Voyager | О сценарии Greenland
Нил Бломкамп громко заявил о себе всему миру в 2009 году, когда на экраны вышел «Район №9». Фильм собрал приличную кассу, множество хороших отзывов как критиков так и зрителей, и даже удостоился нескольких номинаций на Оскар. Затем был «Элизиум». Кино порадовало интересными дизайнами техники, злодеем в исполнении Шарлто Копли и очень огорчило откровенно глупым сценарием. Тем не менее, фильм все же отбился в прокате. Затем Бломкамп снял «Чаппи» который на мой взгляд был… просто фильмом, со своими плюсами и минусами, которые как-то уравновешивали друг друга. Потраченного на просмотр времени вроде бы и не было жалко, но с другой стороны, как-то слишком сильно восторгаться картиной тоже не получалось.
После этого Бломкамп больше не выпустил ни одного полнометражного фильма. Нельзя сказать, чтобы он не пытался. Но что и почему случилось с его «Чужим» и так всем известно, а что касается фильма по книги Gone World, к которому он писал сценарий, то там сложилась на редкость странная ситуация. 20 Векс Фокс купил права на экранизацию еще в районе 2014 года, а по итогу роман был опубликован только в 2018 году.
Конечно же, нельзя не отметить и эпопею со студией OATS и серией выпущенных Бломкампом короткометражек. Некоторые были откровенно проходными, но имелось и кое-что, очень мне понравившиеся, что я был бы не совсем не против увидеть в киноформате. Увы, и этот проект так и не выгорел.
Но Бломкамп по-прежнему не сдается. Список проектов, на которые подписан в качестве режиссера, сейчас состоит из двух позиций. Во-первых, есть продолжение «Робокопа», основанное еще на сценарии 1988 года, написанном авторами оригинального фильма. Если кому интересно, я обозревал эту работу (ссылка). Она была очень сырой, чему имелись объективные причины. На мой взгляд, ее можно использовать лишь как основу для сюжета, а все остальное придется уже делать с нуля.
Второй проект называется GreenLand. На главную роль в нем подписался Крис Эванс. Сценарий GreenLand был написан Крисом Спарлингом и попал в Черный список за прошлый год. Я решил почитать его работу, чтобы понять, стоит ли ждать фильм и сможет ли он как-то помочь застопорившейся карьере Бломкампа.
GreenLand рассказывает историю страхового агента по имени Джон. Он завел интрижку и бросил свою жену и маленького сына. Но теперь Джон одумался. Он приезжает домой, пытаясь воссоединиться с семьей и искупить грехи. Но это получается у него не лучшим образом. Поглощенный семейными дрязгами Джон не замечает, что в мире начинает твориться что-то странное. На улицах появляется все больше военных, а в небе теперь постоянно курсируют вертолеты.
Затем, в один прекрасный день пропадает интернет и мобильная связь. Вскоре американское правительство сообщает нации страшную новость. Оказывается, на Землю вот-вот упадет огромный астероид, который уничтожит почти все живое. Предпринимавшиеся втайне попытки изменить его траекторию провалились. На этот случай власти построили секретное убежище (ковчег) и с помощью лотереи отобрали несколько тысяч счастливчиков, которые смогут в нем укрыться и продолжить человеческий род. Хорошая новость заключается в том, что семья Джона попала в этот список. Плохая новость — им придется пересечь страну, полную людей, готовых убить даже за призрачный шанс попасть на корабль, отплывающий в «зеленую землю»…
Что ж, концептуально Greenland очень похож на оставшуюся за кадром историю кого-то из героев «Столкновения с бездной». И будь он снят примерно в том же году, то думаю, фильм был бы хорошо принят. Но проблема в том, что сейчас не 1998 год и жанром «семейные дрязги на фоне глобальной катастрофы» сложно кого-то удивить. Благо, что сценарий Спарлинга не предполагает ничего концептуально нового, чего бы мы еще не видели. Мгновенно звереющие люди, предательство, штурмующие баррикады толпы, мародеры, а также редкие благородные поступки густо приправленное семейными склоками — все это уже достаточно хорошо знакомый нам антураж. Как и месседж о том, что семья это главное в жизни и с ней не страшен и апокалипсис.
Что еще хуже, Спарлингом не чурается ряда набивших оскомину штампов. Это я говорю про тебя, маленький ребенок с диабетом. Да, у сына главного героя диабет. И это основной движитель сюжета. Из-за него герои попадают в большинство опасных ситуаций — как будто надвигающийся астероид-убийца создает недостаточно напряжения. На мой взгляд, если автор не может выстроить динамичный сюжет без использования такого заезженного клише как ребенок с астмой (в данном случае замененной на диабет), это уже говорит о многом.
Но это еще не все. Логика происходящего в ряде мест очень серьезно хромает. Я ничего не буду говорить про не замеченный никем из астрономов-любителей огромный космический булыжник. Но вся показанная в сценарии система отбора счастливчиков откровенно бессмысленна. Представьте себе такую ситуацию. Уже после объявление о том, что через четыре дня на Землю упадет астероид, который гарантированно убьет всех, кто не попадет в бункер, к дому с семьей главного героя приезжает броневик с солдатами. Они демонстративно дают ему пропуск (даже не пытаясь как-то закрыться от толпы соседей), желают счастливого пути и уезжают, оставляя их самих разбираться с ситуацией. Действительно, что же после этого может пойти не так?
Такие моменты на корню разрушают всю атмосферу. К тому же, автор грешит еще одним клише, под названием «чудесная встреча». Это когда катающиеся по охваченной хаосом стране герои чудесным образом натыкаются на других персонажей и/или нужные им вещи, благодаря чему сюжет движется дальше.
Так что, на мой взгляд из Greenland скорее всего получится фильм для резюме. Бломкамп сможет сказать «посмотрите, я умею снимать кино не только про трущобы и расовое неравенство». Эванс напомнит, что снимается не только в супергероике и может в драму. Думаю, что отзывы критиков будут скорее положительными, нежели отрицательным, а зрительская оценка на IMDB установится в районе среднего значения по сайту. Но это не то кино, которое будут часто вспоминать и которое многим западет в душу.
Конечно, все это всего лишь мой субъективный взгляд. Но после прочтения сценария я пришел к выводу, что если из всей кучи проектов, над которыми Бломкамп работал последние годы, он реализует лишь этот — оно будет как-то совсем грустно.