Voyager | Мнение о сценарии пилота сериала «Заложница»
Фильм «Заложница» стал одним из самых неожиданных хитов 2009 года. Картина собрала 145 миллионов долларов в американском прокате при бюджете в 22 миллиона. Такого успеха не ждал никто. Исполнитель главной роли Лиам Нисон считал, что фильм выйдет сразу на видео и подписался на роль в основном ради возможности провести несколько месяц в Париже, ну и плюс ему было интересно немного сменить амплуа и позаниматься каратэ. За последствия этого решения актер расплачивается до сих пор — «Заложница» сделала Нисона главной экшн-звездой Голливуда и обеспечила аналогичными ролями на десятилетие вперед.
Разумеется, создатели не могли отказаться от возможности подзаработать легких денег на успехе картины. В 2012 и 2014 годах на экраны вышли два продолжения «Заложницы». И несмотря на то, что оба сиквела снимал один из худших экшн-режиссеров в истории Оливье Мегатон, они с легкостью окупились и принесли солидный профит. Правда Нисон несколько подустал от экшн-конвейера (да и годы все же берут свое), и после выхода третьей части зарекся от участия в продолжениях. Но, разумеется, такие мелочи не могут остановить весьма прибыльную франшизу. Раз четвертый фильм пока не получается, было принято решение сделать по мотивам «Заложницы» сериал. Его производством занялось NBC, а сценарий пилота написал Александр Кэрри в послужном списке которого можно найти такие сериалы как «Обмани меня» и «Родина».
Начинается сценарий на редкость бодро. Отставной зеленый берет Брайан Миллс (в этой версии ему 33 года) со своей сестрой Кали едут в поезде. Не проходит и трех страниц, как в вагон внезапно заходит пара подозрительно лиц, которые решили устроить массовый расстрел. Брайан быстро оценивает ситуацию и расправляется с негодяями. Но один из них успевает выпустить очередь: пуля попадает в сестру Брайана, убивая на месте.
В больнице с Брайаном связываются представители спецслужб. Они впечатлились тем, как он спас пассажиров и предлагают ему работу. Посредством затемнение мы переносимся на семь месяцев вперед в Париж. Теперь Брайан работает в составе группы, которая собирается похитить банкира, финансирующих каких-то террористов. Группа состоит из негра-командира, женщины, шутника и парня, который постоянно голоден (если что, все претензии к автору — такие характеристики им даны в сценарии). Понятное дело, вся операция идет не по плану: банкир узнает что за ним следят, группа сталкивается с полицией, а Брайан попадает в руки каких-то восточноевропейских бандитов, которые носят огромные православные кресты и в сценарии именуются Поповцами. Понятное дело, все это обеспечивает нас большим количеством экшн-сцен до самого конца пилота.
До чтения сценария я думал, что весь сериал будет выстроен по примерно следующей схеме: У Брайана похищают очередного члена семьи, он находит злоумышленников, всех убивает и спасает родственника. Но когда в финале эпизода герой возвращается домой, то обнаруживает, что у него угнали машину. В следующей серии он находит угонщиков и всех убивает, но когда возвращается домой, узнает, что у его дочки украли любимого попугайчика. Так что в следующей серии… ну вы поняли.
Ладно, шучу, я не думал, что так будет. Но согласитесь, так хотя бы было забавно. Сценарий же пилота намекает на то, что сериал будет построен по схеме: спецслужбы планируют операцию, кто-то лажает, Брайан спасает день. И честно, мне сложно понять, чем оно может привлечь внимание зрителей. Собственно говоря, мне и успех то фильма до конца никогда не был понятен. Он ведь не мог похвастаться особо оригинальным сюжетом, сложными техническими решениями или даже массивной рекламой. Получается, что картину полностью вытащила харизма Лиама Нисона и достаточно неплохая режиссура Пьера Мореля. Но в сериале то Нисона не будет. Роль Брайна исполнит Клайв Стэнден. Я лично не видел ничего с его участием, так что потенциальную степень его лиамнисановости оценить никак не могу. Если кто-то знает этого актера, то можете мне подсказать.
Ну и в целом, добавлю пару замечаний по поводу самого сюжета. Возьмем, например, открывающую сцену с убиением сестры. По мне так она совершенно лишняя. Ну, во-первых, я только недавно прочитал пилот «Смертельного оружия», где в открывающей сцене у Риггса убивают жену, так что у меня наверно уже просто передоз подобных эпизодов. А во-вторых, как-то сложно сопереживать утрате героя, если убиенного персонажа мы видели три минуты экранного времени. По мне так подобным эпизодом следовало бы заканчивать первый сезон — эффект был бы куда сильнее, если бы мы видели их отношения и прониклись этим персонажем. Чтобы стать секретным агентом, вовсе не обязательно, чтобы у тебя убили близкого человека. Если уж так хочется начать все с экшн-сцены, можно было бы показать, как Брайан, скажем спасает, армейских сослуживцев от какого-нибудь ИГИЛ, после чего ему предлагают поработать на спецслужбы.
Ну и поскольку в этом сюжете Брайану 30 лет, у него нет детей, и он только что познакомился с Ленор (в фильме ее играла Фамке Янссен) у меня даже появилась мысль, что было бы лучше, если бы сериал являлся настоящим приквелом к фильму. На мой взгляд, сериалов про террористов, спецслужбы и т.д., действие которых разворачивается в наши дни и так хватает, и лично я в упор не вижу, чем «Заложница» могла бы выделиться среди них. Ну а если бы действие сериала разворачивалось в 1980-е годы чтобы хронологически соответствовать первому фильму, за счет этого оно возможно смогло бы заиграть другими красками. Но увы, этого не будет. Показ ТВ-«Заложницы» начнется осенью. Я думаю, достаточно быстро станет понятно, есть ли у нее какое-то будущее.