Voyager | Про альтернативный сценарий «Смертельного оружия 4»
«Смертельное оружие». Один из классических боевиков эпохи 1980-х, подаривший нам классический тандем Мартина Риггса и Роджера Мюрто. Я люблю первый фильм, мне нравится второй, я достаточно неплохо воспринимаю третий, четвертый же... Скажем так, четвертый я целиком смотрел лишь раз (примерно во время выхода) и, несмотря на то, что с тех пор прошло уже почти 20 лет, особого желания пересматривать его у меня так и не появилось. Уж слишком мне не по душе переизбыток семейных соплей, не самых удачных комедийных сцен и акцент на старости персонажей. Да и сам сюжет с китайскими фальшивыми деньгами откровенно говоря не цепляет. Сейчас он вызывает интерес лишь в плане того, что в наши дни Голливуд вряд ли бы стал делать продолжение популярной франшизы с злодеями из Поднебесной.
Так что, когда мне попался альтернативный скрипт четвертой части за авторством Джеффри Боама, который описывался как куда более серьезный и технически сложный, нежели итоговый фильм, я конечно же не мог отказать себе в его прочтении в надежде, что эта история мне понравится больше и я, как обычно, смогу посетовать, какие же эти голливудские продюсеры нехорошие люди, раз отказались от него. Но перед тем, как рассказать про сценарий, нам вначале нужно погрузиться в историю франшизы, вспомнить ее истоки, и какую роль в ней сыграл этот самый Джеффри Боам.
Итак, не знаю как у кого, а у меня оригинальное «Смертельное оружие» ассоциируется в первую очередь не с режиссером Ричардом Доннером, или Мелом Гибсоном и Дэнни Гловером, а с именем Шэйна Блэка — автора его сценария, сделавшего истории про двух напарников своим профессиональным кредо.
Но стоит сказать, что начальная версия «Смертельного оружия» очень сильно отличалась от оригинальной картины — она была куда мрачнее, брутальнее, масштабнее, и что немаловажно, не нравилась самому Блэку. Не нравилась настолько, что он буквально выкинул рукопись в мусорку. Но затем, он все же собрался с силами, достал ее и полностью переделал. Далее скрипт попал в руки продюсеру Джоэлю Силверу, который купил его за 250 тысяч долларов, а затем нанял того самого сценариста Джеффри Боама, чтобы тот основательно переписал историю, добавил в нее юмора и подсократил экшн-сцены.
Джоэл Силвер и Шейн Блэк
После успеха картины, Шэйн Блэк в соавторстве с Уорреном Мерфи написал сценарий сиквела, который сам Блэк считает (по крайней мере, раньше точно считал) лучшей работой в своей карьере. С его слов, это была мрачная и жестокая история, заканчивавшаяся тем, что во время финального боя со своим архиврагом Риггс получал смертельное ранение и медленно истекал кровью. В финальной сцене Мюрто смотрел оставленную Риггсом видеозапись, в которой тот, заранее зная, что не вернется живым, прощался с другом.
Но, конечно же, студия не захотела убивать курицу, несущую золотые яйца, и отвергла работу Блэка. Тот был опустошен отказом и одно время даже собирался вернуть продюсерам свой гонорар за сценарий. После этой истории Блэк навсегда оставил франшизу. Конечно, согласись студия дать зеленый свет его скрипменту для пятой серии, кто знает, возможно, он бы смог триумфально вернуться четверть века спустя… Впрочем, это разговор уже для другого раза.
Как бы там ни было, после ухода Блэка, студия снова обратилась к Джеффри Боаму. По требованию продюсеров, тот полностью переделал историю Блэка, урезав размах и жестокость истории, добавив юмор и комедийного персонажа Лео Гетца. По сути, от оригинала остались лишь одни имена.
Когда пришла пора писать сценарий к третьей части, продюсеры сразу поручили написание сценария Боаму. В этот раз Боам почти разделил судьбу Блэка. Студии не понравился тон его работы, так что его уволили. Но ненадолго. Взятый на замену сценарист не смог написать ничего лучше, так что через некоторое время продюсеры снова наняли Боама. В итоге, тот сумел более-менее ублажить их, снова добавив побольше юмора, уменьшив жестокость экшн-сцен и переделав персонажа Лорну Коул в любовный интерес Риггса (в начальной версии скрипта этот герой был мужчиной, а Риггс мутил с дочкой Мюрто).
И вот, когда речь зашла о четвертой части, казалось вполне логичным, что ее сценарий напишет все тот же Боам. И Боам его написал.
Пролог истории разворачивался во время Вьетнамской войны. Мы должны были увидеть молодого Мартина Риггса, находящегося во вьетконговском лагере для военнопленных вместе с солдатом по имена Дарелл. Вьетнамцы жестоко пытали Риггса и угрожали убить Дарелла, заставляя его подписать какое-то признание. Но, конечно же, Риггса так просто не взять. Он освобождался, после чего вместе с Дареллом показывал вьетнамцам Рэмбо. Затем герои бежали, а в небе появлялся американский вертолет. Риггс прикрывал Даррела, тот добирался до вертолета и в этот момент по нему открывали огонь. Не желающий умирать Даррел говорил пилоту, что он единственный, кто спасся, и вертолет улетал, оставляя позади Риггса.
Наше время, Лос-Анджелес. Мы переносимся на церемонию бракосочетания Риггса и Лорны Коул. Когда пара собирается обменяться кольцами, Лео Гетц в характерной для себя манере обнаруживает под лавкой бомбу. Гости и несостоявшиеся молодожены едва успевают эвакуироваться, как здание, а затем и припаркованные рядом с ним машины взлетают на воздух. Во взрыве обвиняют неонацисткую группировку.
Вскоре в сюжете объявляется группа бывших ЦРУ-шников, которую возглавляет тот самый Дарелл из пролога. Они убивают журналиста (для этого, кстати, используют дрон, что для эпохи написания сценария наверно бы смотрелось в новинку), который раскопал что-то серьезное про их незаконную деятельность. Все бы ничего, но этот журналист был бывшим мужем Лорны. Она не верит в официальную версию о несчастном случае, и просит Риггса и Мюрто поискать зацепки. Те направляются в дом убитого и сталкиваются с неонацистами из той самой группировки, которая вроде как взорвала церковь. После перестрелки и длинной погони с участием мотоцикла рассекающему по торговому центру, один из них попадает в руки полиции. Но он не успевает ничего рассказать, потому что в больнице его «навещает» Дарелл.
Дальше следует, на мой взгляд, лучшая сцена скрипта, и про нее я расскажу подробнее. Итак, Дарелл в компании негра и какого-то рыжего, прилетают на вертолете на заброшенную нефтяную платформу. Там их ждет русский оружейный барон по имени Дмитрий Ивашко. Понятно дело, когда он встречает гостей, в руке у него бутылка водки — русский отпивает с горла, после чего вытирает рот рукавом.
Помимо злоупотребления алкоголем, Ивашко еще и продает «стингеры». После того, как Ивашко получает деньги за ракеты, он пытается заставить несчастных экс-ЦРУшников выпить с ним водки (сами понимаете, широкая русская душа и все такое). После того, как те отказываются, Ивашко убивают рыжего, а затем отпускает остальных. Но не печальтесь раньше времени. Когда вертолет взлетает, негр начинает причитать в стиле «что эти коммунистические подонки себе позволяют»? Недолго думая, Дарелл заряжает стингер и прямо из вертолета выпускает ракету по платформе. Не ожидающий такой подости Ивашко даже не успевает допить, как вся платформа взрывается. К сожалению, на этом участие русских в сценарии прекращается.
Продолжаем. Найдя оставленные журналистом записи, Риггс и Мюрто узнают, что он пытался внедриться в неонацистскую группировку и в процессе расследования вышел на след фирмы, в которой работает Дарелл. А эта фирма ни что иное, как контора, занимающаяся незаконными спецоперациями. Выясняется, что цель Дарелла — убийство популярного кандидата в президенты США, который в случае избрания обещает урезать военные программы. Поскольку кандидат чернокожий, то они хотят все повесить на неонацистов. Само же убийство они планируют совершить, сбив его самолет из «стингеров».
После серии из нескольких экшн-сцен, в которых Риггс наконец сталкивается с Дареллом лицом к лицу, развязка происходит в аэропорту. Риггс и Дарелл сходятся в рукопашной, и в итоге Риггс стреляет в него из стингера, отправлял на тот свет в стиле «Пипца».
В финале, все наши главные герои возвращаются домой на машине и в пути натыкаются на грузовик, медленно буксирующий передвижную часовню, которую заказал себе Мюрто. Они решают посмотреть на нее и забираются внутрь. Вскоре выясняется, что у Лео есть удостоверение священника (он получил его, чтобы откосить от призыва во Вьетнам), и тогда Риггс спонтанно решает завершить прерванную процедуру и жениться на Лорне. Лео проводит церемонию, Риггс и Лорна целуются. Конец.
Что ж, вот таким могло быть четвертое «Смертельное оружие» от Джеффри Боама. Видно, что и как Блэк он тоже не оценил стремление продюсеров увести франшизу в комедийно-семейном направлении. В этом плане его работа представляет почти полную противоположность итоговому фильму. Юмора немного (не считая конечно сцены с русскими, но думаю, что среднестатистический американский зритель воспринял бы ее вполне серьезно), тема старения героев вообще никак не обыгрывается (даже фразу «я слишком стар» в скрипте произносит не Мюрто, а совсем другой персонаж), семьи Мюрто (кроме начальной сцены в церкви) в скрипте вообще нет.
С другой стороны, скрипт слишком завязан на совпадениях. Злодеи просто случайно взорвали именно ту церковь, где были Риггс с Мюрто, журналист совершенно случайно оказался мужем Лорны, ну а злодеев совершенно случайно возглавляет тот самый человек, который бросил Риггса во Вьетнаме. Какая-то настоящая Санта-Барбара. Да и совершенно непонятно, зачем было уделять так много времени предыстории Дарелла, если по скрипту у них с Риггсом лишь одна сцена, в которой они напрямую взаимодействуют. Боам даже поленился толком описывать финальный поединок. В сценарии это звучит примерно как «они дерутся также брутально и жестоко, как и в финалах других фильмов серии, Риггс получает по щам, но когда Дарелл уже собирается его застрелить, успевает выстрелить в него из стингера».
Так что, хоть в скрипте Боама и практически нет всего того, что мне так не понравилось в четвертой части, но с другой стороны в нем оказалось не так и много вещей, за которые его можно было бы вспомнить через 20 лет — не считая, конечно же, русских и дрона-убийцы. Автор вроде и пытался выбрать для сюжета актуальный подтекст, но не знаю, как-то оно не особо сработало. История ничего толком не добавляла к характерам героев, а хороший задел для злодея использовался не лучшим образом. Хотя если подумать, а можно ли было ожидать чего-то другого? Очень сложно найти историю, которая бы к четвертой части себя не исчерпала. Если дело дошло до этой стадии, то обычно фильмы уже снимают по принципу «пока хоть кто-то ходит».
Что Боам мог сделать? Устроить драматичный финал со смертью одного из персонажей? Уж если это не позволили Блэку, то ему бы и подавно. Я тут пытался повспоминать последовательные серии фильмов с одними и теми же героями, в которых четвертая часть мне бы действительно нравилось. И пока что, кроме бирманских приключений Рэмбо, мне ничего в голову не пришло — только вот дело в том, что в «Рэмбо» мне при этом не нравится ни одна из первых трех частей. Да и квадриквел выпустили через 20 лет, что позволило сыграть на чувстве ностальгии за счет длинного перерыва.
Единственное, что нужно добавить ко всему вышесказанному — я прочитал вторую версию сценария (25 октября 1996 года). Первая вроде бы была написана в январе 1995 года, и вполне возможно, что она была интереснее.
В любом случае продюсеры зарубили сюжет Боама из-за его более «серьезного» подхода и отсутствия юмора. Будь фильм снят по его альтернативному сценарию, думаю, что мной бы он наверно воспринимался все же получше итоговой версии. Но в моем списке любимых серий «Смертельного оружия» эта часть бы все равно заняла итоговое четвертое место.