Voyager | «Кто идет?»: что представлял из себя альтернативный сюжет «Нечто»
Повесть Джона Кэмпбелла «Кто идет?» была впервые опубликована в далеком 1938 году. Она оказала большое влияние на развитие фантастики и ныне считается классикой жанра. В первый раз повесть была адаптирована для большого экрана в 1951 году, когда вышел пользовавшийся достаточно большой популярностью фильм «Нечто из другого мира». В 1970-е годы студия Universal решила повторить успех и запустить в производство новую экранизацию Кэмпбелла.
Дон Стюарт это псевдоним Кэмпбелла, под которым изначально была опубликована повесть
Это оказалось не такой простой задачей, как могло показаться. Несколько лет проект находился в производственном аду. За это время было написано много сценариев. Авторами первых вариантов были никто иные, как Тоуб Хупер и Ким Хенкел — создатели известной в определенных киноманских кругах «Техасской резни бензопилой». К сожалению, до нас дошло не так и много подробностей этих работ. Известно, что сценарий Хупера описывали как «Моби Дик в Антарктиде», где главный герой, который в скрипте именовался Капитаном, преследовал во льдах Антарктиды большое инопланетное существо. Джон Карпентер как-то обмолвился, что действие одного из ранних сценариев полностью разворачивалось под водой, но к сожалению, не привел больше никаких подробностей о сюжете.
В конце концов, проект был спасен сценарием Билла Ланкастера под названием «Нечто», который Карпентер назвал лучшим из прочитанных в своей жизни. Удивительное дело, к моменту написания скрипта, фильмография Ланкастера состояла лишь из сценариев комедий «Несносные медведи» и «Несносные медведи едут в Японию». Еще поразительнее то, что после «Нечто» у него в фильмографии вообще нет ни одного реализованного проекта! Подозреваю, что причина заключается в коммерческой неудаче фильма. Следующим проектом Ланкастера и Карпентера должна была стать «Порождающая огонь». Увы, но провал в прокате «Нечто» привел к тому, что студия отказалась от его сценария и уволила Карпентера с поста режиссера.
Но вернемся к ранним версиям сюжета «Нечто». Пускай я и не могу рассказать про альтернативные сценарии, но зато я могу сказать пару слов про тритмент Уильяма Ф. Нолана — соавтора повести «Бегство Логана» и ряда других произведений, начиная от научно-фантастических рассказов и заканчивая биографиями других писателей. Нолан написал свой тритмент для Universal в 1978 году, за три года до сценария Ланкастера. Публика узнала о его существовании в 2009 году, когда он был напечатан в одном из переизданий «Кто идет?».
Тритмент Нолана насчитывает 16 страниц и называется точно также, как и литературный первоисточник. Он рассказывает историю о дюжине ученых (9 мужчин и 3 женщины) занимающихся исследованиями в лагере, расположенном в районе Южного полюса. Если кому интересно, то в этой версии Макриди — астрофизик с «характером бунтаря».
Однажды, трое членов экспедиции становятся свидетелями приземления какого-то неопознанного объекта. Прибыв на место посадки, они обнаруживают небольшой инопланетный корабль и недолго думаю, заходят в него. После затемнения мы переносимся в базовый лагерь. Три посетивших звездолет человека возвращаются (разумеется, они больше не люди) и сообщают остальным, что ничего не нашли. Они ведут себя как обычно и ничем не выдают себя. Лишь пес чувствует, что что-то не так и сторонится чужаков, а жена одного из полярников начинает видеть в кошмары, в которых ее супруг охотится за ней.
Вскоре собака пропадает из лагеря. Через некоторое время Макриди находит во льдах ее труп. Затем, дождавшись подходящего момента, пришельцы нападают на одного из полярников. В этой версии инопланетяне представляют собой что-то среднее между существом из «Скрытого врага» и людьми-стручками из «Вторжения похитителей тел». Во время ассимиляции они просто переходят из одного тела в другое — в тритменте это описывается как поток желтой энергии, вливающейся в человека. Что касается прежнего носителя, то его тело просто высыхает, превращаясь в мумию.
Вскоре вся троица меняет тела. Разумеется, исчезновение людей, сопровождающееся объяснениями типа «у него заболел живот, и я отвез его к врачу на другую станцию» начинает вызывать подозрения. Макриди приступает к поискам и с помощью вертолета находит место посадки инопланетного корабля и его обожженные обломки.
Пока Мак играет в детектива, пришельцы продолжают менять тела. В конце концов, мы узнаем, зачем они прибыли на Землю. Под ледником, на котором стоит станция, находится большой космический корабль, по какой-то причине оставленный на нашей планете тысячи лет назад. Инопланетные коллекторы просто решили забрать свое имущество, и все это время выжигали с помощью лазеров туннель к тарелке.
В финале Макриди и его подруга Лиз спускаются по проплавленному во льду туннелю и становятся свидетелями того, как пришельцы готовят корабль к старту. Мак понимает, что если корабль взлетит, то это расколет весь ледяной щит Антарктиды, что приведет к уничтожению соседних станций и гибели сотен полярников. Несмотря на словесные (?!) предупреждения инопланетян, он стреляет из отобранного лазера по кораблю, после чего тот начинает разваливаться. Макриди с подругой карабкаются по туннеля на поверхность, и успевает сесть на вертолет и взлететь аккурат за несколько секунд до того, как корабль аннигилируется и на его месте остается кратер. Хэппи-энд.
Что ж, тритмент это конечно не сценарий. Это набросок скрипта без диалогов с общими описаниями. В процесс работы он всегда раскрывается, дополняется, а сюжет часто может сильно измениться. Но думаю не нужно быть специалистом по кино, чтобы понять насколько версия Уильяма Нолана была слабее итогового результата.
Начну с самого очевидного. В этом варианте пришельцы не ассимилируют людей, а просто переходят из тела в тело. Их количество не меняется, они не могут превращаться в другие жизненные формы, а сам процесс перехода совсем не такой мерзко-кровавый, как у Карпентера. При этом в тритменте почти всегда указывается, кто и когда становится жертвой нападения, что напрочь убивает саспенс — ведь на протяжении сюжета мы точо знаем кто есть кто. В процессе чтения тритмента я попытался представить, как бы воспринималась эта история, если бы автор, подобно Ланкастеру вывел за кадр ассимиляцию, оставив зрителю самому решать «кто, где, когда?». Должен сказать, впечатление было бы значительно лучше.
Опять же не могу не сказать про мотивацию пришельцев, которая превращает все это в какую-то драму о невезучих судебных приставах со звезды Барнарда. Весь тритмент меня мучал вопрос о том, к чему вообще такие сложности со скрытным проникновением, если куда проще было просто сесть в лагере, спалить аборигенов и быстро пропалить лазером дыру до корабля?
Но и это не самое главное. У Карпентера на кону стояла судьба планеты — если хоть одна клетка чужеродного организма достигнет побережья то это конец для всей земной биосферы. Тут же на кону лишь жизни героев и может быть полярников с соседних станций. Ну и я уже молчу о таких мелочах, как общее настроение картины, финал, атмосфера паранойи, попытках пришельцев стравить людей и многом другом.
Так что, остается лишь порадоваться, что в Universal забраковали тритмент Нолана. Очевидно, что автор вдохновлялся «Похитителями тел» — но даже в 1970-е этот сюжет был уже порядком избит. Кроме того, как раз в 1978 году на экраны вышла вторая и самая бескомпромиссная экранизация романа Джека Финнея — и предложенный Ноланом сюжет никак не мог с ней потягаться.
Хотя допускаю, что его тритмент все же оказал определенное влияние на «Нечто». По крайней мере и в нем и в фильме команда полярников состоит из 12 человек (правда Карпентер благоразумно оставил свой фильм без женского присутствия), в то время как в первоисточнике полярников было около 40. Также можно отметить летающего на вертолете Макриди.
В целом же, работа Уильяма Ф. Нолана, пускай и по всем аспектам уступает итоговой версии Ланкастера, но все равно представляет образовательный интерес — по крайней мере с точки зрения того, какие метаморфозы может претерпевать экранизация произведения. Хотя в случае с «Нечто» самым верным решением оказалось не изобретать велосипед, а следовать духу оригинального произведения.