Flipsy | «Грязь» по Ирвину Уэлшу
28 ноября на экраны просочится «Грязь», снятая по одноименному роману Ирвина Уэлша. В отличие от прошлых экранизаций шотландца («На игле», «Кислотный дом»), новый фильм сконцентрирован не на теме наркозависимости, а на обществе и месте человека в нем.
Лихой истории про циничного полицейского Брюса Робертсона стукнуло уже пятнадцать лет, но она особо актуальна сейчас, во времена корпоративной этики и уважения личности, когда людям проще притворяться лицемерами, чем отстаивать свое. Зачем считаться с человеком, который не нравится, зачем слепо следовать предписанным нормам? Управляя самостоятельным героем при помощи едва заметных ниточек, Ирвин Уэлш в полной мере отразил тут свои радикальные взгляды. Как ни крути, это чистый постмодернизм, и в контексте современной литературы «Грязь» — завершающее контркультурное произведение девяностых после «Американского психопата» и «Бойцовского клуба», где аналогично исследуется человеческая натура и общество. Писатель обнажает все то, от чего благопристойный человек предпочитает открещиваться. Однако манящая безнравственность, как сексуальные предпочтения, скрыта у всех где-то глубоко, но она есть. Не удивительно, что распутное поведение детектива Робертсона при всем внешнем отторжении вызывает глубокое внутреннее удовлетворение ― то, что не могут даровать даже положительные герои многих произведений. С учетом притаившегося в кишечнике Брюса паразита это же еще чертовски смешно!
«Грязь» ― третий роман Ирвина Уэлша, на момент выхода книги он был уже знаменитым писателем. На первый взгляд это очередная авторская история о пороках с присущим шотландцу чернушным стилем и злободневностью, приобретенной им на улицах Эдинбурга. Наркозависимость, многочисленные аресты и ряд низкооплачиваемых работ (он также был гитаристом в двух панк-группах) не только познакомили Уэлша с городским андерграундом, но и дали ему четкое представление о месте среднего класса в социальной иерархии. С выходом книги он заговорил о новых вещах в удобном старом формате.
Основная идея «Грязи» состоит в том, что власть в руках определенного человека ― страшная сила. Особенно, если он слуга закона с комплексом психических расстройств и зависимостей. Сюжет закольцован на размолвке детектива Брюса Робертсона с женой и его работе в управлении, где он больше плетет интриги среди коллег ради повышения, чем занимается расследованием преступлений. Похождения горе-полицейского лежат через обилие мата, насилия, алкоголизма, наркомании, проституции, да и просто ненависти ко всему окружающему, иногда безобидной и оттого забавной ксенофобии, иногда не очень. Психологизм здесь скорее не метод разрушения личности, а способ разрядить обстановку — состояние героя настолько бедственно, что не знаешь, смеяться или плакать. Окружающие то ли ничего не подозревают, то ли относятся безразлично. Но чем больше повеса и распутник Робертсон ударяется во все тяжкие, тем больше прозревает читатель. Зло и чернь в главном персонаже ― это необходимость, не столько по отношению к преступникам, сколько по отношению к наивному обществу, которое их породило. Непристойность поведения ― метафора свободы воли. Несмотря на всю грязь, в которой тонет эгоистичный герой, он кажется живее трусливых обывателей: у Брюса есть какой-никакой личностный стержень, полная независимость от чужого мнения и привитая автором любовь к отличной музыке.
При зашкаливающей концентрации непотребства Уэлш соблюдал завидную легкость и ироничность повествования. Писатель также сделал меткий реверанс в сторону шотландского правительства и общества, выпячивая их несовершенство. Вполне жизненные ситуации опошлялись бесстыдными издевками ― через призму произведения можно было посмеяться над действительностью. И этим история «дышала». Безусловно «Грязь» ― своеобразный тест на чувство юмора, роман-нерв, роман-пульс. Некоторые могут быть не готовы к отсутствию морали и идее, что постоянное счастье в жизни ― это несбыточная мечта.
Основное действие романа и фильма происходит промозглой зимой в предпраздничном Эдинбурге — столице Шотландии. Это второй главный туристический город Великобритании после Лондона. Как любой значительный порт Эдинбург вобрал в себя великолепие разных архитектурных стилей, поэтому, несмотря на мотив приключений героя, это очень красивое место. На какое-то время Уэлш перемещает действие в развратный Амстердам, упоминается также нелегкая служба Брюса Робертсона в Австралии. Скорее всего, экранизация полностью развернется в Эдинбурге, другие моменты либо вырежут и отредактируют, либо вспомнят на словах. В 2008-м году Ирвин Уэлш выпустил роман «Преступление» — ответвление «Грязи» про отпуск детектива Рэя Леннокса в Майами, одного из второстепенных персонажей книги. В фильме его роль исполнил Джейми Белл («Билли Эллиот»).
Злая ирония, но за экранизацию книги, как национального достояния, взялся крепко сбитый тандем шотландцев. Режиссер Джон С. Бейрд снял фильм о музыканте Кассе Пенанте — близком друге Ирвина Уэлша. Сам писатель приметил ухмыляющегося Джеймса МакЭвоя на главную роль еще несколько лет назад. В частности, эта троица выступила и продюсерами фильма. Ирвин Уэлш верит в то, что кино по «Грязи» выйдет еще более культовым, чем знаменитая экранизация его первой книги «На игле», а режиссер С. Бейрд станет новым Дэнни Бойлом. Стоит сравнить почерк Бойла с его динамичной камерой, стремительным монтажом и рекламные ролики «Грязи», как станет заметна схожая бешеная энергия кадра.
О коррумпированных полицейских было снято немало отличных фильмов ― «Плохой лейтенант» и «Тренировочный день» вошли в золотой пантеон кино. «Грязь» кардинально отличается от них общим настроением и больше напоминает черную-пречерную комедию без излишка нравоучений. Если совсем честно, то Брюс Робертсон во взяточничестве не уличен, а люди сами делают то, что нужно, при наличии весомых аргументов. Фильм будет очень близок к тексту и атмосфере первоисточника, а яркий бенефис Джеймса МакЭвоя останется в памяти надолго. Как бы сказал Брюс Робертсон: «Как раз что доктор прописал для хорошей встряски». Только осторожно! Если подсядете ― уже не отмоетесь.
Факт 1: В России книгу выпустило издательство АСТ под названием «Дерьмо».
Факт 2: Актер Джеймс МакЭвой намного моложе своего персонажа. Возраст Брюса Робертсона ― между сорока и пятидесяти.
Факт 3: Родная сестра МакЭвоя ― Джой ― исполнила эпизодическую роль проститутки. Сам Ирвин Уэлш засветился в кадре в образе журналиста.
Факт 4: Название книги Filth можно перевести так же "мусор", прозвище полицейских в Шотландии.
Факт 5: Композитором фильма выступил Клинт Мэнселл («Реквием по мечте»). В саундтреке заявлены композиции, которые герой слушает на протяжении книги.
Факт 6: Имя героя является аллюзией на Роберта Брюса ― известного шотландского монарха.