Sensi | Кинотуризм - Суздаль (Часть 2)
Почти полвека назад на экраны, тогда еще Советского Союза, вышла комедия режиссера Константина Воинова "Женитьба Бальзаминова", в основе сюжета которой лежит трилогия А.Н. Островского «Праздничный сон до обеда» (1857), «Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861) и «За чем пойдёшь, то и найдёшь» (1861), и повествующая о глуповатом московском молодом чиновнике, решившем изменить свое социальное положение в лучшую сторону за счет брака с богатой невестой. Роли в фильме исполнили звезды советского кинематографа: Георгий Вицин, Людмила Шагалова, Лидия Смирнова, Екатерина Савинова, Жанна Прохоренко, Людмила Гурченко, Тамара Носова, Николай Крючков, Ролан Быков, Инна Макарова, Надежда Румянцева, Татьяна Конюхова, Нонна Мордюкова. Но среди них нет имени еще одного актера, что незримо присутствует в каждом кадре, и благодаря которому создается атмосфера столицы России XIX века. Сейчас это город-заповедник, входящий в состав Золотого Кольца России, тихие улочки с историческими строениями которого послужили естественными декорациями в далеком 1964 году, и имя ему - Суздаль.
Можно сказать, что картина "Женитьба Бальзаминова" стала негласным путеводителем по достопримечательностям города, в список которых после выхода на экраны комедии попал и сам дом, где по сюжету проживал главный герой. Построенный еще в конце XIX века, а в 1925 году купленный Федором Фиосовым у предыдущего хозяина шорника Тетерина он и по сей день стоит на улице Старой под номером 13. Одноэтажный, деревянный, серый с зелеными оконными рамами, словно только вчера закончились съемки фильма, и только памятная табличка на фасаде красноречиво гласит, что это было почти полвека назад:
Большинство эпизодов было снято именно во внутреннем дворе дома, за воротами и за окнами которого во многих кадрах просматриваются купола Лазаревской церкви, построенной в 1667 году на месте одноимённого деревянного храма XV века. Спустя 78 лет около нее возвели зимнюю Антипиевскую церковь:
Скромная лаконичная конструкция последней разбавлена нарядной колокольней, легко узнаваемой в следующем кадре из фильма:
Еще одна звонница, входящая в архитектурный ансамбль Ризоположенского монастыря, не однократно появляется в мечтах Бальзаминова, где он представляется себя то генералом, то царем.
72-метровая Преподобенская колокольня является самым высоким зданием в городе, ее строительство проходило с 1813 по 1819 и было приурочено к победе над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Выполнена она в классическом стиле, имеет три яруса, увеличивающиеся книзу и операющиеся на мощное основание с парными колоннами, образующие арку, через которую видны купола главного собора монастыря, датированного XVI веком.
Не обошлось и без сцены на фоне прекрасных Святых ворот, построенных на южном фасаде монастырской ограды в 1688 году суздальскими зодчими А. Шмаковым, И. Маминым и И. Грязновым. Два пролета, выполненые в виде разных по размеру арок, украшены каменной резьбой с поливными изразцами, выше идет нарядный карниз, а венчает строение восьмигранные шатры с ложными слуховыми окошками и маленькими главками:
А в роли московского Кремля выступил суздальский, датированный X веком:
На его территории находится Богородице-Рождественский собор, который неоднократно горел и реконструировался, поэтому до наших дней сохранился с большими изменениями. Тем не менее, он считается самым древним каменным строением. По преданию был построен на месте первой христианской церкви, заложенной Владимиром Мономахом в конце XI века, которую разобрали по приказу Юрия Долгорукого из-за разрушения по причине ошибки в конструкции. Но и второй храм не простоял долго. Лишь третья постройка упоминается в летописи 1222 года. В данный момент Богородице-Рождественский собор имеет вид XVI:
Его синие купола с золотыми звездами не только фигурируют в мечтах Бальзаминова, но и просматриваются на заднем плане во время чаепития у вдовы-купчихи Домны Евстигнеевны Белотеловой.
Но, пожалуй, чаще всего действия фильмы разворачиваются у торговых рядов и на одноименной площади у Воскресенской церкви:
Торговые ряды представляют собой длинную галерею в стиле ампир, построенную в 1806-1811 годах по проекту архитектора А. Вершинского на западной стороне одноименной площади. Последняя возникла в Суздале еще в XIV веке и была окружена деревянными церквями.
Воскресенская церковь появилась в 1720 году на месте сгоревшего деревянного храма, который существовал с XVI века о чем повествует надпись на сохранившемся колоколе.
Она играла первостепенную роль среди других городских церквей. Именно здесь останавливались приехавшие на суздальскую епархию архиереи, и от нее начинался крестный ход в Рождественский собор, где и проходило молебствие. Тем не менее, фасад данного храма довольно прост и практически лишен украшений.
Но кроме архитектурных памятников города в съемках участвовали и гражданские застройки улиц Ленина, Кремлевской и Старой.
И хотя, картина режиссера Константина Воинова "Женитьба Бальзаминова" оказалась второй снятой в Суздале, тем не менее считается, что именно с нее началось покорение города кинематографистами. За последние 50 лет местные пейзажи и архитектурные строения становились естественными декорациями в более 70 фильмов, самые известные из которых: "Метель", "Андрей Рублев", "Финист - ясный сокол", "Мой ласковый и нежный зверь", "Чародеи", "Мертвые души", "Эсперанса", "Царь".