Анатолий Ющенко | ММКФ 2009: «Царь», «Кадиллак рекордз»
С сегодняшнего дня начались первые пресс-показы Московского кинофестиваля, рассказывать о котором вам будут Надежда Маркалова и я. Ознакомиться с контентом фестиваля можно на официальном сайте, где есть подробная информация о картинах-участниках и расписание показов. Полагаю, основная задача наших заметок: привлечь внимание к тем фильмам, которые этого действительно достойны. Конечно же, прав Денис в своих рассуждениях: ММКФ не является фестивалем класса «А», его не существует в мировом контексте, он никоим образом не определяет кинематографическую жизнь. Мы не ждем большого количества шедевров, однако в каталоге представлена не одна сотня названий лент, которые вряд ли дойдут у нас до проката. Так что есть чему радоваться. Эти десять дней преподносят каждому зрителю редкую возможность реального выбора — чем не киноманское счастье?
«Царь». Режиссёр: Павел Лунгин.
Фильмом открытия был представлен «Царь» Павла Лунгина. Пётр Мамонов здесь даёт вполне аутентичного Ивана Грозного — злобно щурится, ехидно лыбится, натурально сходит с ума, эффектно заговаривая зрительный зал религиозным речитативом. Ассоциативно в уме всплывает образ государя, написанный художником Репиным: руки в крови, в глазах отблески безумия. В актерской среде такие роли кличут перфомансом. Впрочем, наблюдать за подобным любопытно ровно до тех пор, пока идёт неторопливое вступление. В потенциально интересном характере есть твердый стержень, но нет никакого наглядного развития. Зрителя щедро потчуют зарисовками из жизни клинического садиста-параноика, а этого мало, учитывая куда более многообещающее название картины. Во всех четырёх главках, на которые предусмотрительно поделен «Царь», чувствуется лишь нарочитая схематичность. Герой Мамонова раскрывается исключительно в образе монументального персонифицированного зла, а герой Янковского — чистого и непоколебимого добра. Характеры сильные, но до обидного плоские. Их противостояние, аккуратно зафиксированное на пленку иствудовским оператором, усиливается демонстративным хождением по мукам, адом на земле, который устраивают опричники.
![](http://www.ljplus.ru/img4/s/t/standee/232.jpg)
Рядом сидела довольно впечатлительная девушка, которая стыдливо прикрывала своё лицо ладошками примерно каждые пятнадцать минут. Иногда она произносила сакраментальное: «О, Божечки!», что, наверняка запланированный авторами эффект. Её изумление от действа легко понять. «Царь» изматывает, эпатирует, шокирует и производит впечатление культурно сделанного кино. Однако если копнуть глубже, за эпатажем, шоком и высокой культурой не видишь ничего, кроме этого нелепого «О, Божечки». Интеллигентные россказни про то, как вера объединяет, а власть разделяет, очень хочется принять такими, какие они есть. Им пытаешься открыться, но внутри что-то противится. Противится уже традиционному для режиссёра богоискательству, в котором чудотворные иконы рыдают навзрыд, юродивые исцеляются, а навешанные кандалы спадают ниц от святости — всё это кажется вышколенным художественным приёмом, граничащим со спекуляцией. Противится и самому Лунгину, в голове которого, судя по всему, происходит постоянная борьба между искусством и конъюнктурой. Наверное, сгладить такой сюжет смог бы сценарист Арабов, о котором пойдет речь немного позже. Сталкивая душеспасительную притчу с исторической реальностью, режиссёр не пришёл ни к чему, кроме их конфликта друг с другом. Причём, он столкнул их в той самой точке, когда профессионализм легко принять за профанацию. Как следствие - ему просто-напросто не веришь. Зато Павел Семёнович на пресс-конференции, видимо, пытаясь предупредить неизбежные сравнения с эйзенштейновским "Иваном Грозным", назвал фильм классика своеобразной конструкцией, которая сегодня напоминает ему китайскую оперу. Какой современный жанр напоминает фильм Лунгина – судить зрителям.
«Кадиллак рекордз». Режиссер: Дарнелл Мартин
Кислые мины, о которых писала Надя — вполне нормальная реакция на эту унылую посредственность, чудом оказавшуюся на фестивале. Кино сняла миловидная 45-тилетняя тётенька. Когда влиятельный американский блюзмен Мадди Уотерс записал свою знаковую композицию «Rollin' Stone», тетеньки этой не было даже в планах её родителей. Разумеется, это не означает, что она не в курсе рассказываемых событий. «Кадиллак рекордз» что-то монотонно пробубнил про становление блюза. Ощущения, словно тебе зачитали выписки из энциклопедии. Здесь и Чак Берри, и Этта Джеймс, и Литтл Уолтер. Самоутверждаются они ради денег, славы и даренных продюсером кадиллаков, в то время, как на юге США еще никто не отменил сегрегацию. Ну да, очень всё трогательно, почти как школьные пособия для ленивых детей, которые не хотят читать «Войну и мир», но не прочь ознакомиться с четырехстраничным изложением. Спасает положение лишь музыка: она в избытке и её ничем не испортишь. Кстати, после показа одна журналистка спросила у Эдриана Броуди, пороли ли его в детстве, когда учили играть на пианино. Несомненно, это был лучший момент сегодняшнего дня.