Voyager | Какими могли быть «Хранители» первой половины нулевых
Я уже описывал историю попыток экранизации «Хранителей», предпринятых в Голливуде во второй половине 1980-х – начале 1990-х. Что ж, пришла пора добить эту тему до конца. Во второй части обзора я вкратце расскажу про то, какой могла получиться версия «Хранителей» первой половины нулевых — еще до прихода Зака Снайдера.
Итак, осенью 2001 года небезызвестный продюсер Лоуренс Гордон решил, что пришла пора воскресить экранизацию «Хранителей». В этот раз он заключил соглашение со студией Universal. В качестве сценариста проекта был нанят Дэвид Хейтер. На тот момент, его самой известной работой был скрипт «Людей Икс» — фильма, который как сейчас принято считать, возродил жанр кинокомиксов. Продюсеры надеялись начать съемки «Хранителей» уже в первой половине 2002 года. Но Хейтер не выдержал установленных сроков и завершил первый черновик лишь к лету того года.
Дэвид Хейтер (справа)
Подобно своим предшественникам, чтобы уложиться в стандартный двухчасовой хронометраж, Хейтер сконцентрировался на ключевой сюжетной линии графического романа Мура с расследованием Роршахом смерти Комедианта и избавился от его многочисленных подсюжетов и побочных линий, вроде комикса «Легенды черной шхуны» или же истории первой команды Ополченцев. В то же время, в его работе, по крайней мере содержались упоминания о самом факте ее существовании (в виде фотографий и пары реплик). Также присутствовал персонаж Холлиса Мейсона и ключевые флэшбеки, связанные с жизнью Комедианта и историей его отношений с Салли Юспешик (в этой версии ее почему-то переименовали в Далию).
Этот и все последующие концепты были созданы для версии фильма разрабатывавшейся примерно в 2004 - 2005 годах
По большому счету, основная часть эпизодов и диалогов из работы Хейтера основывалась на оригинале Мура и не сильно от него отличались. Конечно, имелись определенные расхождения, вроде зачем-то добавленного эпизода, где Роршах допрашивал расследовавшего дело Комедианта детектива, затем у него временно срывало башню и он отрезал ему палец. Но по сравнению со всякими взрывающимися статуями Свободы и товарищами Справедливостями времени Терри Гиллиама, это уже казалось сущей мелочью.
Два ключевых отличия версии Хейтера от оригинала заключались в следующем.
1) Время действия было перенесено в современность (т.е. в 2004 год). В тексте не упоминалась ни Холодная война, ни СССР, ни Никсон. Исчезновение доктора Манхэттена приводило к тому, что все нации, которые боялись сражаться из-за возможного вмешательства синего гиганта, переходили в режим тотальной войны.
Этот элемент работы, на мой взгляд, получился откровенно неубедительным. По сути, несмотря на некоторые альтернативные технологии, мир «Хранителей» в представлении Хейтера слабо отличался от нашего в геополитическом плане. Ну а на настоящей Земле, как известно нет синего бога (надеюсь, этой фразой я не задеваю ничьи религиозные чувства) — и несмотря на это, скажем, те же Индия и Пакистан еще не уничтожили друг друга в ядерной войне.
2) В финале, Эдриан Вейд (Озимандия) с помощью технологий, созданных благодаря доктору Манхэттену, телепортировал огромную линзу к Солнцу и фокусировал его луч на Нью-Йорке, испепеляя население мегаполиса. После этого он отправлял лидерам всех крупных держав сообщение (от лица доктора Манхэттена), в котором обещал уничтожить все остальные крупные города, если воюющие нации не разоружатся. В дальнейшем, Вейд планировал стать теневым правителем всей планеты, рассылаяиз своей антарктической резиденции обязательные к исполнению указания мировым правительствам.
После того, как Манхэттен соглашался с логикой Озимандия, испепелял Роршаха и отправлялся в другую галактику, Дэн Драйберг решал отомстить миллиардеру за все причиненные им смерти. Он крал разработанный Вейдом экзокостюм и вступал с ним в поединок. Но, даже несмотря на технологическое преимущество, Вейд все равно оказывался сильнее. Он побеждал Драйберга в рукопашной и собирался прикончить. В "лучших" голливудских традициях буквально за секунду до неминуемой смерти, Дэн кидал бумеранг, который вонзался Озимандии в грудь.
После этого Драйберг рассылал мировым лидерам строчки из песни Биттлз «And in the end… The love you take Is equal to the love you make» и сообщал умирающему Вейду, что миру придется как-то выживать без его мудрого руководства. Последняя сцена с дневником Роршаха в редакции New Frontiersman соответствовала оригиналу.
Что ж, повторюсь, что версия Хейтера была куда ближе к графическому роману, чем все предшествующие. Тем ироничнее, что ее самыми слабыми элементами были те, что отсутствовали в первоисточнике и были добавлены сценаристом: перенос действия в современный мир и убийство Вейда.
В период с 2002 по 2003 год Хейтер написал еще несколько вариантов сценария. Они не сильно отличались от первой версии. В основном, правки были косметическими — например, Вейд оставлял Роршаха и Драйберга замерзать в снегах (героев спасал Манхэттен), и впоследствии Драйберг сражался с ним голыми руками, без экзоскелета (но все так же, убивал миллиардера). В одном из интервью Хейтер даже похвалился, что дескать Алан Мур благословил его работу. Оставлю это заявление исключительно на его совести.
Однако, экранизация в очередной раз не состоялась. Продюсеры рассорились с руководством Universal и проект снова отправился в свободное плавание. Одно время, Лоуренс Гордон собирался ставить фильм с Revolution Studios — но и из этой идеи ничего не вышло.
Затем проект подхватил Paramount. Первым кандидатом на пост режиссера стал Майкл Бэй. Остается лишь гадать каким могло бы выйти в кино в его исполнении, но к счастью Бэй так и не заинтересовался идей. Затем в Paramount попытались привлечь Даррена Аронофски. Но и тот, в конце концов, отказался от предложения.
Следующим кандидатом стал Пол Гринграсс. До этого он никогда не читал роман Мура, но ознакомившись с ним всерьез заинтересовался проектом. Гринграсса привлекла идея снять кино в своем фирменном полудокументальном стиле с многочисленными аллюзиями на темы борьбы с терроризмом и войны в Ираке. Всем начало казаться, что уж в этот раз «Хранители» точно будут сняты. Известно, что Гринграсс хотел отдать роль Роршаха — Пэдди Консидайну, Лори Юспешик — Хиллари Суонк, Дэна Драйберга — Хоакину Фениксу. Сообщалось, что Том Круз и Джуд Лоу всерьез лоббировали свои кандидатуры на роль Эдриена Вейда.
Со сменой режиссера, проект получил и нового сценариста. Им стал Алекс Тсе. Он внес ряд изменений в скрипт Хейтера. В основном, добавленные элементы были направлены на то, чтобы сделать привязку «Хранителей» к современности более убедительной. Так, в новом скрипте присутствовала сцена, где Манхэттен останавливал арабских террористов.
В тексте несколько раз упоминалось, что синий гигант спас Всемирный торговый центр. В одном из эпизодов дети на улице даже играли в игру «Манхэттен останавливает угнанные смертниками самолеты». Американский президент стал похож на Джорджа Буша Мл. Также имелось несколько эпизодов в Индии, Пакистане и Израиле, призванные показать, как местные относятся к доктору Манхэттену, и какое влияние сам факт его существования оказывает на весь мир.
Финал в целом соответствовал версии Хейтера. Вейд уничтожал 9 ключевых городов на Земле, после чего пускал в эфир фальшивое сообщение от лица доктора Манхэттена. В нем он требовал, чтобы все страны немедленно разоружились и обещал, что будет следить за исполнением этого условия.
После отбытия синего гиганта, Драйберг вступал в схватку с Вейдом, чтобы отомстить. При этом он честно признавал, что не рассчитывает на победу. Когда Вейд собирался прикончить Драйберга, тот активировал дистанционное управление своим кораблем и направлял его прямо на антарктическую резиденцию самого умного человека на Земле. В результате удара, Вейд погибал, Лори и Драйберг выживали и возвращались домой. Могу лишь предположить, что повторявшееся во всех сценариях Хейтера и Тсе убийство Вейда было вставлено туда по требованию продюсеров, боявшихся, что зрители не оценят концовку, если Озимандия осуществит свой бесчеловечный план и уйдет безнаказанным.
Работа над этой версией продолжалась около года. Был запущен сайт будущего фильма, художники сделала ряд концептов, призванных продемонстрировать его визуальный стиль (разглядывая их становится понятно, что кино выглядело бы не так, как лента Снайдера). Говорят, что Терри Гиллиам прочитал сценарий Тсе и вроде как он ему понравился. Но затем на Paramount начались кадровые перестановки. Они привели к очередной заморозке проекта.
В результате, продюсеры решили снова сменить студию. В этот раз их выбор пал на Warner Bros. Однако в Paramount не очень обрадовались подобному решению и заявили, что с юридической точки зрения, права на «Хранителей» все еще принадлежат им. В воздухе запахло судебным разбирательством, но в конце концов студиям удалось полюбовно договориться. Они распределили расходы и рынки проката.
К этому моменту Пол Гринграсс уже выпал из проекта, отправившись снимать третьего Борна. После внушительного успеха «300 спартанцев», пост режиссера был предложен Заку Снайдеру. Каким-то непостижимым образом ему удалось уговорить студию вернуться к изначальному сеттингу с Холодной войной, СССР и Никсоном. В Warner Bros. даже согласились на рейтинг R, хотя предыдущие сценарии были явно написаны с расчетом на PG-13.
Написание нового скрипта было поручено все тому же Алексу Тсе. Он воспользовался некоторыми элементами из работ Хейтера, поэтому в титрах фильма они оба были указаны в качестве сценаристов.
«Хранители» Зака Снайдера вышли в прокат в марте 2009 года. Фильм собрал достаточно неплохую кассу в первый уик-энд, и многие аналитики поспешили наречь его финансово успешным и поздравить Снайдера. Но в дальнейшем «Хранители» просто обвалились в американском прокате. В мире же ленту практически не заметили.
Можно долго размышлять по поводу того, почему «Хранители» Снайдера провалились. Может быть, дело в сочетании большого хронометража и взрослого рейтинга. Может, в затронутых лентой щекотливых темах. Ну а может продюсеры, попросто переоценили популярность романа Мура и его реальную фанбазу.
Но одно можно утверждать наверняка. «Хранители» стали редким случаям, когда после многих лет пребывания в производственном аду итоговый фильм оказался максимально приближен к оригиналу. Как правило, в Голливуде все иначе. Если ранние варианты сценария экранизации еще похожи на первоисточник, финальный продукт зачастую уже не имеет с ним ничего общего кроме имен.
В случае с «Хранителями» все произошло ровно наоборот. Каждый последующий сценарий постепенно избавлялся от добавленных авторами сторонних сцен и вводил в действие элементы оригинала. Поэтому, если оценивать ленту с точки зрения верности первоисточнику, то на мой взгляд Снайдер добился максимума возможного в формате одного фильма. Ну а хорошо это или плохо, думаю, каждый может решить для себя сам.