Voyager | О сценарии Ad Astra (К звёздам)
Буквально несколько недель назад начались съемки х/ф Ad Astra. Режиссирует кино Джеймс Грей, он же вместе с Итаном Гроссом является одним из авторов сценария. Главные роли в фильме исполняют Брэд Питт, Томми Ли Джонс, Лив Тайлер, Рут Негга и Дональд Сазерленд. Показавшийся мне достаточно интересным синопсис проекта гласит: «военный инженер путешествует по Солнечной системе в поисках исчезнувшего 20 лет отца, пытавшегося найти следы пришельцев». Так что когда мне попался сценарий фильма (108-страничная версия от 11 августа 2016 года), я решил ознакомиться с ним.
Итак, прежде чем начать рассказ о сюжете, думаю, сразу стоит ответить на один жизненно-важный вопрос — насколько реалистичен сценарий? Ну, вы ведь знаете, сейчас, когда выходит очередное кино про космос, все первым делом начинают увлеченно обсуждать правдоподобность показанных вещей, астрофизику и т.д. Итак, прочитав сценарий Ad Astra, лично я обратил внимание на следующие интересные вещи:
*На обратной стороне Луны царит вечная ночь.
*Все планеты Солнечной системы выстроены в ряд. Если мы хотим срочно слетать на Нептун, то будем поочередно пролетать Марс, Юпитер, Сатурн и Уран.
*Путешествие на Землю смертельно опасно для рожденных на Марсе из-за… радиационных поясов Земли. На самом Марсе с радиацией надо полагать все в полном порядке.
*Орбита спутника Ларисса проходит внутри (!) атмосферы Нептуна, в прямом смысле под его облаками.
*Подлетая к Нептуну можно услышать радиопередачи, что транслировались на Земле в начале 1930-х.
*Расстояние от Нептуна до Земли составляет 1.5 миллиарда км. И судя по сопутствующему комментарию, сценарист даже видел вот эту фотографию нашей планеты от аппарата «Кассини». Надо полагать, цифра расстояния перекочевала из описания к ней.
Справедливости ради отмечу, что может быть создатели наймут какого-нибудь студента, который пофиксит все эти моменты — благо, это совсем несложно сделать. Но учитывая общую направленность истории, не вижу в этом смысла.
Закрыв вопрос с реалистичностью, теперь я скажу пару слов о самой истории. Итак, ее главный герой — майор Рой МакБрайд. Он возглавляет команду инженеров, строящую гравитационный телескоп. Задача устройства — поиск инопланетной жизни. Телескоп представляет собой огромную 30-километровую башню, которая, по сути, выходит за пределы земной атмосферы. Но в один прекрасный день один из спутников Нептуна взрывается, что приводит к серии возмущений по всей Солнечной системе, вызывающих землетрясение на различных планетах. Это обрушивает часть телескопа и приводит к гибели команды Роя.
Вы наверно уже задаетесь парой вопросов, вроде: «В чем смысл строить гравитационный телескоп в виде 30-километровой башни?», «Как именно гравитационный телескоп может найти пришельцев?» и «Как разрушение спутника Нептуна может вызвать землетрясение»? Ну что я могу сказать по этому поводу — выше я уже все написал про реалистичность скрипта.
Ладно, продолжаем. Итак, через некоторое время начальство вызывает Роя и сообщает ему, что разведка связывает произошедшие события с деятельностью его отца. 20 лет назад тот отправился к Нептуну, чтобы построить гравитационный телескоп и бесследно исчез. Так что Рой получает задание разыскать своего отца, пока он не натворил чего-то еще. Вначале он направляется на Луну, откуда транслирует в космос послание для папы. Получив ответ с Марса, герой направляется туда на попутном корабле.
Если вы не улавливаете особой логики в том, что написано выше, не отчаивайтесь — у меня тоже были такие проблемы. Едем дальше. Я ведь еще не сказал одну важную вещь: у нашего главного героя (именно его сыграет Брэд Питт) легкая степень аутизма. И он в сценарии не единственный такой необычный персонаж. Причина? Живя в космосе и не видя Земли, люди постепенно сходят с ума. И потому, в космонавты в будущем преимущественно берут индивидов со, скажем так, некоторыми особенностями психического развития.
![](http://media.filmz.ru/users/images/p_350669.jpg)
Брэд Питт на съемках Ad Astra
На самом деле, все эти сценарные странности объясняются достаточно просто. Судя по интервью, Джеймс Грей всерьез намеревается снять свою версию «Сердца тьмы»/«Апокалипсиса наших дней» в космосе. Ну, вы знаете, герой путешествует в поисках другого персонажа, о котором все время говорят, но которого мы знаем лишь по фото и архивным записям. А на фоне этого происходят всякие дикие для белого человека события. Ну а поскольку скрипт рассчитан под стандартный двухчасовой хронометраж, Грей похоже решил, что кратчайший путь к успеху — напихать в него как можно больше сюрреалистичных и абсурдных WTF-эпизодов. Побочный эффект заключается в том, что многие из них вообще никак не влияют на сюжет и никак не дружат со здравым смыслом. Как в прочем и поступки персонажей.
Поэтому, в сценарии Ad Astra героя то атакуют какие-то бандиты на луноходах, то одному из персонажей съедает лицо сбежавшая с норвежской космической станции обезьяна (не спрашивайте, эта сцена все равно никак не влияет на основной сюжет), то оказывается, что секретная марсианская база представляет собой что-то среднее между стрип-баром и притоном. Я не шучу, практически все ученые и военные, которых встречает герой, курят дурь и похожи на психов. Мне даже пришла в голову мысль, что Ad Astra возможно представляет собой секретный приквел «Прометея» и «Чужого Завета» объясняющего, как именно компания Уэйланд-Ютани умудряется набирать столь одаренных людей для экипажей своих экспедиций.
Ну а если же говорить в целом, то Ad Astra оказалась одним из самых странных скриптов, что мне доводилось читать за последнее время. Я ждал чего-то такого серьезного, а получил нечто весьма похожее по духу на творчество Терри Гиллиама. Вопрос конечно в том, как будет продвигаться этот проект. В принципе, на основе этого сценария вполне можно создать трейлер, подающий фильм под соусом серьезного фантастического экшн-триллера, который расскажет нам о тайнах бытия. И мне почему-то кажется, что скорее всего так и сделают, благо что судя по сценарию насобирать эффектные кадры не будет проблемой. На выходе конечно получится большое количество людей, плюющихся из-за того, что их в очередной раз обманула реклама. Но ведь не впервой же, верно?
Джеймс Грей
Конечно, может быть сценарий переработали и пригладили, снизив степень сюрреализма и сделав героя более нормальным. Но поскольку Джеймс Грей сам же и режиссирует фильм, думаю, он будет стремиться выдержать свое изначальное видение. Другой вопрос, согласятся ли с ним студия и зрители на тест-просмотрах.
Что же касается лично моего мнения о прочитанном сценарии, то первоначально оно было откровенно негативными — я ждал чего-то выдержанного в совершенно ином духе. Но все обдумав, я пришел к выводу, что, пожалуй, мне будет интересно взглянуть на итоговый продукт. Нужно будет просто смотреть его по принципу х/ф Lopper — принять все условности сюжета как данность, забыть про поиски отсутствующей логики/объяснений происходящего и просто наслаждаться странными образами, ситуациями и главным героем – аутистом. И тогда, глядишь, кино даже доставит удовольствие и повеселит. По крайней мере, при всех его странностях, из этого материала все равно может получиться что-то более запоминающееся, чем миллионная экранизация супергероики, очередной вымученный сиквел или никому не нужный ремейк.