Существо | «Сказочные» хорроры
Разумеется, все мы в детстве читали сказки. Некоторые из нас узнают любимых сказочных героев по различным мультфильмам и добрым фэнтезийным эпикам, бум на которые вовсю переживает сейчас Голливуд. Однако, у сказок есть и иная сторона. Не нужно ходить далеко - достаточно вспомнить оригинальные тексты братьев Гримм и классический английский фольклор. В классических сказках добро отнюдь не всегда побеждает зло, а дружба и мораль зачастую соседствуют со смертью и ужасом ночи.
В этой статье мы рассмотрим фильмы ужасов с участием сказочных персонажей, которые имеют свои прототипы в фольклоре разных народов мира.
1. "Спекшийся" (The Gingerdead Man, реж. Чарльз Бэнд), 2005
"Пряничный человечек" - классическая американская сказка, этакий аналог нашего "Колобка". Первые упоминания об этом сюжете восходят к концу XIX века, хотя история была известная в народе и раньше. Примерно тогда же имела место быть популярная легенда о так называемом Джоннни-Кейке, или Джонни-Пирожке. Как видите, западная культура любит истории о "съестных" персонажах.
Об этом прекрасно знает известный голливудский продюсер, сценарист и режиссер замечательных "низкопробных ужастиков" Чарльз Бэнд. В 2005 году Бэнд поставил по сценарию Домоника Мюра и Уильяма Батлера хоррор "Спекшийся", в оригинале, собственно, "The Gingerdead Man". Чтобы оживить на экране Пряничного человечка, Бэнд придумал концепцию переселения душ - так, по сюжету фильма убийца, казненный на электрическом стуле, оживает именно в теле пряничной фигурки и с особым цинизмом идет убивать всех, кто попадается под руку. А вот для того, чтобы вдохнуть жизнь в злобного пряника за кулисами была приглашена команда FX-мастера Джона Карла Бюхлера, неоднократно уже работавшего с Бэндом. Фильм получился этакой хоррор-комедией, причем, в трех сиквелах "Спекшегося", равно как и в ленте "Спекшийся против Зловещего Бонга" юмор окончательно стал довлеть над хоррор-составляющей франшизы.
Статья о Чарльзе Бэнде и его фильмах: http://www.filmz.ru/blogs/Creature/3425/
2. "Белоснежка: Страшная сказка" (Snow White: A Tale of Terror, реж. Майкл Кон), 1997
Еще один образчик "сказочных хорроров", собственно, снят на основе одной из самых известных сказок братьев Гримм. Сюжет этой истории известен всем еще с детских лет: в роскошном старом фамильном замке жили король, королева и их дочь. Но вскоре королева умирает и король, немного погоревав, приводит в замок новую хозяйку - властолюбивую и жестокую женщину Клаудию, которая сразу невзлюбила падчерицу. Обстоятельства вынуждают девочку бежать из дома, но Клаудия делает все, чтобы найти и уничтожить ее.
Пожалуй, главным достоинством этой картины, снятой для телевидения, без сомнения, являются актеры, занятые тут. Короля и Мачеху играют Сэм Нил и Сигурни Уивер, от образа и грима которой по спине бежит холодок: впрочем, не только ею едино - кино снято в холодных тонах и выполнено максимально отрешенно от пресловутого "сказочного флера". Лента стала очень любима у зрителей, хотя критики в свое время одарили ее весьма и весьма сдержанными и даже прохладными отзывами.
3. "В компании волков" (The Company of Wolves, реж. Нил Джордан), 1984
До пресловутого "Интервью с вампиром" у Нила Джордана бал еще один весьма и весьма любопытный проект в жанре "хоррор". Экранизация одноименного рассказа Энджелы Картер, основанного на известной сказке о Красной Шапочке тоже отличалась весьма и весьма жутковатым прочтением легенды, вплоть до того, что превращение человека в волка тут показано весьма и весьма изобретательно и натуралистично.
Сюжет вращается вокруг молодой девушки Розалин, которая после смерти сестры от лап и зубов кровожадного волка нашла пристанище в домике у своей бабушки, живущей в лесу. Бабушка много раз рассказывала внучке про то, что девушки, влюбляясь в этих краях в таинственных молодых людей-вервольфов, которых можно отличить по сросшимися бровям, пропадают впоследствии без вести. В итоге, Розалин сама попадается на эту удочку и заводит дружбу с одним из таких молодых людей.
4. "Лепрекон" (Leprechaun, реж. Марк Джонс), 1992
Лепреконы - персонажи ирландского фольклора, которые обычно изображаются как невысокие коренастые человечки, одетые во все зеленое. По легенде, неизменным атрибутом персонажей являются их золотые монеты, которые они всячески охраняют. В 1992 году режиссер и сценарист Марк Джонс довел образ до крайности, снят на основе этой легенды хоррор "Лепрекон".
Сюжет фильма косвенно основан на древнем ирландском фольклоре с той лишь разницей, что действие его было перенесено в наше время и Лепрекон там изображен уродливым злобным карликом, который готов уничтожить всех, кто причастен к похищению его сокровища. Самого злодея сыграл Уорвик Дэвис, который наряду с Филом Фондакаро в 90-х был известен как исполнитель ролей многих "низкорослых существ". Картина примечательна не только тем, что стала дебютом в кино для Дженнифер Энистон, не только рекордом продаж на VHS, но и тем, что является первой в фильмографии известной студии Марка Росмана "Trimark Pictures". Росман - заметный постановщик нескольких хорроров 80-х, в числе которых слэшер "На греческой улице", а студия его уже через несколько лет после выхода в прокат своего первого фильма стала весомым брэндом на рынке direct-to-video хорроров, сай фая и триллеров. Возможно, кто-то помнит, что в России фильмы "Trimark" издавала компания "Пирамида" в переводах Юрия Сербина.
5. "Румпельштильцхен" (Rumpelstiltskin, реж. Марк Джонс), 1995
То ли Марк Джонс так сильно любит сказочные сюжеты, то ли просто решил повторить успех своего "Лепрекона" и дважды войти в одну и ту же реку. Румпельштильцхен по факту персонаж не менее необычный и фактурный. И тоже, разумеется, с очень скверным характером. Впервые он появился в сказке братьев Гримм, и обладал способностью превращать солому в золото.
У Джонса это - злобный карлик, похищавший детей. Пролежав несколько веков на морском дне, заточенный в камень, однажды он снова возвращается, чтобы творить зло. Увы и ах, картину ждал прохладный прием как у критиков, так и у зрителей, да и в отличие от "Лепрекона" своей персональной Энистон там не было. Впрочем, к неоспоримым достоинствам ленты относится замечательно созданный на экране персонаж и черный юмор.
Обратить внимание: "The Hallow", реж. Колин Харди, (2015)
Дебют в кино для постановщика Колина Харди, лента рассказывает про молодую семью, приехавшую на пмж в ортодоксальную ирландскую глубинку и столкнувшуюся с некими злыми силами из леса, которые однажды ночью похищают их ребенка. Злыми силами оказываются ни кто иные, как персонажи ирландского фольклора, коих тут превеликое множество.
Интересный с точки зрения атмосферы, режиссуры и облика чудовищ, фильм Харди, несомненно, заслуживает просмотра для тех, кто неравнодушен к жанру. В настоящее время Харди занят разработкой ремейка "Ворона", и, посмотрев "The Hallow", становится понятно, почему в попытке реанимировать проект, долго время пребывающий в производственном аду, продюсеры обратились именно к нему.
Ждем в прокате: "Крампус" (Krampus, реж. Майкл Догерти, 2016) и "Рождественские страшилки" (A Christmas Horror Story, реж. Грант Харви, Стивен Хобан, Бретт Салливан, 2015).
Не только Майкл Догерти поставил перед собой цель изрядно напугать нас в новогодний уик-энд - постановщики Грант Харви, Стивен Хобан и Бретт Салливан тоже решили не отставать от коллеги и сняли настоящий, и не менее безумный новогодний хоррор. Свет он, правда, увидел еще летом этого года.
Крампус - культовая фигура в альпийском пантеоне фольклорных существ. Он - спутник, и одновременно антипод Николая Чудотворца. Обычно он изображается в виде огромного сутулого существа с рогами, покрытого густой темной шерстью. В каком из этих двух фильмов Крампус будет показан более устрашающе нам только предстоит выяснить, но в "Страшилках" есть еще зомби-эльфы с северного полюса и сам Санта-Клаус, который, правда, выглядит тут не менее пугающе, чем сам рогатый злодей. Кстати, помимо этих двух лент, есть еще две картины про Крампуса - "Крампус: Рождественский дьявол" и "Крампус: Расплата" 2013 и 2015 года соответственно. Однако, едва ли они заслуживают пристального внимания в отличие от жутковатых и остроумных картин Догерти и Харви. "Страшилки" не доберутся до нашего проката, поэтому посмотреть их можно уже сейчас.
"Крампус" в кино с 1 января.