Семен Сибирцев | С чего начинается кошмар: часть 1. «Техасская резня бензопилой»
А кошмар настоящий начинается в 1974 году, когда режиссер Тоуб Хупер — новичок в своем деле — снимает для неокрепших американских глаз свой единственный достойный фильм во всей фильмографии - «Техасскую резню бензопилой», которую со временем окрестят как прародительницу жанра слэшер. Да, конечно же, до «Бензопилы» был «Психо» Альфреда Хичкока, повествующий о весьма приятном и опрятном на внешность владельце мотеля Бэйтс, Нормане Бэйтсе, пытающимся справляться со своими собственными демонами и в том числе с любимой мамочкой, которая при каждом удобном случае пытается расправиться с посетителями. Но все это весьма условно, так как Хичкок снимал в первую очередь первый фильм ужасов с самым что ни на есть обескураживающим финалом и то и дело держал зрителей в состоянии тревоги, с каждым новым кадром нагнетая саспенс, вплоть до середины фильма, в котором зрители и получают знаменитую сцену в ванне. А решился Хичкок снять этот фильм, так как в то время активно обсуждался в обществе и СМИ вопрос о самом известном убийце Соединенных Штатов — Эде Гейне, убившем по меньшей мере двух женщин. И объединяет «Резню...» и « Психо» именно этот человек.
Прежде чем перейти непосредственно к творению Хупера, стоит немного рассказать о Гейне.
Сам Эд собственной персоной
Эд Гейн, как уже было сказано выше, один из самых неоднозначных и знаменитых серийных убийц. Родился он в захолустном Штате Висконсин и большую часть своей жизни прожил на ферме вместе с отцом-алкоголиком и психически нестабильной матерью, с которой у Гейна возможно были сексуальные связи. История старая: отец умирает, мать вскоре тоже, психически нестабильный человек остается наедине с самим собой — и чем ему собственно заниматься? Правильно думаете: изучать анатомию, читать различную литературу о зверствах фашистов, причем все это наглядно демонстрировалось при помощи картинок, и мучить бедных котят. Вскоре Эду этого стало мало и он решает перейти к практике, откапывая местные могилы и таща останки и полуразложившиеся тела прямо к себе домой. Костями он украшал весь свой дом, отрубленные головы раскопанных мертвецов он вешал на стену, что впрочем часто замечали его соседи. Они спрашивали у него, настоящие ли эти головы - на что он отвечал, что их прислал ему родственник. Впрочем, соседи ему верили. Но все-таки главным фетишом Гейна была кожа: у него было несколько кожаных масок и целый костюм из той же кожи женщины, которую он частенько носил дома.
Одно из лиц, найденных дома у Эда
А убийства, совершенные им, были настолько спонтанные (он рассказал о двух), обывательские и любительские по меркам многих социопатов, что нет ничего удивительного в том, что к концу 50-х уже не молодой Гейн был пойман местными властями благодаря наводке одного парня. А все потому, что Гейн потерял чертов чек со своим именем на месте преступления.
Так вот история действительно, на мой взгляд жуткая. А если она и для современного человека кажется такой, то уж для нежных американцев это было сродни удара под дых, только с дальнейшими осложнениями в виде тошноты. Да-да, много лет потом эта история рассказывалась, пересказывалась и даже экранизировалась. И именно она послужила одним из поводов молодому тогда Тобу Хуперу снять фильм о семейке каннибалов, каждый член которой по своему может дать фору любому сельскому Ване, зарезавшему за бутылку водки свою собственную мать.
Фильм начинается с того, что некий голос по радио сообщает о ужасных случаях раскапывания могил. Для чего и кто это делает — нам не ясно.
В следующий момент, группа хипозников решает отправиться в глубинку штата, отдохнув на заброшенной ферме одного из своих друзей — весьма доставучего и противного инвалида-колясочника, попутно до этого съездив проверить могилку одного из членов компании. Уже по дороге они натыкаются на весьма странного индивида, решаются его подбросить и совершают одну из первых ошибок — подбирают полнейшего психопата, пытающегося прирезать колясочника за то, что тот не купил фотографию у мастера.
Дальнейший расклад можно с легкостью прогадать: психа выгоняют из фургончика - заброшенная ферма — прогулки по окрестностям - странный дом. На этом и остановимся. Примечательно, друзья, что Кожаное Лицо, то бишь главный маньяк всего франчайза, появляется спустя как минимум первого получаса — это во первых. Во вторых — последующие убийства происходят при весьма одинаковых условиях, то есть в одном доме и том же доме, и даже в одном и том же помещении. И в третьих — в фильме практически отсутствуют, в виду бюджета в 80 тысяч долларов, крайне живописные сцены убийств, препровождаемые реками крови, которые мы так часто привыкли видеть в современных слэшерах.
Тот самый
Вам наверное кажется, что это типовый фильм своего жанра? Вот здесь вы и допускаете ошибку хотя бы потому, что, повторюсь, «Техасская резня бензопилой» - первый фильм в своем весьма условном жанре. Да, многие сцены действительно приходится дорисовывать воображением, но разве именно из-за этого не становится более всего страшно? Потому что человеческое воображение — самое сильное оружие, использующееся для запугивания как детей с женщинами, так и взрослых мужиков, которые могут кричать от страха похлеще последних. Да чего стоит только первое, весьма ожидаемое, появление Кожаного Лица? Цены нет этой сцене, которая многим нарушила здоровый и крепкий сон.
И все-таки к середине фильма начинается самое жаркое — остается только одна условная главная героиня с условным именем, которая и пытается спастись и пережить все ужасы, которые ей преподносит семейка Хьюитов. Кстати, в первом фильме у них еще не было такой фамилии. И именно в оставшиеся полчаса мы получаем вдоволь того, чего сами на свой страх и риск ожидали — безумие в чистом виде и настоящий кошмар, который мы переживаем с весьма посредственной актрисой. Героиня проходит через все круги ада, и мы это отчетливо видим в ее взгляде, который более всего и пугает в этом фильме. Сцена за столом в этом фильме как раз и является самой-самой.
Да, в конце героиня выживает, но через что она прошла и во что превратилась?
И знаете, в фильме даже есть какая-никакая, но идея: если веришь в цивилизацию и мир, то оставайся именно там, то есть в больших городах, потому что в глубинках есть риск встретить зло в его чистейшем виде. А уж если это зло еще и олицетворяет психопат-каннибал, бегающий в кожаной маске с бензопилой наперевес, то тут уж на что ты сам подписался.