Voyager | О сценарии Freakshift Бена Уитли
Достаточно скоро на экраны кинотеатров выйдет картина Бена Уитли «Перестрелка». Грядущая премьера как обычно сопровождается потоком стандартного промоматериала о том, какие талантливые люди делали фильм и почему его обязательно стоит посмотреть. И вот, в одном из соответствующих текстов я наткнулся на упоминание о следующем проекте режиссера под названием Freakshift. Уитли недавно предложил главную роль в нем Алисии Викандер.
Вот самая сочная выдержка о том, что же должен представлять из себя Freakshift:
Freakshift обещает быть еще круче и амбициознее предыдущих проектов Уитли. Это будет сатирический фантастический боевик, который режиссер разрабатывает с 2012 года. Пять лет назад Бен Уитли говорил, что это кино будет включать в себя не только крутые экшен-сцены, но и хлесткие диалоги и эмоциональные сцены, и сравнивал проект с сериалом «Блюз Хилл-стрит». «У меня там, как и в сериалах про копов, несколько команд. Все профессионалы, но при этом речь пойдет о монстрах, поэтому будет много экшена». Уитли рассказывал, что Freakshift вберет в себя несколько его любимых видеоигр, особенно Doom. «Мои главные герои будут бегать с пушками наперевес, как в Doom, и стрелять по монстрам». При этом режиссер отмечал, что у картины есть и сатирическая нотка. «Там есть кое-что от Пола Верховена в плане сатиры. Будет не так душераздирающе, как в „Списке смертников“, но очень напряженно. И очень много экшена».
Хлесткие диалоги + эмоциональные сцены + Верхувен + Doom… да на бумаге это чистое золото! Конечно же, после такой рекламы я просто не смог удержаться от того, чтобы проверить, соответствует ли хоть что-то из вышесказанного действительности.
У Freakshift кстати есть твиттер-аккаунт, где выкладываются концепты проекта. Все картинки взяты оттуда
Итак, что же представляет собой тот самый сценарий Freakshift от 2012 года, написанный Беном Уитли и его женой Эми Джамп? Завязка такова. События Freakshift разворачиваются в мире, где каждую ночь из-под земли вылезают чудовища и поедают беззащитных граждан. Всего существует несколько видов монстров. Наиболее опасные из них чем-то напоминают минотавров (в сценарии они названы Bulk). Помимо всего прочего, их укус заражает людей инфекцией, уничтожающей мозг. Т.е. они превращаются в кого-то типа зомби, но не совсем. И вот, однажды такой монстр врывается в дом главной героини по имени Диана Ларго и съедает ее мужа и дочь. Сама Ларго в этот момент находится в отеле с любовником.
После случившегося, героиня винит себя в произошедшем. Она решает выследить убившего ее семью монстра. К счастью, в мире Freakshift существуют конкурирующие между собой команды истребителей нечисти, которые патрулируют по ночам город и уничтожают распоясавшихся монстров. И вот, во время одного из таких патрулирований Ларго наконец-то нападает на след чудовища. Но убить его будет не такой то и простой задачей. Помимо кучи опасных созданий, Ларго придется столкнуться с командой конкурентов. Они хотят взять монстра живым, чтобы продать его в клуб, где устраивают нелегальные бои между всякими тварями…
Скажу честно, Freakshift это наверно один из самых невнятно написанных сценариев, что мне доводилось видеть за последнее время. Серьезно, он вообще не похож на сценарии, написанные профессиональными авторами. Это касается как его формата, так и основных элементов самой истории.
Начнем с того, что автор не удосуживается дать практически никаких вводных о мире, в котором происходит действие. Кто эти монстры? Они были здесь всегда? Но если так, почему общество совершенно не готово к их атакам? Почему дома не укреплены и в них не установлены, скажем, бронированные полы и стены? Если же нет, то откуда они взялись? Почему борьбой с ними занимаются лишь какие-то сомнительные формирования, которых больше времени уделяют вражде друг с другом? Чем так опасны укушенные монстрами? Их отстреливают, но по тексту совершенно не понятно, на что они способны. Почему обычных нарушителей комендантского часа фактически обрекают на смерть, заставляя тоже охотиться на монстров? Где в этом мире армия? Где ученые? Такое ощущение, что где-то затерялся 10-страничный мануал, рассказывающий о том, по каким правилам работает вселенная Freakshift.
Но черт с ним, с миром. Главная беда работы, это персонажи. Каждый автор представляет героев по-своему. Кто-то может дать большое описание, включающее, как он выглядит, какие у него волосы, во что одет и т.д. Кто-то может ограничиться парой слов. Это нормально. Ненормально, это когда в сценарии ни у одного из персонажей вообще нет никаких описаний. Не указано ни кто они, ни возраст, вообще ничего. И на Тарантино Уитли как-то тоже не тянет: однообразные реплики не придают героям особой индивидуальности. Представьте, какого это читать историю, где есть где-то три десятка действующих лиц, и при этом у них нет никаких отличительных черт. Это чем-то напоминает текст, написанный каким-то подростком, смешавшим в одну кучу все, что только можно и считающим, что получилось очень круто.
Еще одна проблема Freakshift, это логика. Точнее ее отсутствие. Не зная персонажей совершенно невозможно понять мотивации их действий. Я приведу лишь один пример. Ближе к финалу героиня наконец-то находит чудовище, понимает, что это беременная самка, и вдруг решает не убивать ее и не дает своим коллегам ее застрелить. Но затем, спустя пару страниц она снова пускается за ней в погоню, чтобы отомстить. Без какого-либо объяснения. WTF???
Ну и в довершение ко всему, сценарий занимает всего 81 страницу. Это очень мало для полнометражного фильма и скорее потянет на эпизод какого-то сериала-антологии.
Самое забавное же заключается в том, что при всем этом во Freakshift есть что-то хорошее. Сама концепция, на мой взгляд, достаточно неплохая. Идея для мотивации главной героини — тоже. Есть и отдельные интересные элементы. Например, команды охотников сопровождает бронированный автобус с любителями острых ощущений, заплативших за возможность посмотреть на кровавую охоту. Есть анимированные социальные ролики по ТВ и реклама. Есть черный юмор. Некоторые шутки не отличаются особой оригинальностью и их вариации мы уже неоднократно видели (вроде двух укуренных старичков, думающих что поедающие обитателей дома престарелых монстры — галлюцинация), но некоторые очень даже ничего. Общая идея кажется симпатичной. Другое дело, что ее исполнение образца 2012 года, на мой взгляд, вышло плохим.
Так что все зависит от того, был ли за минувшие пять лет переработан сценарий. Если взять за основу общую концепцию, то на ее основе вполне можно было бы выстроить историю, соответствующую приведенной в начале текста цитате. Но я не уверен, что такая работа была проделана. Перед обзором я специально посмотрел предыдущий фильм Уитли — «Высотку». Там тоже была очень перспективная концепция, хорошие актеры, эффектная операторская работа (не сомневаюсь, что трейлер смотрелся впечатляюще),но из-за никакого сценария на мой взгляд вышла попросту претенциозная муть. И в этом плане скрипт Freakshift от 2012 года местами очень напоминает «Высотку».
Некоторые конечно считают, что экшн-фильмам сценарий вообще не нужен. Но я думаю они путают его отсутствие с простотой. Да, сюжет вовсе не обязательно должен быть замудренным. Но от трех основных китов — ярких персонажей, понятной мотивации, внутренней логики мира — все равно никуда не деться. Думаю, грядущая «Перестрелка» во многом даст ответ на вопрос, способен ли Уитли делать работу над ошибками и есть ли смысл ждать Freakshift.