Voyager | О сценарии Homeworld
В Голливуде часто бывают ситуации, когда в разработке одновременно находится несколько похожих высокобюджетных проектов. Порой, студия решает пойти ва-банк и дать зеленый свет фильму в надежде, что им удастся победить конкурентов. И тогда с разницей в пару месяцев на экраны выходят «Армагеддон» и «Столкновение с бездной». Или «Вулкан» и «Пик Данте». Или «Падение Олимпа» и «Штурм Белого дома». Но, разумеется, так случается не всегда. Куда чаще происходит так, что ранний проект убивает более поздний. Именно это и случилось со сценарием Homeworld, написанным Гари Уитта — автором «Книги Илая», «После нашей эры» и грядущего «Изгой-один: Звёздные войны. Истории» (никто кстати не в курсе, кого стоит поблагодарить за такую блестящую локализацию?).
Действие Homeworld начиналось в недалеком будущем. В один прекрасный день все жители нашей планеты получают Сигнал. Это сообщение от неизвестной расы (прозванной Благодетелями), сообщающей о том, что через 10 лет Землю ждет катастрофа в стиле фильма «Знамение» — вспышка на Солнце испепелит нашу планету, и убьет все живое. К счастью, в послании содержатся инструкция по строительству корабля-ковчега, способного спасти 20 тысяч человек, а также карта полета. Правда карта зашифрована — когда корабль достигнет первой условной точки, это раскодирует следующую точку, и т.д. Т.е. финальная точка маршрута остается неизвестной до самого конца.
После новостного монтажа действие переносится на 10 лет вперед. Из-за увеличившейся солнечной активности жизнь на Земле практически полностью погибла, осталась последняя группа счастливчиков, которая готовится к отправке на ковчег. Главную героиню истории зовут Дакота. Незадолго до получения Сигнала, она потеряла дочь во время родов. К счастью, Дакота специалист по ИИ. Она создала суперкомпьютер, который будет управлять ковчегом. Голографическая проекция его образа выглядит как 10-летняя девочка по имени Хоуп, которая относится к Дакоте как к своей матери. Ну а для Дакоты она соответственно является воплощением ее мертвой дочери.
После небольшой экшн-сцены, во время которой финальная вспышка случается раньше, чем ожидалось и последние люди экстренно эвакуируются (в ней есть забавный эпизод, где последний покидающий Землю человек перед уходом выключает свет), мы видим, как огненная волна взрывает Меркурий и Венеру, а затем охватывает Землю. Но к этому моменту ковчег уже на безопасном расстоянии. Экипаж ложится в анабиоз, доверяя управление кораблем Хоуп. Ну что плохого может случиться, когда оставить сложную машину под присмотром голографической проекции маленькой девочки?
Спустя 476 лет экипаж экстренно просыпается. Корабль попал в облако кометных обломков, что приводит к гибели части пассажиров. Оставшиеся в живых пытаются разобраться, что случилось, и куда они летят, как одного за другим их начинают убивать системы корабля и взбесившиеся роботы. Хоуп утверждает, что все дело в том, что в Сигнале был скрыт компьютерный вирус — дескать, пришельцы передумали и решили убить всех людей. Что касается главной героини, то ей предстоит разобраться с еще одной проблемой — мальчиком-аутистом по имени Айзек. Его мать погибла, и Дакоте теперь приходится присматривать за ним.
После серии убийств и катастроф, до героев наконец доходит, что вероятно компьютер все же чего-то им не договаривает. Когда они решают отключить ИИ, Хоуп насылает на них бригаду строительных роботов. Ну, вы же знаете, эти классические строительные роботы для освоения мирной целины, которые имеют лазер, стреляют гвоздями и бронированы так, что их можно уничтожить лишь из гранатомета?
После этого сюжет, который до этого скорее напоминал слэшер, почти превращается в космический ремейк «Восстания машин». Герои пытаются сдержать роботов и отключить компьютер, в то время как Дакота спасает мальчика, постепенно перенимая на себя функции матери. В итоге, практически весь экипаж, кроме героини, гибнет. Когда Дакота пробивается в центр управления и пытается добиться от Хоуп ответа, зачем она всех убила, ИИ отвечает, что так было надо, а затем сама стирает себя из корабельной памяти, оставляя напоследок файл, который откроется лишь в конце путешествия.
Вскоре ковчег добирается до пункта назначения — и им оказывается… Земля. Выясняется, что корабль летал по кругу. За истекшие 500 лет планета каким-то образом полностью восстановилась и снова кишит жизнью. Что же касается файла, то он является зашифрованной частью Сигнала, которую во время полета декодировала Хоуп. Сигнал отправили не пришельцы, а люди из будущего. Из видеофайла мы узнаем, что выросший Айзек узнал, как отправлять информацию в прошлое. Ну а поскольку в своем сообщении он сказал, что без поддержки новой мамы (т.е. Дакоты) никогда бы не смог добиться успеха, компьютер сделал все, чтобы они встретились — т.е. убил его настоящую мать, почти весь экипаж и значительную часть пассажиров.
И все бы конечно ничего, если бы не то, что концепция сюжета, на мой взгляд, содержала в себе очень большое противоречие, которое практически полностью обессмысливала его. Объясню. Итак, сюжет фильма завязан на концепции временной петли — цепи событий, которые бесконечно повторяют друг друга и у которых нет начала и конца. Это идея достаточно популярна в фантастике, и используется во множестве классических произведений. У временной петли есть интересный парадокс — вещи и информация, которые как бы никем не созданы. В сценарии Homeworld это информация о технологиях, позволяющих построить корабль. Люди получают эти данные (они не зашифрованы), строят корабль, спасаются, затем пересылают их самим себе в прошлое. Т.е. получается, что технология звездолета по сути никем не была изобретена. Можно сказать, что она «открыта» самим временем. Сам по себе этот парадокс для меня не является проблемой. Проблемой является то, что как я сказал, его наличие делает достаточно бессмысленным весь остальной сюжет.
По сути, компьютер убивает кучу людей, лишь чтобы только Дакота стала новой мамой Айзека, поскольку знает, что в этом случае он точно изобретет технологию, которая позволит отправить Сигнал в прошлое. Но я совершенно не понимаю, что мешало героям просто разорвать этот порочный круг, и переслать в прошлое не только информацию о технологии строительства звездолета, но и информацию о технологии отправки самого сообщения в прошлое? Это бы ничего не изменило в основной цепи событий, так как компьютер все равнодешифровал эту часть Сигнала лишь спустя сотни лет после начала полета. Корабль бы спокойно вернулся на Землю, все бы проснулись, узнали правду, а потом снова отправили бы Сигнал. Только в этой вариации в живых бы осталось на несколько тысяч человек больше, включая, настоящую маму мальчика и бывшего мужа героини, который героически пожертвовал ради ее спасения своей жизнью. Я не вижу никаких причин, по которым герои бы не воспользовались возможностью спасти своих близких. Единственное объяснение, которое я смог найти, заключается в том, что мальчик на самом деле ненавидел свою мать, а главная героиня решила, что ради ее семейного счастья вполне можно угробить кучу людей. А может в глубине души она вообще была психопаткой — это бы, кстати, объяснило, почему она создала такой кровожадный компьютер. Из этого мог бы даже выйти целый сюжет для следующей части. Ладно, я конечно шучу, автор явно не подразумевал такой жестокой трактовки героев, но других логичных объяснений у меня нет.
Если же абстрагироваться от финального твиста, из Homeworld могло бы выйти что-то среднее, между «Пеклом», «Знамением» и третьим «Терминатором». Скрипт начинался как катастрофа, затем трансформировался в слэшер, а в финале становился экшн-фильмом. В тексте 112 страниц, так что концентрация событий в нем была велика. С героями постоянно что-то приключалось, кого-то убивали, что-то взрывалось, плюс был фактор тайны по поводу того, куда все-таки летит корабль. Особого времени для того, чтобы осмыслить логику происходящего и смысла действий героев, не оставалось.
Homeworld был написан в 2014 году. В том же году на экраны вышел фильм, где были:
* глобальная катастрофа, заставившая людей покинуть Землю;
* межзвездные перелеты;
* неведомые благодетели, позже оказавшиеся не пришельцами, а человечеством из будущего;
* искусственный интеллект;
* cемейные страдания героев.
Речь, конечно же, об «Интерстелларе». После его выхода Homeworld потерял актуальность. Видимо продюсеры посчитали, что с такой завязкой и сутью твиста все воспримут проект как клон фильма Нолана. Собственно, я и нашел сценарий по описанию, где для сравнения приводился «Интерстеллар». Хотя как по мне, так у скрипта итоге оказалось куда больше общего с упомянутыми в тексте фильмами. И будь Homeworld снят, он мог бы стать неплохим примером того, как с похожими вводными может получиться совершенно другой по жанру и настроению сюжет.