Voyager | О сценарии Overlord (AKA «Кловерфилд 4»)
В уже таком далеком 2008 году на экраны вышел спродюсированный Дж. Дж. Абрамсом х/ф «Монстро» (в оригинале «Клоферфилд»). Лента собрала приличные для своего бюджета деньги. Но вместо того, чтобы наштамповать быстросиквелов, Абрамс выбрал другую схему. Ее можно описать следующим образом. Мы берем сценарий для небольшого оригинального фильма, сюжет которого повествует о какой-то загадочной фигне, меняем заголовок на «Кловерфилд» и вставляем пару отсылок для фанатов вроде названия компании Tagruato и газировки Slusho. И вуаля, псевдосиквел готов, хотя в остальном фильмы никак не связаны да их сюжеты явно происходят в разных киновселенных. Впрочем, если кино хорошее и использование известного заголовка поможет ему увидеть свет, я вполне готов смириться с применением подобного приема для привлечения внимания общественности.
А вообще, вся эта практика чем-то напоминает времена, когда все фильмы со Стивеном Сигалом на кассетах именовались не иначе как «Нико [вставьте номер]»
Пока что кловерверс насчитывает два фильма: собственно говоря, «Монстро» и выпущенный в прошлом году «Кловерфилд, 10». В феврале 2018 года на экраны должна выйти «Частица Бога». Это тоже изначально оригинальный проект, который позже сделали частью кловерверса. Я как-то читал раннюю версию его сценария и скажу честно, очень надеюсь на то, что его полностью переписали, оставив лишь место действия и идею космических экспериментов. Потому как главный твист, на котором держался весь оригинальный скрипт, на мой взгляд был уж откровенно глупым.
Ну а в конце следующего года на экраны должен выйти фильм, который по слухам станет четвертой частью франшизы — Overlord. Опять же, речь идет об изначально оригинальном сценарии, который вроде бы решили адаптировать под кловерверс. Почему по слухам? Ну дело в том, что хоть кино и продюсируется все тем же Абрамсом, Bad Robot и Paramount, официально пока что нет подверждения, что проект действительно привяжут к кловерверсу. Хотя очень многие сайты уже говорят об этом, как о практически решенном деле. Как бы там ни было, я решил прочитать раннюю версию сценария Overlord, датированную еще 23 июля 2013 года. Автор работы — Билли Рэй, она насчитывает 105 страниц.
Как можно догадаться по названию, события Overlord разворачиваются в ночь высадки в Нормандии. В центре сюжета — группа американских десантников. Они должны уничтожить очень важную антенну, расположенную в одной французской деревушке. Но все идет не по плану. Самолет сбивают и в живых остается лишь пара солдат — закадычные приятели: рядовой Бойс и капрал Форд (в кадре есть еще пара статистов, но их достаточно быстро убивают).
Эта парочка достигает деревни, где расположена антенна. Вскоре выясняется, что там творятся очень странные дела — местный добрый доктор при помощи немцев ставит зловещие эксперименты над местными жителями. Те, кто попадают в его подземную лабораторию, уже не возвращается назад. Так что теперь паре братьев по оружию придется взорвать не только антенну, но еще и разобраться с последствиями экспериментов доктора...
Знаете, первая половина Overlord была более-менее неплоха — как раз до того момента, когда герои решают проникнуть в лабораторию. Почему? Ну, главным образом потому, что имеется интрига, ведь мы не знаем, что именно делают немцы с людьми (в начале скрипта имеется сцена, где офицерам показывают перехваченную запись эксперимента доктора, но мы не видим экрана, а лишь ошеломленную реакцию людей).
Но во второй половине выясняется, что доктор использует добытую из под земли таинственную черную жижу (не иначе как он нашел старый склад Инженеров), чтобы возвращать к жизни мертвых солдат. И после того, как мы все это узнаем, сюжет моментально скатывается прямиком в категорию B к фильмам типа «Мертвого полицейского» со всеми вытекающими штампами.
Например, все воскрешенные относятся к категории «зомби со встроенным вай-фаем в каждой части тела». Им отрубают голову, но тело все равно продолжает атаковать, пока отрубленная голова видит героя. Или вот еще одно клише: злодей превращает лучшего друга протагониста в зомби и тот пытается его убить. Но в решающий момент герой толкает проникновенную речь, к бывшему другу возвращается человечность и он обращается против плохих парней.
Такие сюжеты и такие мертвецы хороши для каких-нибудь хоррор-комедий, типа «Реаниматора» или того же «Мертвого полицейского». Но когда все это подается на полном серьезе и приправлено пафосом на уровне Майкла Бэя, то полностью убивает впечатления от первой половины. И это еще без учета весьма слабой логики: немцы построили секретную лабораторию, где проводят эксперименты способные изменить ход войны прямо над стратегической антенной, которая является первым объектом для атаки… вы серьезно?
Ситуацию могла бы исправить зрелищность — какие-нибудь забористые экшн-сцены, различные мутанты и т.д. Но увы, в скрипте этого нет. Размах действия крайне скромен: всю эту суперпуперсекретную лабораторию охраняет целых 5 (пять) немецких солдат. Получается какой-то Wolfenstein для нищих.
На самом деле, удивляться тут нечему, так как все снимаемые в рамках кловерверса фильмы относятся к категории низкобюджетных. Другое дело, что автор зачем-то всунул во вступление действительно большую сцену с отправкой самолетов и десантом. По мне так лучше бы он вырезал ее и начал действие сразу на земле. Скажем, пара героев при десантировании отбилась от своих. Они ищут отряд, и выясняют, что он попал в засаду и все погибли. Герои больше не могут выполнить свою задачу (их слишком мало) и потому решают пойти по следам немцев, чтобы отомстить за своих, и уже в процессе находят замаскированную лабораторию. Это бы позволило сэкономить немало средств, которые можно было бы потрать на увеличение размаха остального действа, и заодно добавило бы истории немножко здравого смысла.
В завершение я еще раз напомню одно очень важное обстоятельство. Тот сценарий, что я прочитал, датирован аж 2013 годом. Я далеко не уверен, что на тот момент автор вообще подозревал, что его работа в итоге станет частью кловерверса (это конечно при условии, что слухи подтвердятся и кино действительно сделают частью франшизы). Не исключено, что от начального скрипта в фильме останется лишь общая идея, а все остальное изменят, и изменят в лучшую сторону, убрав всю упомянутую трэшевость. Конечно же, кино можно было бы превратить и в хоррор-комедию. Но тогда стилистически оно просто не впишется в серию.
Ну а что касательно возможности привязки этого скрипта к кловерверсу, то в таком формате это возможно на уровне пары отсылок, вроде тех же названий компании или каких-то имен. Т.е. примерно как в «Клоферфилд, 10». Ну или же, если в сюжете оставят жижу, то кто-то мимоходом упомянет, что она способна радикально изменять организмы и увеличивать их размеры в сотни раз.
Так что я буду надеяться на то, что за прошедшие четыре года скрипт основательно переписали, оставив лишь общую идею и место действия. В случае с тем же «Клоферфилд, 10» часть сюжета была изменена, но в то же время значительная часть оригинальных элементов перекочевала в фильм. Но тот скрипт был куда лучше Overlord, и его вполне можно было экранизировать без каких-либо правок.
Думаю, что мы сможем сделать какие-то выводы о том чего ждать от Overlord после выхода «Частицы Бога», когда можно будет оценить качество фильма и сравнить начальный сценарий с итоговой версией. Опять же, надо держать в уме, что возможно проект не будут привязывать к кловерверсу и он так и останется самостоятельным фильмом. Но даже если и так, это никак не меняет вышесказанного. На мой взгляд второй половине скрипта определенно бы не помешала серьезная доработка.