Voyager | Gemini Man. Нереализованный проект студии Дисней и Джерри Брукхаймера
В 90-е годы компьютерная графика развивалась семимильными шагами. Многое из того, что еще 10 лет назад казалось невозможным показать на экране, стало обыденностью. Отдельные горячие головы предсказывали, что буквально через пару лет графика станет такой совершенной, что ее будет нельзя отличить от живых съемок и соответственного режиссерам будущего больше не понадобятся актеры. Можно будет взять изображение любого лицедея жившего в любую эпоху и на его основе создать на экране ничем неотличимого от живого человека цифрового двойника.
В такой атмосфере кому-то из руководства студии Дисней пришла в голову следующая идея: а что если взять какую-нибудь стареющую экшн-звезду, омолодить ее с помощью CGI и затем снять фильм о том, как молодая версия противостоит старой? Кто бы отказался от возможности увидеть на экране Шона Коннери образца “Голдфингера”? Или Клинта Иствуда времен “Грязного Гарри”? Или Мела Гибсона из “Безумного Макса”?
Так на свет появилась проект под названием “Gemini man": один из известных так и нереализованных голливудских долгостроев, к которому было написано несколько сценариев и к которому присматривался целый ряд известных актеров и режиссеров.
Первый сценарий проекта был представлен в 1999 году Дарреном Лемке.
Далекое будущее, некий безымянный мегаполис, чьи огромные башни буквально вознеслись над облаками. Александру Кейну скоро исполнится 40 лет, но несмотря на возраст, он все еще остается лучшим в мире наемным убийцей, работающим на могущественную спецслужбу будущего под названием Администрация.
Но всему когда-то приходит конец – и вот Кейн во время, казалось бы рутинной миссии, (рутинной для него – для нас это же захватывающее дух проникновение на 70 этаж небоскреба) совершает немыслимое и допускает первый в карьере провал, оставляя свою цель в живых.
Лучший друг Алекса (и по совместительству босс) Холланд утешает его тем, что осечки случаются у каждых и дает Алексу новое задание. Нетрудно догадаться, что начальство уже списало проштрафившегося киллера со счетов и его новая миссия ничто иное как западня. Но Кейну удается совершить невозможное и выйти из нее живым. Большие чины в бешенстве от такого провала и требуют от Холланда любой ценой найти и уничтожить Алекса.
Холланд поручает решение проблемы Ри. Он молод, умен, с детства обучался искусству убивать и обладает способностью в буквальном смысле мыслить так, как Алекс и предугадывать все его ходы. Дело в том, что Ри – это клон Алекса, которого все эти годы готовили для его замены. Ри прекрасно знает кто он, кто его цель, но моральная сторона дела его ничуть не смущает, даже наоборот, только усиливает его желание самоутвердиться и доказать кто же на планете лучший из лучших.
Два противника начинают смертельную игру в кошки-мышки – Ри моложе, выносливее, сильнее, обладает лучшими рефлексами и знает все ходы, которые может предпринять его оппонент. На это Алекс может ответить лишь своим большим опытом, а также попытками мыслить нестандартно и не использовать привычные схемы, чтобы сбить противника с толку.
Жертва и преследователь несколько раз пересекаются (следствием чего становится пара зрелищных экшн-сцен), и в концов-концов Алекс узнает правду о своем происхождении. На самом деле он тоже является клоном – в качестве основы для его создания была взята ДНК некоего военного героя, который погиб еще в середине 21 века. Ппавительство уже много раз проделывало этот трюк с клонированием, желая иметь так сказать вечного агента, которому всегда можно поручать самые сложные задания.
Но в наследство от оригинала, всем клонам досталась одна особенность: по достижении примерно 40 летнего возраста, они начинают проваливать задания, теряют контроль над собой, их навыки резко ухудшаются – потому после первой же ошибки их устраняют и меняют на “свежего”.
В финале, Алекс собирается разорвать этот замкнутый клуб. Он проникает на засекреченный объект, где создают клонов, прорывается сквозь ряды вооруженных до зубов солдат и наконец снова сталкивается с Ри. Следует последняя схватка, в ходе которой Алекс проигрывает – но Ри, который наконец-то убедился в бессмысленности происходящего и понял, что через 10-15 лет он разделит судьбу Алекса, решает позволить ему совершить задуманное и прервать цикл. Алекс нажимает на кнопку, и весь комплекс сгорает в пламени ядерного взрыва. Но в эпилоге мы узнаем что один из клонов Алекса уцелел – а значит, история все равно будет повторяться вновь и вновь...
Интересной деталью в скрипте Лемке было то, что действие никогда не опускалось ниже облаков и мы ни разу не видели, как же выглядит поверхность Земли. Все сцены разворачивались в огромных небоскребах, где было расположено все, начиная от лабораторий, жилья, рабочих мест и заканчивая кладбищами. Здания были связаны монорельсами и самая зрелищная экшн-сцена как раз происходила в неуправляемом поезде, мчащемся по путям, проложенным между небоскребами.
Наверно самой сильной стороной скрипта была противостоящая герою молодая версия – наглый, дерзкий, местами ведущий себя как настоящий подонок – будь фильм снят, расчет студии на то, чтобы привлечь внимание зрителей омоложенной версией известного актера вероятно оправдался бы с лихвой.
Слабой стороной в свою очередь была старая версия героя. Прописан он в сценарии был достаточно поверхностно, и какого-то особого сопереживания не вызывал. Да и несмотря на всю идею бесконечного повторяющегося цикла, авторы так и не отвечали на вопрос, зачем вообще спецслужбам понадобилось любой ценой убить Алекса, если намного проще было бы просто отправить его на заслуженную пенсию?
Некоторые вопросы также вызывало то, что разбежка в возрасте между старой и молодой версией в этом сценарии не настолько и велика – но при этом, что они очень сильно отличаются по характеру и поведению, что кажется немного натянутым. Можно предположить, что продюсер проекта Джерри Брукхаймер специально решил перестраховаться на тот случай, если CGI не даст приемлемого результата и исполнителя главной роли придется омолаживать/старить с помощью более традиционных средств.
Джерри Брукхаймер. Правда, он чем-то смахивает на Чака Норриса?
Но тем не менее, это была достаточно интересная концепция из которой вполне мог выйти крепкий блокбастер. На мой взгляд он вряд ли бы стал великим или культовым, но думаю выйди он в задуманное время и в задуманном виде, то вполне уверенно занял свою нишу.
После того как была готова первая версия скрипта, начались поиски ключевой составляющей грядущего проекта – экшн-звезды, которому бы довелось играть сразу две роли. Рассматривались кандидатуры Николаса Кейджа, Джона Войта, Брюса Уиллиса и Шона Коннери. Некоторое время слухи упорно прочили на главную роль Харрисона Форда, пока сам актер в одном из интервью не развеял их, заявив что в первый раз слышит о таком проекте. Затем основным претендентом на роль стал Мел Гибсон. Была даже сделана тестовая компьютерная анимация на основе кадров из “Расплаты” и “Год, опасный для жизни”, которая должна была продемонстрировать продюсерам как омоложенная версия актера будет выглядеть на экране.
Параллельно, для внесения корректив в скрипт был дополнительно нанят Джонатан Хенсли. Совместная версия Хенсли и Лемке в свое время даже умудрилась попасть в список из 12 лучших неэкранизированных сценариев по версии журнала Empire - хотя на мой взгляд, попала она туда скорее из-за самой концепции, а не каких-то авторских изысков
Но шло время, а фильм так и не сдвигался с мертвой точки. Во-первых, Джерри Брукхаймер очень сильно хотел избавиться от фантастического сеттинга и перенести действие в наши дни, что позволило бы уменьшить бюджет. Для последующих переписываний сценария были наняты Кристофер Уилкинсон и Стивен Ривел, но итоговый результат все никак не мог устроить студию. Во-вторых, все еще сказывался технический фактор - начинать съемки можно было только имея полную уверенность в том, что технологии позволят достичь убедительного результата на экране.
Омоложенные с помощью CGI Джефф Бриджес и Брэд Питт. Существуют разные оценки того, насколько естественно они выглядели на экране, но очевидно что в конце 90-х - начале нулевых возможности графики были куда ограниченнее нынешних.
Наконец, в 2007 году студия решила начать с чистого листа и наняла Дэвида Бениоффа. Он получил гонорар в 2 миллиона долларов и вскоре представил абсолютно новый сценарий.
Наши дни. Генри Брогану уже за 60 и он классический солдат старой закалки. Генри по прежнему использует старую снайперскую винтовку, с которой прошел Вьетнам. Он носит древние потрепанные часы , у которых как говорится в сценарии есть своя история но ее нам не расскажут. И он все еще один из лучших с своем деле.
Но после очередного задания Генри просит начальство отпустит его на покой, так как возраст дает о себе знать. Да, пуля выпущенная из его снайперской винтовки снова поразила цель, но не так, как задумывал Генри. Но босс не может отправить его на пенсию и потому дает ветерану простой отпуск, который Генри проводит во Флориде, катаясь на яхте, почитывая Войну и мир и немного флиртуя с приставленной следить за ним сотрудницей ЦРУ с почему-то мужским именем Дэнни.
Вскоре, на связь с Генри выходит его старый армейский друг, который стал сенатором и наткнулся на следы некой нелегальной программы "Арес", в документах которой он нашел упоминания о незаконных медицинских экспериментах и список имен, в числе которых было и имя Генри.
Руководство спецслужб узнает об утечке информации и, не желая предстать перед судом за незаконную деятельность, решает устранить всех свидетелей. Сенатора подставляют, после чего он попадает в тюрьму и вскоре становится “случайной" жертвой бандитских разборок. Что же касается Генри, то перестреляв из своей верной снайперской винтовки всю посланную за ним kill-team, он и помогающая ему Дэнни скрываются на Кубе.
После такого поворота у плохих парней не остается другого выбора кроме как использовать против Генри его клона созданного в рамках как раз вышеупомянутой программы Арес. После стычки в Гаване, действие перемещается в Хошимин, где Генри из уст своего старого начальника наконец узнает правду о том, все эти годы спецслужбы собирало ДНК лучших солдат в надежде создать подразделение суперсолдат. Генри и его молодой клон сталкиваются еще раз, и ветерану удается рассказать ему правду о его происхождении, после чего клон переходит на сторону Генри.
Клона в этом сценарии кстати звали просто "Младший". Если бы фильм все же был снят и главную роль сыграл Харрисон Форд, вышло бы забавно.
Поняв, что все пропало, спецслужбы собираются уничтожить лагерь где тренируют клонов (большинство из которых еще подростки) – но Генри, Младший и его несколько вьетнамских сослуживцев прилетают туда на самолете и устраивают зачистку местности, не давая охранникам никого убить. Хэппи-энд.
Как это ни парадоксально, но все сильные места из работ предшественников в скрипте Бениоффа стали слабым звеном, а слабые места - сильным. С одной стороны, главный герой в этой версии прописан намного лучше и в целом гораздо интереснее чем у Лемке, а у злодеев наконец-то появилась хоть какая-то внятная мотивация. С другой, Бениофф полностью “слил” все лучшие задумки из концепций предшественников.
Молодой версии героя и его противостоянию с старой версией уделяется намного меньше времени. Если у Лемке весь сюжет представлял собой игру в кошки-мышки двух равных противников, то тут всего два эпизода где герои противостоят друг другу, после чего они объединяют свои силы. К тому же, “Младший” у Бениоффа совсем не тот беспринципный киллер что у Лемкина – это просто молодой парень, выполняющий приказ и не знающий всей правды. А как только он ее узнает, начинается традиционный и безопасный третий акт, без намеков на какие-то неожиданности.
При желании, два этих сценария можно рассматривать как два кусочка головоломки – если сложить героя из сценария Бениоффа и злодея из сценария Лемке, перенести действие на пару лет в будущее, вышел бы наверно самый оптимальный из всех возможных вариантов.
В 2009 году Кертис Хэнсон вел переговоры насчет участия в проекте. Затем в игру вступил Джо Карнахан, который загорелся желанием снять фильм с Клинтом Иствудом в главной роли. Но увы, и в этот раз проект так и не сдвинулся с мертвой точки.
В конце концов, “Gemini man” постигла судьба многих других голливудских долгостроев, когда долго разрабатываемый проект закрывается после выхода фильма, использующего схожие идеи. В 2012 году на экраны вышла “Петля времени”. Конечно, лента Райана Джонсона имела другой сюжет, но тема противостояния старой и молодой версии одного киллера играла в нем весьма важную роль. Выход этого фильма поставил своеобразную точку в истории проекта.
На мой взгляд грим добавил Левитту вышло скорее не схожести с Уиллисом, а жутковатости. Но успеху фильма это не помешало.
В завершении обзора, я оставлю сделанную Джо Карнаханом монтажную нарезку, которая была призвана продемонстрировать продюсерам его видение фильма. Глядя на нее, конечно можно жалеть, что проект так и остался на бумаге. Но это Голливуд, и если ты никак не можешь что-то снять, то это обязательно сделает кто-то другой, не испытывая при этом никаких сантиментов. И случай с “Gemini man” является еще одним тому подтверждением.
lСтатья в блоге автора