантазию и память. При хорошем освещении резкость все-таки неплохая и в основном на передних планах – лица не замылены и на том спасибо – о глубине в понимании текущих релизов говорить не приходится, та возникает только в моменты, когда по фону присутствует какой-либо элемент, резко контрастирующий с обстановкой по цвету. Кровь, например, или вспышки света (мерцание прожекторов в клубе для упырей), но это не ровня аналогичным сценам первой части. В этом случае можно уловить объем и какую-никакую панораму. Еще добавлю дневные сцены в гараже Блэйда к этому. И все. Радоваться нечему. Ночной клуб и канализация отнюдь не повод для гордости – неряшливые спецэффекты не скрыть ни слабой проработкой контуров, ни скудной цветопередачей. Вампиры горят так, что хочется плакать, лучше бы оставили графику 98-го – изображение подводит и тут. Забудем и о натуральности кожных оттенков – примечается только вампирский грим (подтеки, текстура, пигментация). И ведь это не Спилберг с «Войной миров», а шумов столько, что мама дорогая! Американский выпуск, вроде, тоже поругивают за все это, а принципиально более качественного видео на носителях возможно и нет.
Звук. Другое дело аудио. Две английских дороги в DTS HD-MA 5.1 и 7.1 не идентичны и в пределах классической шестиканальной системы почти безальтернативно рекомендую первую. Она басовитая (средних низов ощутимо больше) и основательная в плане средних. «Вступительное слово» Блэйда в виде отстрела клыкастой нежити звучит очень увесисто. Мотоциклы ревут, пули свистят, все это сопровождается отменной работой сабвуфера. Добротная тыловая активность в эпизодах с канализацией, когда нечистая скачет по туннелю во всех направлениях по горизонтали и вертикали – это отличное чувство пространства, а прислушиваться к эху совсем нет нужды – грамотные фантомы будут еще одним козырем фонограмм. В ночном клубе отлично смикширована не сама атмосфера танцпола, а эффект присутствия в смежных помещениях. Так мужик с молотком и его пассия блуждают по подсобкам, осматривают коридоры, а сбоку и по фронту бумкает музыка, от чего я однажды нажал паузу – так натурально, что подумалось, будто соседи снизу опять завели свою «шарманку». Звук в 7.1 значительно легче по напору (такие я называю «вечерними»), что мало сказалось на нюансировке и на эффекте присутствия и погружения. Разве что некоторые мелкие события перекочевали со своих мест, некоторые фоновые шумы стали более размыты, а где-то упростилась локализация всякого рода щелчков и скрежетов. С другой стороны, кое-где звук имеет более выверенное поле в тылу и меньше «швов». В 5.1-треке это компенсируется ранее упомянутым мидбасом. Однако, есть и неоспоримый плюс – баланс диалогов более комфортный, что сильно заметно в прологе с закадровым голосом Снайпса, речь которого сильно гипертрофирована в 5.1-собрате. Обе дорожки стоят друг друга, и у каждой есть то, что можно противопоставить другой. Со слов очевидцев, звук на DVD был идеальный, blu-ray-саунд я бы к таковым не причислил, зато плохого о нем точно не скажу. Увы, недосчитались мы на британском диске такой мелочи как звука на русском (DD 5.1) и субтитров на нем же, что не принципиально, если вспоминать выпуск первой части, где нашу дорогу можно не включать вовсе. В Америке такая опция доступна.
Дополнения. Диск всего один, но количество дополнений по хронометражу и разнообразию зашкаливает за отметку «тьма», «уйма», «бездна» и так далее. Если не брать в расчет три аудиокомментария (дель Торо, он же и Питер Франкфурт, Гойер и Снайпс), то потратить на изучение бонусного раздела придется не менее четырех часов. Все очень четко структурировано и раскидано, даже слишком хорошо – в некоторых случаях раздражает отсутствие кнопочки «смотреть все» - кликать придется много! В остальном наслаждение неописуемое: Гилльермо словоохотлив, точно знает, что от него требуется и как это поднести – настоящий фантазер в деле, обосновавший даже то, что в фильме смотрится из рук вон плохо, на площадке ведет себя как-то совсем обычно. В своих речах частенько вспоминает "Хребет Дьявола", "Хронос" и "Мутантов". Остальных персоналий в кадре меньше (Гойер, Франкфурт) или сильно меньше (все актеры и производственники). Это касается именно интервью, тогда как футаджа со съемочной площадки так же завались (это вам не первый фильм).
Начнем с бонусов, записанных специально для релиза в HD. «Записки режиссера» - клево анимированный в собственном подменю (копия реальной записной книжки с рисунками и каракулями дель Торо, оригинал которой он показывал на камеру) набор небольших интервью-сюжетов от режиссера о гриме Дамаскиноса, костюмах «кровавой стаи», пасти рипперов (дизайн был из той поры, когда его связывали с «Я - легенда» - готовил питчинг для студии – вдохновленный, в том числе, ранениями людей после выстрела в лицо из шотгана) и их анатомии, хореографии боев и архитектуре в фильме (этим он сейчас не очень доволен, толком даже свет не могли выставить, не говоря уж об ограничениях в бюджете). Примерно пятнадцать минут. Еще одно интервью, на этот раз с Гойером, тоже записанное спустя декаду и длиной десять минут, поведает о том, как тот уговорил толстяка взяться за сиквел «Блэйда» (верный расклад: вторая часть вампирского боевика как ступенька к «Хэллбою») и о том, что изначально Номак был создан из генетического материала героя Снайпса. Что интересно, качество видео из фильма тут лучше, чем в самом фильме – приехали. Оба бонуса анаморфные. Те, о которых речь ниже, записаны в «квадрате».
«The Blood Pact» - восемь фичуреток о работе над картиной. Детальный экскурс в создание, начинающийся с кратких вступлений режиссера, продюсера и сценариста (первый при подготовке пересмотрел и проанализировал весь материал, который наснимал Норрингтон!). Далее, в сегменте «Leader of the Pact», мы узнаем о том, как сам дель Торо относится к Блэйду, стилю боев, избранному им для съемок (он поклонник аниме), и заглянем в Прагу, где снимали вампирскую дискотеку. Более подробно об архитектуре расскажет следующая секция этого раздела – к диалогу со зрителем подключат и главного дизайнера, Кэрол Спир. Логично, что многое тут вертится на интеграции классической готики в техно-стиль с его пренебрежением к романтизму «старого» вампиризма. Будет интересно и послушать о двух типах horror’а из уст самого автора – hide-and-seek и tag – градация, с которой сложно не согласиться. Не лишнее узнать подробнее и об анатомии риперов – идем далее по подразделу – Гойер изначально планировал куда более склонных к мимикрии и физическим трансформациям новых врагов главного героя, но тут его побрил Гилльермо и «оставил» им только знаменитую пасть. Ролик о костюмах сделает акцент больше на материалах и их комбинациях, чем на самом стиле, хотя на Блэйде остановятся подробнее. Дальше больше: почти тринадцать минут на рассказ о боевых сценах и их постановке. Тут материала со съемок не много, зато Донни Йен на великолепном английском разжует подноготную стиля, которым он наделял истребителя нежити. Отмечу удачную комбинацию реплик Снайпса и Йена – энергично и забавно. Второй постановщик, Джеф Уорд, занимавшийся этим и в первом фильме, так же получит слово. Весьма удачный подход к видеоряду здесь и далее: еще не раз нам покажут «картинку в картинке», где на фоне съемочного процесса в углу транслируют итоговый материал, а иногда в кадре будут всплывать надписи с фактами о съемках (они поведают, к примеру, о том, что часовня, в которой дрались Новак и Блэйд, вполне реальна сама по себе и там же Карпентер снимал «Князя Тьмы».). На закуску нам предлагают аж двадцать минут понаблюдать за записью музыки к фильму. Архивки работы Белтрами, в том числе и обсуждение с дель Торо, непосредственная запись с оркестром и то, насколько наглый им попался режиссер, сидевший в микшерской и просивший «вот это чуть погромче, тут чутка больше баса, а постучи-ка вот этими вот «палочками», никого не слушай – слушай только меня», а потом он просто взял камеру из рук оператора и вошел прямо в зал записи, когда там ребята пыжатся и играют. Хорош, наглец! Итого более восьмидесяти минут – куча интервью, еще больше записей с площадки, не скупящиеся на детали участники процесса. Все прекрасно, только вот сюжеты обрезаны неряшливо, в конце половины из них есть кусочек, относящийся уже к следующему, но мы это переживем.
После начинаются более узко ориентированные вкусняшки. Нарезочка интервью о том, какова же все-таки разница между адаптацией «Блэйда» и другими комиксами, что сама культура обладает своим изобразительным и повествовательным стержнем и корнями – шесть минут. Пятиминутка в высказываниях актеров и не только о том, что им мило в феномене вампира. О да, всем только секса и подавай. Четыре минуты о съемках сцены с кровавым бассейном Дамаскиноса (диалог Кречманна и Родена), где нам покажут и сердце всея Вампира, заспиртованное в сосуде, и одна минута с альтернативной партитурой в сцене спуска в пражскую канализацию, которую дополнит текстовая информация об использованных при записи инструментах. Очень занимателен и раздел «Sequence Breakdowns», в котором дается возможность проследить съемки шести сцен картины в следующем порядке: сценарий изначальный, сценарий для съемок, раскадровки, мини-зарисовка (3-6 минут) со съемочной площадки и финальный результат. Каждый аспект выбирается отдельно. Камеру держит, судя по всему, мастер по свету или CGI. Парень хорошо разбирается в этом деле, он же и комментирует происходящее. А дальше жесть, друзья: более часа, в общей сложности, материала о спецэффектах. При чем, две короткометражки на десять минут в сумме расскажут о компьютерной графике, а третий подподраздел (статичная менюшка действительно многоуровневая) содержит еще семь (!) видяшек о том, как кудесники студии Стива Джонсона мастерили грим, реквизит и аниматронику. Все настолько детально, что челюсть отваливается – у этих людей лучшая работа в мире. В сопровождении по цехам у нас будет сам Джонсон, который с дотошностью поведает о создании внутренностей рипперов для сцены аутопсии, полноразмерной копии тела Кристоферсона для эпизода с его освобождением, голов и туловищ для крупных планов и так далее. Это то же самое, что и «Разрушители легенд», только о спецэффектах. Механика, краски, силикон – все в избытке и глаз не нарадуется от увиденного! Монстры как живые и все чуть ли не в промышленных масштабах. Есть испытания грима и механизмов, а вот «Уистлера» красит чувак с аэрографом, а тут тестируют раскрывающиеся челюсти и мимику, чуть дальше доводят до ума легкие и сердце рипперов, а вон там, за углом, дорабатывают вампирский позвоночник для эпизода на дискотеке, а если заглянуть в соседний цех, то увидим, как изготавливают копию головы Священника, которому не повезло по сюжету. Тут надо сказать: «Браво!».
Прочая мелочевка: сканы страниц из сценария с фотографиями прямо по тексту – Script supervisor’s notebook. Сканы страниц сценария, не попавших в сам фильм сцен – таковых три: «Whistler & Blade's First Meeting», «Mini-Mart Attack» and «Blade Takes Nyssa to the Hospital». Фотогалерея концептов и раскадровок: персонажи, девайсы, оружие, транспорт, интерьеры. Есть видеоклип и трейлеры. Альтернативные и вырезанные сцены (примерно 25 минут) к этой категории не отнести никак. Просмотр доступен как сам по себе, так и с комментариями дель Торо и Франкфурта: флэшбэк, как Уистлер встретил Блэйда, боязнь солнечного света Уистлером, оммаж Кронненбергу, возможное камео Майкла Джексона и так далее – полтора десятка всего. Тут уже есть опция «смотреть все», что не может не радовать. Комментарии полный улет! Режиссер стебется сам над собой и над тем, что он снимал, угарает в голос. И тем более жаль, что именно этот раздел (и единственный) не снабжен субтитрами на английском (сабики только на предисловии к этому разделу, но даже плохо знающий английский язык зритель будет краснеть от того, как называет deleted scenes их автор). Покажут и сцену с Дамаскиноссом, у которого густая, длинная, кудрявая, седая шевелюра – тут волей не волей засмеешься и без посторонней помощи. Нет слов – подборка великолепная.
Резюме. Фантастический по своему контенту релиз, которому остро не хватает качественного изображения и маленькой плюшки в виде русской озвучки, которая есть на американском собрате – фанату и поклоннику жанра любо-дорого даже в таком виде.