акробат | Видок (Vidocq, реж. Питоф) (2001) (Двухдисковое DVD издание. СР-Диджитал) [Region 5]
Есть такой тип талантливых людей, которые боятся остаться одни – тогда их талант сразу начинает затухать и творить становится все сложнее. Для них находиться рядом с кем-то, кто катализирует вдохновение своим присутствием и поддерживает творческий дух – куда важнее, чем боязнь этот самый талант потерять или же растратить впустую. Не скажу, что Питоф в полной мере мог бы относить себя к ним, но то, что в паре с чьим-то гением он способен творить чудеса – факт. И не удивительно, что заряда от таких творческих союзов хватило на один действительно впечатляющий сольный рывок.
«Видок» стал чуть ли не хрестоматийным примером того, как отдельно взятый фильм впитал в себя всю энергию и творческий порыв собственного создателя, оставив после себя творческую пустоту, но подарив весьма весомый повод для гордости тандему Каро-Жене, чей «птенец» сотворил это удивительное кино. Изображенный в нем Париж живет своей собственной жизнью, наполненной развратом и грязными помыслами, глаза его налиты пороком, а сердце поражено бесстыдством. Все невинное в нем только кажется таковым. Этот каменный лабиринт не испытывает добродетели и дышит скорым предчувствием революции и расправы над самим собой. Среди всего этого ангелом смерти в черных одеяниях и зеркалом вместо лица переулками крадется Алхимик, злой гений, наказание и кара парижских улиц, по дороге к бессмертию не ведающий жалости ни к одному живому существу. Сюрный, затягивающий похлеще любого наркотического трипа, антураж, в котором, словно в эфире, пребывают герои картины, есть тот шлейф, тянущийся от творцов, чьи фантазии Питоф воплощал на экране до своего дебюта в режиссуре. Его Париж не имеет ничего общего с городом, где живет Амели Пулен, но он кажется столь же реальным и осязаемым. Это та же магия, только темно-красных тонов. В нее так же легко поверить, как и в простейшие законы физики, ведь само кино живет на сплаве мистического и научного, не допускающего даже мысли о том, что бы зритель не уверовал в происходящее.
Фильм, балансируя местами на грани безвкусия, не боится показаться отталкивающим, даже когда от пиксельной природы картинки и сверхкрупных планов в глазах начинает рябить. Цифровой внешне, но фрагментами такой аналоговый по духу, «Видок», как точеный укол по чувству прекрасного, дает вдоволь вкусить ультрасовременных кислотных парижских оттенков и одновременно ощутить дрожь от демонического шарма убийцы-алхимика, пришедшего к нам из веков прошлых. Питоф, подобно собственному же антагонисту, не боится искать и пробовать – добрая часть фильма будто рождена из несовершенства визуальных экспериментов и игры с ракурсами. Другая же – выверенные чуть ли не до миллиметра планы и монтажные склейки. Вряд ли он смог бы даже для себя самого найти идеальную формулу кадра, но итоговый эффект способен впечатлить даже сегодня. Учитывая все великолепие в виде аккуратно исполненной интриги, искусно сотканной картинки, очаровательной Инес Састр и умопомрачительной атмосферы, трудно сказать, от чего этот без малого культовый фильм столь недооценен среди широкой публики. Со временем это вопрос интересует меня куда больше того, чем же сейчас занимается придумщик, подаривший нам его.
Изображение. На диске анаморфный трансфер 1.85:1. «Цифра» чувствуется с первых же кадров – безукоризненная картинка от первой до последней секунды как следствие. Если и упрекать в чем-то качество изображения, то это неизменно упирается в личные предпочтения, которые легко парируются словосочетанием «авторский замысел». Убойные контраст и цветопередача в эпизоде с молниями-убийцами, фантастическая глубина черного в кадрах с логовом Алхимика или в полицейском архиве, крупные планы маски злодея, как же они хороши – словно бритвой вырезанные объекты рождают ощущение трехмерности, от которого каждая вторая сцена легко может сойти за настоящее HD. Из досадных нюансов отмечу лишь изредка появляющееся зерно в тех моментах, когда картинку, видимо, кадрировали, и дефицит детальности в ряде общих и панорамных планов. В остальном все безупречно и на пределе формата.
Звук. Под стать изображению и аудиосопровождение – выбирай любую дорожку. Для тех, кому лень «читать» кино, есть прекрасные DD и DTS озвучки на русском. Объемные и мускулистые, они легко дополняют происходящее на экране как размытыми периферийными шумами, так и четкими локализуемыми эффектами криков толпы, пушечных выстрелов, бьющегося стекла и так далее. Поле практически бесшовное, а постоянная активность тылов даже в диалоговых сценах, вроде первой встречи Нимье и Этьена или эпизода в публичном доме, может дать фору тогдашним, да и многим современным, голливудским крупнобюджетным постановкам. Разве что смиксовано все чуть менее гибко, но кого это волнует, когда переключившись на единственную французскую «дорогу» в DD 5.1, комната наполняется целым шквалом эффектов. Нужно быть готовым к упругому и четкому басу, обилию новых деталей в звуковой палитре и действительно смачной динамике. Очень полновесный и временами физически тяжелый звуковой удар в ряде сцен гарантирован – куда эффектнее собратьев на русском. Слушая это кино в оригинальном варианте ничуть не жалеешь об отсутствии аналогичного трека в DTS, который есть на родине фильма и в некоторых других странах. Очень своеобразная работа и от этого еще более запоминающаяся. Русские субтитры в наличии.
Дополнения. Издание двухдисковое в прекраснейшем оформлении – анимированное и озвученное меню по большей части «перекочевало» из оригинального, но с локализацией на русском. Первый диск отдан под фильм и небольшой набор стандартных «CP-шных» мелочей вроде фильмографий, анонсов. Есть там и небольшой ролик о фильме на 8-9 минут с фотогалереей. На просмотр допов со второго диска потребуется около полутора часов – большая часть это интервью с создателями и актерами (почти 50 минут в купе) и фильм о сьемках длинной около двадцати минут (компьютерщики в нем все как один какие-то апатичные). Питоф отнюдь не кажется человеком увлеченным, может это его природная сдержанность, но дело свое знает, как и остальные. Ничего удивительного в этих видеоматериалах нет, однако, уже само наличие их радует. Качество отнюдь не огонь, но видно и слышно. Отмечу голосовой перевод, какой-то заторможенный, но, черт побери, голосовой. Озвучка, Карл! В свое время, вспоминая навскидку, таким могли похвастаться только два издателя – CP и WEST – и то по праздникам. Однозначный плюс. Так же есть видеоклип заглавной «Hope» от Apocalyptica с вокалом от Маттиаса Сэйера, сравнение раскадровок в онлайн режиме с итоговой картинкой, небольшая видео-презентация дизайнов персонажей от Марка Каро под музыкальное сопровождение из фильма. Отличный набор, не уступающий любому зарубежному. Полиграфия так же прекрасна, открыток только не хватает, как на немецком издании.
Резюме. В свое время дорогущее по тогдашним меркам издание, но то был must have однозначный. СР не посрамились и выдали очень достойную коллекционку, на которую и которую всегда приятно смотреть, ностальгируя по былым временам штучных релизов такого уровня исполнения. Один из моих любимейших дисков в коллекции