Евгений Колпаков | Восточный экспресс. Выпуск от 11 октября 2017
В сегодняшнем выпуске возвращаемся к истокам и, "смахнув пыль с пожелтевших страниц", продолжаем обозревать работы культового творца из Гонконга Джонни То. Первая часть здесь
Итак, Джонни То часть 2: Полицейские, воры и магическое трио.
Полицейский спецназ / PTU (Гонконг, 2003)
«Однажды ночью»
Офицер полиции при попытке задержать преступника теряет табельное оружие. Его коллеги из отряда патрулирования решают помочь ему в поиске ствола. Правда успеть найти пистолет нужно до рассвета…
В картине решительно плохо все. Режиссура отсутствует как класс. Ни ауры, ни напряжения, ни интриги. Ощущение, что снимал картину оператор, да и тот, судя по результату, не особо напрягался. Лента напоминает короткометражку дебютанта, которую зачем-то растянули в полный метр. За неполные 1,5 часа картина успевает наскучить настолько сильно, словно слушаешь научный многочасовой доклад.
Сюжетная канва, из которой в целом можно было сделать крепкий жанровый образчик в духе того же «Беги без оглядки», в данном случае не выдерживает никакой критики. Героям не сопереживаешь, ибо невозможно сопереживать недалеким идиотам, совершающим вопиюще нелогичные поступки, сродни 10-летним пацанам. Происходящее на экране до боли напоминает эпизод из «Особенностей национальной охоты» с поисками пропавшего пистолета. С той лишь разницей, что здесь, к большому сожалению, не комедия. И если так, по мнению режиссера, работает полиция в Гонконге, то бедных жителей становится по–человечески жалко.
Никакого стеба или саспенса, что хоть как-то могло скрасить сценарные несуразицы. Перед нами все неимоверно серьезно и скучно, что хочется «обнять и плакать». Герои настолько расслабленно ищут пропажу, что создается ощущение, что вся съемочная группа в целях экономии тупо доматывала остатки пленки с прошлых съемок. Саундтрек - отдельная тема для разговора. Когда в кадре звучит легкая романтическая мелодия из салона релаксации, на фоне которой происходят вроде как серьезные события, то начинаешь задаваться вопросом: «А точно Джонни То режиссер этого фильма?».
Актеры - единственно светлое пятно этого недоразумения. Но ни Саймону Яму, ни Ламу Суэту попросту негде демонстрировать свой талант и харизму, особенно на фоне общего группового равнодушия.
Подводя грустный итог: у любого, даже самого маститого и талантливого постановщика бывают неудачи и промахи. И гонконгский мастер криминального кино Джонни То, увы, не стал исключением. Настолько вымученного и сонного проекта нужно еще поискать. Только вот стоит ли?
Моя оценка 3/10
Безумный следователь / San taam / Mad Detective (Гонконг, 2007)
«7 психопатов»
Молодой детектив полиции обращается за помощью в расследовании к талантливому и весьма эксцентричному сыщику. Есть, правда, одна деталь. У этого гения сыска в прямом смысле не все в порядке с головой…
После нескольких историй о криминальной среде Джонни То решил сделать крен в несколько ином направлении. А именно, снять слегка шизофренический детектив. Взяв за основу старого доброго «Холмса», режиссер наделил его вместо дедукции весьма специфичным «даром», раскрывать который не станем, дабы не портить сюрприза. Ну и в качестве изюминки добавив герою сверху еще и «веселой шизы». Вторым режиссером здесь выступил сценарист Вай Ка Фай, создавший рукописи к поздним работам маэстро, таким как «Нарковойна», «Месть», «Слепой детектив».
Вот здесь, в отличие от «Полицейского спецназа», старый добрый То во всей красе. Цепкая и магнетическая режиссура, превосходная операторская работа, классный саундтрек и обаятельные персонажи. А точнее персонаж. Ибо все зрительское внимание с легкостью приковывает к себе фееричный Шон Лау Чин Ван («Зов героев», «Призрачные пули», «Белый шторм», «Подслушанное»). Актер создал яркий, сочный и запоминающийся образ, который по сути и стал визитной карточкой артиста. Молодой напарник в исполнении Энди Она («Настоящая легенда», «Вирусный фактор», «Особая личность») на фоне более выигрышного партнера заметно потерялся и выглядел несколько скованно. Все же в боевиках Энди смотрится более гармонично. Зато не разочаровали постоянные гости постановщика Гордон Лам и Лам Суэт. И если Гордон добротно выдал классического «подозреваемого», то славящийся своей харизмой Лам, даже в небольшой роли умудрился с легкостью затмить Энди Она.
При достаточно несложной интриге, постановщики уверенно держат темп и напряжение, делая ставку на характер главного героя. Однако к третьему акту, когда все карты уже вскрыты, действие начинает заметно давать по тормозам. Герои топчутся на месте, словно страницы из сценария в этом месте оказались утеряны и сюжетные условности начинают слегка резать глаз. Но, вырулив на финишную прямую, лента являет блестяще снятый финал со знаменитой и эффектной сценой с зеркалами, что полностью сглаживает постановочные недоработки.
Подводя итог: жанровая форма, которую не сдюжил в 2004-м Данте Лам, спустя 3 года с легкостью покорилась его именитому коллеге. Не без нюансов и шероховатостей, но при этом стильно, захватывающе и вкусно.
Моя оценка 7,5/10
Треугольник / Tie saam gok / Triangle (Китай-Гонконг, 2007)
«Простой план»
В руки к троим не особо удачливым в жизни приятелям попадает ценная реликвия. Но обогатиться за счет находки будет непросто. Треугольник растущего недоверия и обстоятельств постепенно превращается в петлю…
Занятный кинематографический эксперимент, ибо у руля вместо одного режиссера, аж целых три. Не последние люди в китайском кинематографе Джонни То, Ринго Лам и Цуй Харк объединились в творческое трио для рассказа этой классической истории о таком близком и при этом таком недостижимом богатстве.
Уверенно играя на поле криминальных авторитетов Квентина и Гая, их азиатские коллеги добавляют ту самую восточную специю, благодаря которой картина, при всей вторичности концепта и сюжетных линий, не выглядит замшелым клише. Троица уверенно держит темп, не перетягивая друг у друга одеяло режиссуры и плавно маневрируя стилем, не забывая о нотках мистицизма и легкой сентиментальности.
Актерский состав велик и могуч! Каждый персонаж обаятелен, индивидуален и гармоничен в общем ансамбле. Саймон Ям, Луис Ку, Сунь Хунлэй («Безмолвный свидетель», «Нарковойна», «Я согласна»), Гордон Лам. Золотая школа и постоянные гости Джонни То. Отдельную похвалу вновь заслужил взрывной Лам Суэт, всего лишь одним эпизодом чуть не затмивший разом всех участников этой киноавантюры.
Подытоживая: с интересом рассказанная и захватывающая кинолента, подтверждающая старую, как мир, пословицу про бога и троицу. В яблочко!
Моя оценка 8/10
Воробей / Man jeuk / Sparrow (Гонконг, 2008)
«Криминальный квартет»
Группа из четверых карманников сталкивается с загадочной незнакомкой. Но, как известно, случайности в криминальной среде редкость, а вот последствия ждать себя не заставят….
Криминальная среда фактически обитель легендарного гонконгца Джонни То. И снова окунаясь в свою родную стихию, маэстро выдает высший пилотаж, добавив в классическое блюдо изюминку. Картина воздушна и легка, словно дуновение летнего ветерка. Романтический шарм и мягкий юмор пронизывают повествование, создавая невероятно-прекрасное ощущение. Де факто сработав в «легком» жанре, постановщик отнюдь не выдает «упрощенку», а во всем блеске являет свое режиссерское мастерство.
Постоянный оператор Джонни То Си Кюн Чен вновь доводит зрителя до высшей точки экстаза, ибо столь шикарно владеют камерой считанные единицы. Сцены с сигаретой и противостояние с зонтами сняты просто божественно и заставляют пересматривать их снова и снова.
Отдельной похвалы заслуживает непередаваемой красоты джазовый саундтрек с вкраплениями национальных мотивов от Фреда Эврила и Хавье Жамо («Нарковойна», «Автострада», «Убийцы», «Безумный следователь»).
Актерский состав каноничен и отлит в золоте! Саймон Ям, Гордон Лам, Винг Чеонг Лау («Выборы», «Месть», «Когда гаснет свет») лучатся недюжим обаянием и естественностью. Лам Суэт даже без реплик приковывает к себе внимание, появившись лишь в нескольких кадрах. Единственный, кто чуть выбивается из командной игры это «роковая женщина» Келли Линь («Безумный следователь», «Треугольник», «Боевые ангелы»). Актрисе определенно не хватило «огонька» чтобы противостоять таким харизматичным мужчинам, хотя режиссер и оператор делали все возможное, чтобы убедить нас в обратном.
Все вышеперечисленное говорит только об одном. Перед нами изысканное кинематографическое блюдо, сотканное из изящества и магии. Той самой, что приковывает к экранам зрителей со времен братьев Люмьер. Магии, не прочувствовать которую, в данном случае, просто невозможно. Еще один маленький шедевр от волшебника из мира кино.
PS
«Воробьями» на жаргоне в Гонконге называют карманников.
Моя оценка 10/10
Первая часть о Джонни То здесь