акробат | Saving Private Ryan (реж. Стивен Спилберг, 1998) [Blu-ray, 2 Disc Special Edition, 2010, UK, Region Free]

24.01.2016 00:55, внесены изменения 27.01.2016 21:51

Во многом безупречная картина Стивена Спилберга сотоварищи абсолютно по праву заслужила свое солидное и весьма почетное место среди прочих голливудских шедевров последней четверти века. Форма, в которую облачена история взвода солдат, спасающих одного единственного рядового (стержень сюжета имеет реальных прототипов), поражает своим масштабом – повод для гордости любому, кто принимал участие в съемках, прежде всего для самого Спилберга, который тогда, и в это сегодня невероятно сложно поверить, все еще был голоден до кино. И отнюдь не одной лишь батальной составляющей берет постановка – это определенно одно из наиболее дружелюбных для зрителя и универсальных по своей природе военных полотен, в котором есть все лучшее, что может предложить Фабрика Грез и самые талантливые ее представители.




Последний великий фильм одного из корифеев современного кинематографа для большинства оказался слишком хорош, что бы его воспринимать иначе. Повесть о поиске солдата, претерпевая вполне очевидные метаморфозы, становится тонким рассказом о поиске уже самого себя на этой войне и своего места в людских судьбах тех, кто тебя окружает. Канонично «спилберговская» режиссура во всей красе проявляет себя именно в такие моменты, когда важней остального тонко и бесшовно соединить лоскутки совсем не сочетающиеся друг с другом ни по гамме, ни по материалу, ни по назначению. Реализм боевых сцен с присущей Спилбергу тягой к деталям совсем не препятствие для разворачивающейся в середине фильма притчи о человечности, которая кажется совсем уж неуместной на фоне персонажей, заглянувших в глаза самой страшной из войн. Ее прозаика во всем своем устрашающем великолепии, когда чувствуешь, что все происходящее подчиняется даже не логике, а чему-то более фундаментально простому сродни законам физики, желанию выжить и убить, внезапно чередуется с исключительной силы драматизацией там, где этого, думается, и не требовалось по определению. От режиссерской уверенности в том, что сие важно для зрительской сопричастности к действию, сразу проникаешься уважением к столь смело втиснутым подробностям, придающим то самое совершенство «Спасти рядового Райана», которого вряд ли достиг бы кто-то другой, окажись он на его месте.



Талантливых людей в кадре и за кадром хватает и без Спилберга. Со знанием дела подобранные актеры уже при первом появлении ломают все барьеры между зрителем и картиной. Фрагментами нарочито усердная игра на контрасте с «быть самим собой» перед камерой, являет собой образчик практически идеальной трехчасовой киносентенции на тему важности и хрупкости человеческой жизни на войне. Без наигранной глубины, рождающейся из старательно рассыпанных рассуждений, война говорит с нами посредством молитв Барри Пеппера (Джексон самый крутой из персонажей картины), и интермедией к ней служат выстрелы из его же снайперской винтовки. В крупных планах Хэнкса сквозит полное тревоги и отчаяния желание обрести внутренний покой. Героя Джереми Дэвиса, талантливого интроверта, она-таки заставила сделать свой выстрел ближе к финалу. Персонаж Бернса, я уверен в том, понял, ради чего гибли его друзья в ходе данной миссии. Нельзя не заострить внимание и на блистательной работе Януша Камински, Джона Уильямса и Майкла Кана, чьими стараниями, в том числе, «Спасти рядового Райана», камерная по своей внутренней сущности и заявленной проблематике военная драма, сиюминутно обрела статус классики.



Изображение. Картинка очень детальная, на возраст ленты пенять не приходится, и, не смотря на приглушенные авторским замыслом цвета, сочная и вполне себе насыщенная. Полутона местами теряются, особенно заметен дефицит оттенков кожи, а небо часто похоже на одну большую белую фоновую пелену. Чем динамичнее сцена, тем качество больше смахивает на трансферы свежих фильмов – кадр глубокий и резкий. В статике же заметно зерно, при чем в очень солидных количествах. Даже если списывать это на несовершенство моего источника сигнала, то все равно ситуация неприятная – оцифровка спустя рукава. Есть пара моментов, когда в кадре мелькают паразитные точки, как на пленочных сканах. На этом список претензий можно заканчивать – в большинстве сцен, например, при высадке в Нормандии, изображение выглядит по-хорошему аналоговым: ржавые заграждения, огонь, кровь и все, что контрастирует с водной гладью, песком и хмурым небом, ублажает глаза. На крупных планах, коих в фильме хватает, практически выпуклых, хорошо заметны поры лица и морщинки. Не смотря на очевидные минусы, картинка исключительно приятна по общему впечатлению, порой кажется, что есть в ней какая-то адаптивность: где-то помягче, где-то резче, эпизодами засвеченная – очень идет военному кино.



Звук. Английский DTS HA-MA 5.1 «сюрпризов» не преподнёс – практически идеальное звучание, с колоссальным количеством деталей, чем не всегда могут похвастать даже сегодняшние треки в этом формате, поражает масштабом и проработкой. Мой квадрофоник работал не покладая динамиков. Звучание «Спасти рядового Райана» не спутать ни с чем другим, такой проработки аудио-сцены я не встречал нигде – в этом есть какая-то харизма, свой стиль, почерк. Некоторые эффекты сведены несколько олдскульно, это добавляет треку шарма. Примечательно, что звук ничуть не утомляет и исключительно комфортен, а сожалеть приходится только об общем недостатке мощности – выкручивать сабвуфер и элементарно прибавлять громкости жуть как не хочется. В финальных сценах защиты моста, когда танк выезжает словно из ниоткуда и перемахивает через земляной гребень, так и ждешь сотрясающего стены бабаха, но, то ли из скромности, то из заботы о зрительском слухе, этого не происходит, хотя дефицита частот нет и в помине. Особенно здорово проработан звук приближающегося танка перед этим боем – снимаю шляпу. На фоне всего этого великолепия голоса звучат упрощенно, нежели в озвучках современных фильмов, часто даже в одной плоскости, чего не сказать о деликатно раскиданных музыкальных пассажах. На диске так же есть треки в DD 5.1 на французском, немецком, итальянском, испанском. На этих же языках и субтитры.



Дополнения. Издание содержит две прозрачные болванки с множеством пометок о возрастных ограничениях. На первом диске сам фильм и более ничего. Второй предлагает весьма внушительный по хронометражу набор дополнительных материалов (все в разного качества SD, есть субтитры на нескольких европейских языках, увы, без русского). Документальная передача от двухтысячного года с Томом Хэнксом в качестве рассказчика про военных операторов за полтора часа поведает об их работе и задачах во время второй мировой войны. Фрагменты интервью с десятком-полутора ветеранов, прошедших ее с камерой в руках, перемежаются с редкими кадрами их же собственных съемок: даже в такое страшное время от комичного до трагичного так же, как и в мирной жизни, всего лишь один шаг, один жест. Посадка самолетов на авианосец нет-нет да и заставит улыбнуться, а трагедия женщины с ребенком, спрыгнувшей со скалы, завидев оператора (по комментарию того, кто вел съемку, она приняла камеру за оружие) пройдется холодком по коже внутрь до самого сердца. И таких примеров здесь уйма, кадры честно и откровенно показывают ужасы войны. Театры военных действий и события самые разные, авторы охватили весь период участия США в конфликте, начиная с событий в Перл-Харбор. И да, борода у Хэнкса была куда киногеничней в «Изгое», нежели тут. Непосредственно связанный с кинокартиной контент еще более обширен и продолжителен: почти два часа (если считать два трейлера к фильму) раскроют многие аспекты съемок. Мы узнаем, почему же Спилберг взялся за этот проект, почему Вин Дизель никогда не захочет повторить неделю, проведенную в полевых условиях, при подготовке к роли Капарзо, чем стоит гордиться звукорежиссеру ленты Гари Рудстрему. Мы увидим как Дэймон и Хэнкс дают наставления режиссеру как и с какой точки лучше снимать сцену у немецкого танка, мы почувствуем весь масштаб подготовки к съемкам, когда три сотни статистов, в миру ирландских военнослужащих, облачаются в военную форму того времени. Покажут зрителю и масштаб декораций для финальных сцен, и актеров, рассуждающих о своих персонажах, и фрагменты интервью со сценаристом. Джон Уильямс поделится своими мыслями по поводу музыки к фильму (разумеется, прилагаются и кадры записи музыки в Бостонском Симфони-Холле). Как и в случае с будущей «Войной миров» эти отдельные фичуретки составляли когда-то один большой фильм о съемках. Есть и обособленная передача, содержащая интервью с родственниками единственного выжившего, как тогда казалось, из братьев Ниланд (трагедия этой семьи легла в основу фильма). Прекрасная подборка, на пять с плюсом.



Резюме. Не издание, а мечта. Еще со времен покупки фильма на VHS и просмотра его на многоканальной системе с Dolby Pro Logic II спал и представлял себе, как «прокачиваю» это кино с «настоящим» многоканальным саундом. Пускай нет ни звука, ни субтитров на русском, а знание английского не позволяет на сто процентов идентифицировать содержание диалогов – это куда лучше, чем просто сидеть и ждать релиза у нас, если таковой когда-нибудь случится. Жемчужина!

Упомянутые фильмы: Спасти рядового Райана
3350

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×