Voyager | «Метрополис»: нереализованный проект Ридли Скотта
Если забить на каком-нибудь киносайте имя Кори Манделла, то поиск выдаст фильмографию, состоящую из всего двух строчек: телефильма, у которого аж 90 голосов на IMDB и печально известной картины «Поле битвы: Земля». Но, несмотря на такой сомнительный послужной список, с именем Манделла связан один достаточно известный нереализованный проект из 1990-х.
Еще во времена учебы в киношколе, Манделл написал сценарий для фильма, которым заинтересовалась Мэг Райан. Но, когда сделка по продаже скрипта была подготовлена, а автор уже составлял список того, на что потратит гонорар, на экраны вышел фильм на схожую тематику, полностью провалившийся в прокате. Так что все отменилось.
Тем не менее, хоть Манделл и не продал сценарий, но он сумел обратить на себе внимание. Так что его следующая работа привлекла не просто кого-то, а Ридли Скотта, после отмены «Я — легенда» как раз подыскивававшего себе следующий проект. Сценарий Манделла назывался «Метрополис»… и нет, он не имел никакого отношения к классике Фрица Ланга. Скорее всего, автор выбрал заголовок по принципу все того же привлечения внимания.
Действие «Метрополиса» Манделлы разворачивалось в Нью-Йорке будущего. Технологии сделали огромный шаг вперед, позволив создать виртуальную реальность неотличимую от настоящей жизни. И теперь миллионы людей подключаются к сети и проживают жизни в виртуальном городе, на улицах которого всегда царит праздник. Но у корпорации, которая владеет этой технологией, возникают неприятности: юный хакер взламывает считавшуюся неприступной защитную систему (в скрипте это называется «пробежать по лабиринту»). Чтобы решить проблему, корпам приходится обратиться к создателю системы — человеку по имени Таннер.
Таннер подключается к системе и изолирует аватар хакера, что позволяет найти его тело в реальном мире. Все вроде бы хорошо, но герою не дает покоя мысль о том, что это часть чего-то большего и хакера использовали для отвлечения внимания. Таннер оказывается прав: вскоре бывший сотрудник корпорации по имени Кристоф захватывает полный контроль над виртуальным городом и по сути берет в заложники два миллиона находящихся в городе человек. Без его авторизации, никто не может отключиться от системы — а если сделать это несанционированно, то пользователя ждет смерть мозга.
Вскоре, Таннеру удается выследить убежище Кристофа в реальном мире. Когда прибывает спецназ, выясняется, что злоумышленник уже некоторое время мертв. Но перед смертью он сумел оцифровать свое сознание. Теперь он хочет сделать то же самое со всеми захваченными ими людьми, чтобы создать в сети собственный мир, где он станет богом. Теперь Таннер является единственной надеждой корпорации. Он должен пробежать по перестроенному лабиринту, а затем найти способ, как остановить злодея и его виртуальное войско. У Кристофа есть все коды, так что он может по своему усмотрению менять виртуальный город, создавать оружие и переделывать программы, для своей защиты. И как всегда бывает в подобных историях, если тебя убьют в виртуальной реальности, то ты умрешь и в настоящем мире.
Когда я встречал упоминания про этот сценарий, то практически всегда в контексте сравнения с «Матрицей». И действительно, хоть творение братьев Вачовски само по себе позаимствовало чертовски много элементов из других книг, фильмов и аниме, но учитывая то, что оба проекта разрабатывались в Голливуде в схожее время, это сравнение пожалуй является наиболее уместным.
«Метрополис» Манделла роднит с «Матрицей» много элементов: концепция системы подключения к виртуальной реальности и последствий для тела, противники-программы, а также целая куча не слишком изящно замаскированных отсылок к христианству. Например, когда герои находят тело злодея в реальном мире, он висит на кресте, с которого он в последний раз вышел в сеть. Кристоф открыто сравнивает себя с Богом (что с таким то именем неудивительно), а Таннера с Моисеем. В одной из сцен он демонстрирует свои силу, обрушивая огонь с небес на праздно веселяющуюся публику.
Есть явные параллели и с «Бегущим по лезвию». Главный герой побит жизнью и мучается из-за того, что влюбился в компьютерную программу, с которой он по очевидным причинам не может быть вместе. По моему аналогия Декард/Рэйчел напрашивается сама собой.
В целом, если говорить о моих впечатлениях о сценарии, то по мне это классическая для подобного рода сюжетов солянка из множества жанровых элементов. В тексте вроде как и проскакивают интересные моменты, и даже есть твист, когда герой думает, что победил злодея и вернулся в реальный мир, а через 10 страниц оказывается, что он все еще в системе. Но этому сценарию не хватает собственного голоса — чувства стиля, благодаря которому работа потом вспоминается.
Да и с такой завязкой я как-то надеялся на более изобретательный экшн. У злодея вроде как есть все чит-коды от системы, в ней он Бог и может сделать что угодно. Но все ограничивается лишь телепортацией по городу, клонированием лазерных пистолетов и парой демонстраций сил. В «Матрице» по крайней мере был bullet time и нам не сразу раскрывали все сюжетные карты. Будь фильм снят Скоттом по этому сценарию — я считаю, что сейчас он бы воспринимался как лайт-версия «Бегущего по лезвию» с экшном, не более этого.
Я не знаю, слышал ли во время работы над своим сценарием Манделл о проекте братьев Вачовски. Но в любом случае, он снова опоздал. После выхода «Матрицы» его скрипт потерял всякую актуальность. Но Манделл недолго сидел без дела: ему предложили переписать сценарий «Списка Шиндлера научной фантастики» (по словам Джона Траволты). Речь, разумеется, о «Поле битвы: Земля». Сценарий первого автора Дж. Д. Шапиро не устроил Траволту и продюсеров, хотевших более «серьезной работы, соответствующей оригиналу». Впрочем, ничего удивительного — по его собственным словам, Шапиро попал в проект потому, что прочитал в каком-то журнале, что центры сайентологов это отличное место, чтобы цеплять девушек.
Манделл выполнил то, что ему поручили и переписал сценарий, как этого хотели продюсеры. Что в итоге получилось, думаю, можно не рассказывать. Интересно, что после выхода фильма Шапиро несколько раз приносил зрителям публичные извинения. Что же касается Манделла, то на этом его реализованные проекты закончились: если он что-то и писал, то все осталось на полке. Зато он нашел свою стезю в качестве преподавателя. Сейчас он ведет курс сценарного ремесла в Калифорнийском университете и, судя по отзывам, у него это очень хорошо получается. Если зайти на его сайт, то в списке упомянутых лиц и компаний, с которыми он работал, на первом месте стоит Ридли Скотт. Так что сам Манделл, надо полагать, считает «Метрополис» вершиной своей сценарной карьеры.