Voyager | Мнение о сценарии Bright
Мне нравится читать сценарии Макса Лэндиса: они стильные, ироничные и хорошо написаны. Проблема лишь в том, что при переносе на большой экран все их очарование обычно куда-то теряется. «Ультраамериканцы», скрипт которых я прочел на одном дыхании, получились, ну может и не плохим фильмом, но и особого восторга как-то не вызвали. «Виктора Франкенштейна» я еще не смотрел, но судя по отзывам, это кино тоже не завоевало любви у публики — а его сценарий мне тоже пришелся по душе.
Почему так получается? Возможно, яркий стиль при чтении просто заслоняет собой все остальное, из-за чего не так сильно обращаешь внимание на недостатки. Скажем, когда внезапно встречаешь в описании экшн сцены пассаж типа: «Слушайте. Я уже прописал тут целую кучу экшн-сцен. Вы же знаете, что я хочу, чтобы этот сценарий занимал меньше 110 страниц, потому как, ну в самом деле, это же Укуренный Борн, а не Кафка. Это же точно не Кафка?» — оно весело и подымает настроение читателю. Но в самом фильме это ломание четвертой сценарной стены же никак не используется. Отсюда и результат
Вообще, стиль Лэндиса очень напоминает мне Шейна Блэка. Но у Блэка, несмотря на то, что почти все сценарии сделаны по одной и той же формуле, обычно всегда есть яркие и цепляющие персонажи, вытягивающие фильмы. А вот у Лэндиса с этим дела обстоят похуже. С другой стороны, у последнего есть одно неоспоримое преимущество: в отличии от многих авторов, его совершенно не волнует секретность своих сценариев. И это замечательное обстоятельство дает мне возможность провести обзор его сценария, последняя правка которого датирована аж 29 февраля этого года.
Итак, повторюсь, стиль Лэндиса напоминает мне Шейна Блэка. Скажу честно, я давно ждал, когда он пойдет по его стопам и напишет сценарий фильма про двух напарников, И вот, я дождался. Новый скрипт Лэндиса называется Bright. И если глянуть на его титульную страницу, можно увидеть следующее посвящение.
Синие и красные огни сверкают во тьме
Мчась по узнаваемым улицам
Мгновение магии, небольшая искорка
Знакомые монстры
Но без привычных замков
Вы уже бывали здесь
Но тогда все выглядело несколько иначе
Посвящается Дж. Р. Р. Толкину и Дэвиду Эйеру, которые оживляют миры.
Я думаю, что мне не нужно объяснять кто такой Толкин. А вот имя Эйра пожалуй, знакомо далеко не всем. В его послужном списке можно найти следующие фильмы: «Короли улиц», «Патруль», «Саботаж» и «Ярость». Плюс, сценарии первого «Форсажа» и «Тренировочного дня». Несложно заметить, что почти все эти картины объединены тематикой людей, связанных с миром насилия (полицейские, солдаты, спецназовцы), профессиональной деформацией и коррупцией. И, если мы объединим стили Эйра и Толкина, на выходе получится фильм про полицейских в фэнтезийном мире. Нет, не так — в нашем мире, где помимо людей живут орки, эльфы и есть магия.
Bright рассказывает историю двух напарников. Уорд — обычный человек. Его напарник Якоби — орк, один из первых, кого взяли на работу в полицию Лос-Анджелеса. Дела у обоих обстоят не лучшим образом. Уорда бросила жена, ну а под Якоби копает управление внутренних расследований. Там считают, что он дал сбежать преступнику-орку, который чуть не убил его напарника. Уорд также подозревает Якоби в двойной игре, что осложняет отношения между ними.
И вот, парочка наших героев выезжает на очередной вызов. На месте они находят много убитых с помощью магии людей и эльфов, юную эльфийку, а также волшебную палочку. Тут то герои и понимают, что попали. Волшебная палочка в мире Bright — очень редкий и страшный артефакт. С ее помощью можно уничтожить город или, скажем, превратить человека в золотую статую. И в Лос-Анджелеса найдется куча людей, готовых моментально убить героев, чтобы заполучить такой артефакт. Первые в этом списке — продажные коллеги Уорда и Якоби.
И вот, то, что начиналось как история про расовую дискриминацию, где нацменьшинства заменены фэнтезийными существами, неожиданно превращается в подобие «Воинов» Уолтера Хилла. Чтобы выжить, героям придется пройти по враждебным улицам Лос-Анджелеса. На них будут охотится грязные копы, спецназ, уличные банды орков, а также чародей, которому принадлежит найденный артефакт…
За почти четыре десятилетия существования жанра про двух напарников их героями были белые, черные, мужчины, женщины, полицейские, спецагенты, бандиты, заключенные, наемные убийцы, дети, инопланетяне, собаки, экстремалы, мультипликационные герои, призраки и т.д. и т.п. Если начать составлять список пар персонажей, появлявшихся в подобных фильмах, он займет не одну страницу. К настоящему моменту авторы перепробовали уже практически все возможные сочетания, и единственный способ привнести в жанра что-то новое — это поиграться со стилями. Собственно говоря, у Дэвид Эйра уже был такой опыт — его «Патруль» снят в жанре мокьюментари.
Ну а Макс Лэндис предпринял следующий шаг в игре со стилями и сделал фильм про напарников один из которых, это фэнтезийный персонаж. Собственно говоря, замените орков на какую-нибудь притесняемую национальность, а волшебную палочку на любой другой макгаффин — и сюжетно тут особо ничего не изменится. У нас останутся честные герои в окружении продажных коллег, гетто, злые улицы, социальное неравенство, банды. Да, в скрипте конечно фигурирует «пророчество» о скором приходе Темного Властелина, но оно скорее припасено для потенциального сиквела. Так что Bright в первую очередь стоит рассматривать как упражнение в стиле. Не стоит ждать от него каких-то невероятных сюжетных поворотов. Как правильно написал Лэндис на первой странице скрипта, мы уже были на этих улицах, просто в этот раз они выглядят несколько иначе.
Что еще стоит сказать про Brtight? В целом, работа достаточно динамичная и не дает заскучать. Начиная со второго акта герои постоянно находятся в движении, ибо все пытаются их прикончить и они не могут никому доверять. Экшн достаточно компактный — это не размах «Властелина колец». И это неудивительно, поскольку скрипт однозначно заточен под R. Герои не стесняют себя в выражениях, персонажи брутально устраняют друг друга в типично Эйровском стиле, ну а когда в дело вступает чародей, от людей и вовсе остаются кровавые ошметки.
Одним из минусов работы является слишком большое количество персонажей на единицу объема. В прочитанной мной версии всего 97 страниц, которые под завязку забиты противоборствующими сторонами. Из-за этого многие персонажи появляются всего в паре сцен, после чего их сразу же убивают. 15 – 20 дополнительных страниц, потраченных на раскрытие мира и героев скрипту бы явно не помешали. Также я бы не отказался от более масштабного финала. Конечно, я прекрасно понимаю, что бюджет не резиновый, но все же хотелось бы чего-то более зрелищного.
Но больше всего мне не понравился один уж слишком очевидный самоповтор. В казалось бы безвыходной ситуации герои Bright спасаются таким же образом, как персонаж Итана Хоука в «Тренировочном дне». И то, что сами Уорд и Якоби задаются вопросом о вероятности чего-то подобного, после чего приходят к выводу, что все дело в пророчестве и том, что они избранные, не слишком помогает делу. Посмодернизм конечно хорошо, но я бы предпочел, чтобы авторы лучше поработали над оригинальностью.
Я написал про самоповтор из «Тренировочного дня» по той причине, что сценарий будет экранизировать… Дэвид Эйер. Наверно, начальное посвящение Лэндиса сделало свое дело, и он не смог устоять. Эйр уже закончил снимать «Отряд самоубийц», премьера которого намечена на август, так что у него сейчас как раз образовалась форточка для не такого крупного проекта. Собственно говоря, прочитанная мной версия была уже с его правками.
Главные роли в Bright должны исполнить Уилл Смит и Джоэл Эдгертон. Подозреваю, что Смит сыграет человека, а Эдгертон его зеленокоженого напарника. Как я уже сказал, в первую очередь Bright стоит рассматривать как стилистическое упражнение. Не самое конечно идеальное, но все же достаточно любопытное, чтобы следить за его дальнейшей судьбой. По крайней мере, когда ж мы еще увидим встречу «Тренировочного дня», «Властелина колец» и «Воинов», с продажными копами, фэнтезийным существами, спецназом, расстрельными командами и магией, сдобренную полноценным рейтингом R?