акробат | «Дурная кровь» (реж. Леос Каракс, 1986 г.) [R5, DVD, Кармен Видео, 2007]
Леос Каракс слишком редко снимает для режиссера, чьи фильмы – результат лихорадочного, но не постоянного, желания рассказать зрителю о своих чувствах. Он не стесняется ничего. Ему не жалко слез Жюльет Бинош, что бы выразить какой чистой, преданной и наивной может быть любовь. Он запросто может cподвигнуть Кайли Миноуг на шаг в пропасть прямо с карниза лишь бы внушить зрителю, что сила актерского искусства, вера в него, не знает границ. А Дени Лаван, кажется, уже привык к периодическому самоуничижению и самобичеванию, вызванному внутренними терзаниями, которыми Каракс начиняет его персонажей, часто противоречивых и морально спорных из-за своей собирательной природы – это небольшой атлас наших внутренних чаяний и желаний, которые мы бы никогда не отважились воплотить, страхов и комплексов, которые мы таим в себе, никому не показывая. Когда герои в кадре молчат, во многом можно быть уверенным в том, что французский режиссер попытается кричать, но как только вы его услышите, он внезапно притворится немым – импульсивность, которая не дает покоя ему самому, и способная раздеть зрителя догола. Обратное выходит у него несколько реже – в этом случае он, наверняка, поймал бы себя на мысли о том, что чересчур откровенен.
Смотреть как-то иначе «Дурную кровь» вряд ли получится – слишком сильна вера автора в то, что любовь на многое способна и буквально и фигурально. Даже номинальная футуристичность картины, так или иначе, упирается в это чувство, что автоматически могло бы вообще перевести ее в разряд нуар-антиутопии где-то в параллельной вселенной, где от нелюбви или любви ненастоящей, фальшивой, люди способны терять рассудок и умирать. Этим самым светлейшее на земле чувство должно было взять верх над легкомысленной природой ее носителя, но тот просто изобрел лекарство, чем окончательно погубил веру в себя самого. Разочарованный в человеке, Каракс от этого только сильнее давит на своих подопечных в кадре, транслируя через них титанические усилия понять себя и через чужую любовь в том числе. Талисман режиссера, Лаван, в своих метаниях едва ли различает хоть какой-то просвет, он видит чудесную Бинош и готов ради нее на все, отрекаясь от своего ангела-хранителя, не менее чудесной Дельпи. К кому его чувства сильнее вопрос всех вопросов, но этим он и живет. Потерянный взгляд Пикколи сразу выдает странное пристрастие к тихому вопросительному отчаянию той самой чудесной Бинош, лелеющей в себе что-то очень искреннее к нему – оба этим и живут. Дельпи, которая до последнего предана Лавану, настоящим подарком судьбы, прелестным оберегом сопровождает его всюду, лишь бы он жил и мог любить ее, Бинош, еще кого-нибудь – этим и живет. Вместе они в этом странном, почти безлюдном Париже, как и вся планета тонущем в жаре от хвоста кометы Галлея, кажутся чуть ли не партизанами, сопротивлением эпидемии затухающей человеческой страсти любить.
Знатоком в таких делах не стать, будучи только лишь открытым с публикой. Как и многие молодые режиссеры, снимающие свои первые картины во многом благодаря личным переживаниям, Каракс слишком хорошо себе представляет предмет, что бы счесть тот простой выдумкой. Это не пытка внушения, не попытка прильнуть к зрительским душам, «Дурная кровь» не нуждается в том, что бы ее любили, ибо это кино само способно вас полюбить. Тихо и без надрыва оно расскажет вам, как бывает хорошо и тяжело, почему люди хотят летать и от чего они пускаются бегом, колотя себя в грудь и живот, во что действительно есть смысл верить, а чем можно пренебречь, и что напрасная любовь совсем не так обидна, ведь с ней тоже можно и нужно обращаться бережно – однажды она может спасти вам жизнь.
Изображение. На диске записан анаморф в пропорции 1.85:1, но по факту картинка несколько подрезана с боков, от чего на стандартных экранах этих пропорций будет по черной полосе слева и справа. Фильм щеголяет отменно кричащим красным цветом, будто отвлекая нас от красоты Жюльет Бинош (тщетно, конечно же) – он сочен до безобразия, особенно на фоне не слишком вычурной палитры жилых помещений, где происходит основная часть действия, и серых по настроению декораций улицы. Эпизоды с Лаваном и Дельпи в лесу тоже запоминаются благодаря обилию цвета, уже натурального зеленого и его оттенков. Надо признать, что, не смотря на возраст ленты, цветовое решение выглядит на диске весьма свежо – реставрация и ретушь грамотные. Телесные оттенки не стесняются показывать героев такими, какие они есть. Резкость на передних и средних планах достойная – вязаная красная кофта оставляет прекрасное впечатление, скудные интерьеры замылены не так сильно, как того можно было бы ожидать. Детализация выше среднего, даже в полутемном жилище героя Лавана, где стен не видно из-за огромного количества книг, все выглядит дискретно. Битрейт картинки не самый низкий (диск двухслойный), но ощущение пережатости дает о себе знать в виде жучков и легкого интерлейсинга.
Звук. На диске всего две дорожки и обе в DD 2.0. Сей факт печален, но не на столько, что бы ставить на издании крест. Раскладывать по каналам особенно ничего и не нужно, другое дело, что даже номинальное стерео таковым не кажется – очень редко звуковое сопровождение выходит за рамки, которые может предоставить и телевизор метровой диагонали. Разве что щебетание птиц в лесу и несколько других второплановых шумов на слух ощущаются где-то по краям панорамы. В некоторых моментах «просыпается» и басовая составляющая – момент, когда Лаван переворачивает машину, и когда звучит Боуи. Похвалить можно и нужно проработку голосов – чисто и аккуратно артикулированные реплики отличаются по характеру звучания в зависимости от того, как близок актер/актриса к зрителю. Оригинал, вопреки опечатке на обложке, на французском и более сбалансирован и звучит почище. Смешно об этом упоминать, но микродинамика своя в нем все же есть. Русская дорожка во многом повторяет собрата, только перевод наложен громче нужного часть нюансов будто отодвинута на второй план – касается как эффектов, так и музыки. Субтитры на русском присутствуют.
Дополнения. Номинальные рекламные материалы от издателя под названием «Аннотации и фрагменты» весьма объемны: текстовая информация о сериях изданий, которые выпускало в то время «Кармен» («Авторские коллекции» (полтора десятка европейских и не только классиков), «Первые фильмы», «Блюз», «Легенды рока», «Век кино»), где их можно было тогда приобрести. В основном все это ограничивается аннотациями к изданиям, но они не поскупились – список обширен, если не сказать больше – полон. Для тех, кто захочет ознакомиться с фильмами – хорошее подспорье поиску в интернете. Запихнули на диск и две передачи из цикла «Другое кино» с Кириллом Серебренниковым (каждая по двенадцать с половиной минут). Странно, что не про «Дурную кровь», конечно, но «Чужая земля» Уолтера Саллеса и Даниэллы Томас и «Алиса в городах» Вендерса тоже сойдет. Анализирует складно и по делу, чем-то по манере напоминает Парфенова из цикла «Намедни». Самое главное – привет из прошлого – почти часовая компиляция архивных видеозаписей более чем тридцатилетней давности. Маленькое сокровище, учитывая скромную европейскую природу фильма. Первые 8 минут это рассуждения Дэни Лавана о своем дебюте у Каракса, персонаже Алексе из «Парень встречает девушку». Я бы сказал, что он сам по себе более веселое и жизнерадостное его продолжение, нежели актер просто сыгравший роль, да и играет он изнутри, более по наитию, не смотря на то, что всерьез пытается анализировать героя. Еще 17 минут – черно-белая нарезка ужасающего качества совместных съемок Лавана и Мирей Перье в фильме «Парень встречает девушку» с закадровыми голосами съемочной группы. Забавно и трогательно они улыбаются друг другу, ничего, что могло бы подойти под определение «Магии кино», но весьма своеобразно выглядит процесс из глаз кино/видеокамеры. После начинается нарезка посвященная уже «Дурной крови». Кажется, собрали все, что было когда-то снято создателями, и склеили в один большой получасовой ролик. Вид декораций, пробы актеров в декорациях, разрушение декораций, часто без звука вообще, но уже в цвете. Рабочие съемочные моменты, забавные дубли как актеров, так и каскадеров. Отдельное спасибо за прыжки с парашютом – познавательно и красиво показано как снимали эти сцены, запечатлели все вплоть до технических ухищрений с воздушным шаром. Запоминается и небольшой отрывок речи персонажа по имени Борис о природе жестокости. Есть еще одна большая сцена диалога между Лаваном и Пикколи на окраине Парижа, не попавшая в окончательный монтаж. Первая хороша, но выбивается из контекста фильма, от второй я бы с легкостью отказался, но фильму она, в общем-то, подходит куда больше. Чарующие кривляния Бинош достойны отдельного обожания. Вершит эту красоту трейлер картины. Все переведено закадровым голосом.
Резюме. Не часто встретишь издание европейского фильма, которому за тридцать, но которое покупаешь не только «что бы было». Прекрасное кино с бонусами, на которые многие его собратья могут смотреть с завистью. Да, немного «до кучи», но это лучше чем ничего и лучше, чем «что-то». Будь к этому приложена передача Серебренникова о «Дурной крови» (не знаю, есть ли такая в природе, а если и нет, то ее нужно было сделать), то это вообще must have самый натуральный, не смотря на слабое звуковое сопровождение. Картонка, кстати, концептуально выглядит очень здорово – приятно ощущать ее в руках.