Voyager | Семь интересных фактов об «Идентификации Борна»

14.06.2017 10:27

В этот день 15 лет тому назад в широкий прокат вышла картина «Идентификация Борна», положившая начало одной из самых знаковых франшиз нулевых. Я уже как-то говорил, что считаю оригинальную трилогию про Борна одной из самых «ровных». Обычно, даже в классических кинотрилогиях есть или очевидно слабое звено, или фильм, который на голову выше остальных. А вот в борниане все три части выдержаны на одном уровне и успешно работают и как единое целое и как самодостаточные произведения. И это при том, что у серии сменился режиссер, да и сам производственный процесс не отличался простотой.



Конечно сказанное выше лишь мое личное мнение, но думаю, что никто не будет отрицать того влияния, которое борниана оказала на жанр. На волне успеха фильмов Дага Лаймана и Пола Гринграсса на свет появилось множество стилистических подражаний. К сожалению, большинство из них не могло похвастаться особыми художественными успехами. Как показала практика, просто трясти камерой в экшн-сценах и делать по монтажной склейке каждую секунду недостаточно, чтобы получить хороший фильм. Для этого еще нужна отличная история, и как ни странно, талант.

Ну, не буду больше затягивать. В честь 15-летия фильма вот моя подборка из семи интересных фактов об «Идентификации Борна».

«Идентификации Борна» — типичная голливудская экранизация


И под словом типичная я подразумеваю именно то, как обычно в Голливуде обращаются с материалом-первоисточником: фильм имеет мало общего с оригиналом. Я не буду делать вид, что читал романы Роберта Ладлэма и лично сравнивал их с картиной 2002 года (конечно, еще есть телеверсия 1988 года с Ричардом Чемберленом, но кто про нее сейчас помнит?). Но все же, думаю что многочисленным отзывам о том, что в фильм перекочевали лишь общая идея и некоторые имена героев вполне можно верить.


Даг Лайман



Что интересно, по его собственным словам Даг Лайман является большим фанатом творчества Ладлэма. Он потратил несколько лет, пытаясь приобрести права на экранизацию (он даже как-то летал домой к писателю на своем личном самолете), параллельно работая с Тони Гилроем над сценарием. Но при этом, Лайман не устанавливал жестких сюжетных рамок и позволил Гилрою выкинуть из сценария большую часть книжного материала, чтобы сделать историю более современной. Гилрой был только рад этому. Он как-то охарактеризовал сюжеты книг Ладлэма как « в основном беготня до аэропортов».


Так что, экранизацию «Идентицификации Борна» вполне можно назвать типичной для Голливуда: берем известное название, имена и идею, а все остальное придумываем. Просто в этот раз кино получилось действительно удачным.


Брэд Питт и Сара Полли могли исполнить главные роли в фильме


Не знаю как вы, а лично я вот не могу представить кого-то другого вместо Мэтта Дэймона в роли Борна. И тем не менее, в свое время кандидатура актера была далеко не очевидным выбором. Да, в начале своей карьеры Дэймон снимался не только в комедиях Кевина Смита, у него хватало и серьезных ролей, но он определенно не воспринимался публикой как актер, который будет убедительно смотреться в роли суперагента.


И собственно говоря, Дэймон был далеко не первым кандидатом на роль Борна. Продюсеры перебрали множество кандидатур, начиная от экшн-ветеранов Сильвестра Сталлоне и Арнольда Шварценеггера, и заканчивая вездесущим Томом Крузом и Мэттью Макконахи. Некоторое время серьезным претендентом на роль был Рассела Кроу. В итоге, предложение стать Борном выпало Брэду Питту. Но он отказался в пользу «Шпионских игр». Благодаря этому, Дэймон получил возможность стать Борном. И он воспользовался выпавшим шансом сполна, не только создав убедительный образ пытающегося собрать свое прошлое агента с амнезией, но и лично исполнив часть трюков, вроде карабканья по стене американского посольство.

Что касается Мари, то Даг Лайман предложил эту роль Саре Полли, с которой он ранее работал над фильмом «Экстази». Но она отказалась от возможности сняться в картине. В итоге, роль досталась Франке Потенте. Что интересно, в ранней версии сценария Мари была американкой, после окончания школы уехавшей в Европу. После того, как на роль взяли Потенте, история и национальность персонажа были изменены.


В ранних сценариях «Идентификации Борна» Никки погибала


Никки Парсонс, сыгранная Джулией Стайлз, является единственным персонажем, помимо самого Борна, появлявшимся во всех четырех основных фильмах борнианы, причем ее значение увеличивалось от серии к серии. Но это не было каким-то изначально продуманным планом создателей. На самом деле, Никки даже не должна была пережить событий «Идентификации». В раннем сценарии Гилроя она погибала в финале.


Это происходило следующим образом. Никки пользовалась моментом, когда Борн отвлекался на флэшбек и атаковала его (в этой версии она очевидно не только занималась логистикой, но еще и проходила боевую подготовку). Благодаря суматохе, Конклин (Крис Купер) сбегал из помещения, добирался до автомата и прошивал пулями стену. Борн получал ранение, Никки погибала.

В другом варианте сценария Никки нападала на Борна, но все же оставалась в живых. В итоге, после нескольких переписываний сценария финальная экшн-сцена была изменена и участия Никки в потасовке не потребовалось. Это дало возможность использовать ее персонажа в продолжениях.

Премьера фильма была намечена на 7 сентября 2001 года


Иногда, время релиза может сыграть очень важную роль в судьбе фильма. Начало сентября само по себе считается одним из самых «тухлых» периодов в американском кинопрокате, а если уж вспомнить каким в США выдался сентябрь 2001 года, то понимаешь, что выйди «Идентификация» в намеченный срок, то более чем вероятно, что фильм не окупился, и на этом франшиза бы скоропостижно скончалась. Но в итоге премьеру перенесли и картина попала в кинотеатры лишь в июне 2002 года. Правда, произошло это не от хорошей жизни.



Даг Лайман хотел отказаться от упоминания в титрах


Съемки «Идентификации Борна» сопровождались многочисленными проблемами. Уже с самого начала отношения Дага Лаймана со студийными чиновниками не были идеальными, а в дальнейшем они только ухудшались. Продюсеры опасались, что зрители сочтут фильм слишком медленным, и хотели добавить туда побольше экшна (о появившейся из-за этого стремления «Парижской версии» сценария я расскажу чуть позже). Но при этом, они не хотели слишком сильно тратиться. Чтобы сэкономить, продюсеры планировали вырезать из фильма все сцены с Борном и Мари в загородном доме, а также заменить Париж на более дешевый город.


Режиссер понятное дело, был категорически против, считая, что таким образом у него пытаются отобрать у него контроль над фильмом. Немало головной боли студии добавила и манера съемок Лаймана. Он предпочитал снимать в «партизанском стиле». Это выражалось в том, что Лайман любил без предупреждения выезжать на локации и снимать без разрешения властей. По мнению режиссера, подобная практика позволяла лучше передать атмосферу паранойи и создать ощущение полудокументального фильма.Так что в некоторых эпизодах Мэтту Дэймону приходилось взаправду маскироваться — чтобы его раньше времени не узнали прохожие и не испортили дубль.

Разногласия между студией и Лайманом накапливались как снежный ком, и в итоге дошло до того, что продюсеры попросту наняли другого автора, чтобы тот переделал третий акт картины, сделав его более экшн-ориентированным. Лайман же был лишен права голоса по поводу вносимых в фильм изменений. По воспоминаниям режиссера, его единственным каналом связи со студией остался Мэтт Дэймон, через которого он пытался доносить до продюсеров свои идеи. Дошло до того, что Лайман на полном серьезе хотел выставить на eBay свое имя в титрах картины, поскольку не считал ее своей.

Результат всей этой подковерной борьбы не лучшим образом сказывался на конечном результате. Тест-просмотры отснятого материала завершились плохо — переделанный третий акт совершенно не соотносился с основной частью фильма. В какой-то момент, на студии все же победил здравый смысл. Скрипя зубами, продюсеры согласилась перенести премьеру и выделить 8 миллионов долларов на пересъемки. Лайман получил возможность доделать картину по своему усмотрению.

Но это дорого обошлось режиссеру. Несмотря на финансовый и критический успех «Идентификации», студия впредь не собиралась с ним работать. Поэтому, Лайман и не снимал следующие фильм про Борна.


У «Идентификации Борна» имелись альтернативное вступление и концовка


Говоря про «Идентификацию Борна», нам необходимо еще раз вспомнить про события 11 сентября. Как известно, они оказали серьезное влияние на киноиндустрию США. И фильм про похождения секретного агента с амнезией не стал исключением. Незадолго до премьеры продюсеры картины испугались того, что кино выставляет американские спецслужбы уж в слишком плохом свете. Поэтому было принято экстренное решение сделать для фильма альтернативное вступление, которое превратило бы ее в один гигантский флэшбек Борна.

phpBB [video]

И, соответственно, снять альтернативный финал, в котором Эббот (персонаж Брайана Кокса) показывался как достаточно адекватный и понимающий человек. И да, в нем не было песни Moby.
phpBB [video]

Даг Лайман был категорически против этого решения, но, конечно же его в очередной раз не послушали. К счастью, на помощь снова прошел Мэтт Дэймон, считавший, что эти сцены лишь ухудшат фильм. Тестовая аудитория также не оценила добавления, так что в итоге эти эпизоды вырезали из фильма, и сейчас их можно найти лишь в виде допов на blu-ray.

Альтернативные смерти Профессора и Вомбози


«В общем-то, я просто нацепил пару очков и затем попозировал на камеру» — этими словами Клайв Оуэн описал свое участие в «Идентификации Борна». И в самом деле, суммарное экранное время актера в фильме составляет где-то около пяти минут и у него всего пара реплик. Хотя в целом я бы сказал, что даже за такой короткой срок Оуэн сумел создать достаточно запоминающийся образ.


Но участие Профессора в фильме могло не ограничиваться лишь парой минут. Чтобы вы лучше поняли, что я имею в виду, мне стоит более подробно рассказать об уже упомянутой «Парижской версии» сценария (она датирована 20 сентября 2000 года), третий акт которой заметно отличался как от ранних версий Гилроя, так и от итогового фильма.

В этой версии Борн приходил в резиденцию бывшего африканского диктатора Вомбози, чтобы, наконец, разобраться в том, что же случилось с ним на яхте. Находившийся на позиции неподалеку Профессор замечал свою цель, игнорировал приказ руководства ничего не предпринимать, проникал внутрь и устраивал бойню, убивая Вомбози и всю его охрану. Борну, разумеется, удавалось уйти. После этого Профессор полностью слетал с катушек — обрывал связь и в одиночку продолжал преследовать Борна. Вскоре он находил отель, где прятались герои.

Далее следовала огромная экшн-сцена. Она начиналась с перестрелки между Борном и Профессором на улицах Парижа. Затем следовала сцена большой автомобильной погони. Затем Борн и Мари спускались в метро, но Профессор на мотоцикле (!) следовал за ними на платформу. Все заканчивалось рукопашной схваткой в вагоне поезда. Победителем разумеется выходил Борн.
phpBB [video]

В оригинальном трейлере картины на отметке 1:32 можно уведить кусочек сцены с Профессором, перезаряжающим пистолет на улице Парижа, и убегающим Борном. Мне всегда было интересно, откуда взялись эти кадры, так как в фильме и близко нет ничего похожего. После ознакомления с «Парижской версией» сценария я, судя по всему, нашел ответ. Очевидно, что это часть сцен из третьего акта, которые были вырезаны по результатам уже упомянутых тест-просмотров.

По мне, это к лучшему. Весь этот эпизод слишком выбивался из тональности и динамики фильма, превращая «Идентификацию» из истории человека, принявшего решение завязать с прошлым в том, чем она не являлась: поединок двух суперменов. Ну а в распоряжении тех, кто хотел бы посмотреть на более зубодробительный экшн в исполнении агента с амнезией, всегда будут «Превосходство» и «Ультиматум Борна».

2760

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
    № п/п | название видеоролика | кол-во просмотров
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×